ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
"Платформа гражданского общества" - площадка, созданная по инициативе правозащитников, журналистов и экспертов Азербайджана. По словам ее учредителей, платформа призвана стать пространством для обсуждения актуальных для страны задач - преодоления экономического кризиса, прекращения преследования правозащитников и журналистов, строительства демократического общества. При этом, как заявляется, "Платформа гражданского общества" не намерена заниматься политической деятельностью. С момента своего создания в начале 2016 года организация уже успела провести в Баку несколько мероприятий, посвященных проблемам защиты прав человека и деятельности НКО в Азербайджане.
"Платформа гражданского общества" (ПГО) была создана в Азербайджане 10 февраля 2016 года. Структура была создана с целью поиска путей решения актуальных проблем страны, поддержки процесса реформ, усиления демократических принципов 1.
В состав "Платформы гражданского общества" вошли 26 активистов - правозащитников, адвокатов, журналистов и экспертов по экономике. Среди них Абиль Байрамов (адвокат), Акиф Гурбанов (глава НПО "Институт демократических инициатив"), Айнур Имранова (журналист), Азер Мехтиев (глава НПО "Содействие экономическим инициативам"), Башир Сулейманлы (член Центра мониторинга выборов и обучения демократии), Алескер Мамедли (эксперт в области права медиа), Асабали Мустафаев (адвокат, глава НПО "Ресурсный центр прав человека"), Аваз Зейналов (главред газеты "Хурал"), Фуад Гасанов (глава НПО "Демократический монитор"), Халид Агалиев (член Института права медиа), Халид Багиров (юрист, член правления движения "Республиканская альтернатива"), Кямран Махмудов (журналист-фрилансер), Мехман Алиев (директор информационного агентства Turan), Мехрибан Рагимли (представитель Фонда Маршалла), Насими Мамедли (политический эксперт), Огтай Гюльалыев (глава Общественного альянса "Азербайджан без политзаключенных"), Ровшан Агаев (зампред НПО "Содействия экономическим инициативам"), Ровшан Гаджибейли (глава НПО "Школа демократической журналистики"), Руслан Иззетли (глава гражданского движения "Д 18"), Самир Алиев (член НПО "Содействие экономическим инициативам"), Самир Казымлы (координатор Альянса защиты политических свобод), Сеймур Казымов (медиаэксперт), Шахвелед Чобаноглу (журналист), Шахла Исмаил (глава НПО "Женщин за рациональное развитие"), Ялчин Иманов (адвокат) и Зия Гулиев (эксперт в области права) 2.
В ПГО нет руководства и руководящих органов, поэтому все решения принимаются консенсусом. Для принятия решений по принципиальным вопросам запрашивается позиция каждого участника посредством он-лайн обращений.
Главными спикерами "Платформы гражданского общества" стали независимый эксперт в области права Алескер Мамедли и глава НПО "Институт демократических инициатив" Акиф Гурбанов.
"Платформа гражданского общества" планирует расширение и принятие новых членов, однако к кандидатам предъявляются очень жесткие требования. Решение о приеме должно быть принято консенсусом всеми участниками. Кроме того, кандидат должен иметь репутацию политически не ангажированного человека, который отличается независимыми взглядами. Главным критерием должно быть отстаивание кандидатом интересов гражданского общества.
"Экономический, социальный и политический кризис – вызовы, с которыми столкнулось азербайджанское общество. Создавая "Платформу гражданского общества", мы намерены выносить на повестку актуальные проблемы страны для того, чтобы использовать интеллектуальный потенциал Азербайджана и содействовать их решению", – говорится в манифесте организации.
Алескер Мамедли отметил в беседе с корреспондентом "Кавказского узла", что "Платформа гражданского общества" задумана как "дискуссионная площадка для обсуждений актуальных проблем страны и на основе диалога выработки предложений о путях их решения". Он также добавил, что "Платформа гражданского общества" с участием экономистов будет организовывать дискуссии с целью доработки выведенных предложений по преодолению экономического кризиса, смягчения его последствий для социально уязвимых слоев населения. Мамедли подчеркнул, что "Платформа гражданского общества" не намерена заниматься политической деятельностью.
Почти сразу после 27 февраля 2016 года "Платформа гражданского общества" обратилась к азербайджанскому народу и властям страны, призвав их как можно скорее подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Соглашение предусматривает "уважение к верховенству закона, демократии, правам человека, а также сотрудничество в области рыночных реформ, свободной торговли и других фундаментальных областях, укрепили надежды на строительство свободного общества и демократического государства, истоки которого берут начало от отцов-основателей Азербайджанской Демократической Республики, созданной в 1918 году", – говорится в обращении.
