Испытанным способом и без лишних церемоний служба российской госбезопасности ФСБ изъяла компьютеры и сервер одного печатного издания. Бульварная газета хотела в своем ближайшем выпуске осветить до сих пор неизвестные факты о захвате заложников в Москве.
Сотрудники российской госбезопасности ФСБ устроили в выходные обыск в офисе московской бульварной газеты "Версия" и конфисковали компьютер, а также редакционный сервер. Спецслужбы ссылались на возбужденное уголовное дело по факту публикации в мае статьи под названием "Маскировка" по теме о неразрешенном строительстве на секретных государственных объектах.
Главный редактор Рустам Арифджанов подвергает сомнению версию ФСБ. Для него не подлежит сомнению, что изъятие рабочих инструментов должно было предотвратить появление в газете четырехстраничного отчета с подробностями операции по освобождению заложников из театрального центра в Москве. Заместитель главного редактора Андрей Солдатов 26 октября из квартиры расположенного в непосредственной близости жилого дома, откуда эвакуация жильцов не производилась, наблюдал за тем, как освобождали заложников. Его данные о погибших и пострадавших сильно отличаются от официальных. Согласно данным Солдатова, очень многих заложников выносили из здания театрального центра уже мертвыми, и тем не менее их сразу же увезли, скорее всего, для того, чтобы создать впечатление, будто они умерли уже в больнице.
Если Солдатов прав, ситуация с пропавшими без вести могла бы разрешиться. за ними скрываются жертвы, убитые спецназом в самом начале штурма. Российский веб-сайт Центра гражданской помощи всё еще разыскивает более 100 человек.
"Версия" также опять поднимает тему зловещей и для многих непосвящённых непонятной игры ответственных лиц в прятки вокруг состава использованного газа. Арифджанов уверен, что газета может выйти со своей версией драмы в понедельник, как и запланировано. Издание собирается поставить главный вопрос: "Почему нам лгут, если мы вышли из ситуации победителями?"
Два года назад "Версию" уже посещали те же сотрудники ФСБ, изъяв тогда материал о затонувшей атомной подводной лодке "Курск". В истории вокруг того несчастного случая кремлевский начальник Путин выглядел жалкой фигурой.
Кроме того, то, что обыск состоялся сразу же после того, как российский парламент продавил поправки, ужесточающие закон о печати в пункте, касающемся освещения вопросов терроризма, многим наблюдателям кажется совсем уже странным совпадением.
Согласно измененному закону о печати наказанию подвергаются. вплоть до отзыва лицензии. те, кто распространяет террористическую "пропаганду" или способствует "оправданию" терроризма. Однако ни понятие "пропаганда", ни "оправдание" никак в законе не трактуются, что неизбежно открывает двери для произвола. Тот, кто выступает с критикой официальной точки зрения, вносит согласно данному варианту закона свой вклад в дело международного терроризма.
Опубликовано 04 ноября 2002 года
Клаус-Хельге Донат, газета Tageszeitung