27 апреля 2016 года "Платформа гражданского общества" организовала форум с участием представителей НПО Азербайджана, аппарата омбудсмена, а также сотрудников посольств западных государств. Алескер Мамедли, указав на проблемы с исполнением решений ЕСПЧ в Азербайджане, выразил обеспокоенность по поводу законодательной инициативы, позволяющей властям не выполнять вердикты Страсбургского суда в случаях "противоречия их Конституции страны".
29 июня 2016 года "Платформа гражданского общества" организовала в Баку проведение форума "Текущее состояние НПО и пути решения проблем". Его участники заявили о параличе деятельности независимых институтов Азербайджана. В частности, Алескер Мамедли призвал международные организации осознать серьезность ситуации. "К сожалению, некоторые международные структуры также позволяют вовлечь себя в игры властей по имитации демократии. Некоторые из них на условиях правительства проходят регистрацию как доноры, и это позволяет властям показывать, что созданные ими механизмы работают", - заявил он.
В июле 2016 года "Платформа гражданского общества" обвинила власти Азербайджана в политически мотивированном отказе предоставить помещение для проведения "круглого стола" в Баку. По словам участника "Платформы гражданского общества" правозащитника Самира Казымлы, сказанным корреспонденту "Кавказского узла", отказ Международного пресс-центра (МПЦ) нужно расценивать как "нетерпимость к носителям альтернативных мнений, дискриминацию по политическим мотивам, нарушение фундаментальных свобод".
12 июля 2016 года "Платформа гражданского общества" призвала власти Азербайджана восстановить полноправное членство в "Открытом правительстве" – международной организации, добивающейся утверждения идеалов открытого государства (развития административного профессионализма, открытого гражданскому контролю), выполнив требования организации. "С сожалением приходится констатировать, что Азербайджан стал единственной страной, чей статус в партнерстве "Открытое правительство" понижен. Это не только негативно влияет на имидж страны, но и может создать проблемы в осуществлении внешних финансовых заимствований, которые нужны Азербайджану из-за падения цен на нефть", – сказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" член "Платформы гражданского общества" Огтай Гюльалыев.
В октябре 2016 года "Платформа гражданского общества" выступила с заявлением по поводу референдума, в котором было отмечено, что референдум во многих аспектах противоречил как самой Конституции Азербайджана, так и международным договорам страны. Ограничению подверглись права собственности, гражданства, объединения и обращений, свобода информации и экономической деятельности. Внесенные поправки могут нанести ущерб принципу разделения властей, привести к понижению статуса парламента и депутатов. А сама поспешность проведения референдума не соответствует демократическим принципам и традициям 3.
В октябре 2016 года Алескер Мамедли в числе 29 правозащитников, юристов, журналистов и руководителей НПО подписал "Единый пакет предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность гражданского общества", адресованный правительству Азербайджана. По мнению авторов, предложения помогут организовать в стране "свободную и устойчивую деятельность структур гражданского общества". Пакет предложений затрагивает законы "О грантах", "О волонтерской деятельности", "О свободе вероисповедания", "О борьбе с религиозным экстремизмом", а также Уголовный кодекс и Кодекс об административных проступках.
21 января 2017 года "Платформа гражданского общества" распространила документ с оценкой принятого 11 января постановления кабинета министров о внесении изменений в "Правила регистрации грантовых договоров (решений)" 4. В документе, подготовленным "Платформой гражданского общества", указывается на несостоятельность утверждений, что нововведения устраняют препятствия, внесенные в законодательство о грантах в 2013-2014 годах.
По словам главы Института демократических инициатив Акифа Гурбанова, о серьезных успехах "Платформы гражданского общества" говорить пока не приходится, "но сам факт учреждения платформы в период активной фазы репрессий против НПО стал демонстрацией наличия сохранения в обществе потенциала сопротивления, невозможности подавить всех" 5.
По его словам, реакция "Платформы гражданского общества" на те или иные актуальные вопросы общественной жизни играет просветительскую роль, способствуя формированию объективного представления о тех или иных государственных решениях. Многие пользователи социальных сетей апеллируют к оценкам членов "Платформы гражданского общества" в своих постах. Это в определенной степени влияет на общественное мнение, с которым властям все-таки иногда приходится считаться.
По словам Акифа Гурбанова, власти демонстрируют минимальную терпимость к "Платформе гражданского общества", но стараются оказать давление как на саму организацию, так и ее участников, например, препятствуя проведению форумов, запрещая выезд из страны членам "Платформы", проводя неофициальные проверки на предмет установления рода деятельности родственников членов "Платформы" 6.