К нам принесли удивительно интересный документ царских времен, найденный в развалинах Грозного. Называется он так: "Наказ Русской армии о законах и обычаях сухопутной войны" и утвержден высочайшим Указом самодержца Российской империи Николаем II в 1904 году.
Читая документ вековой давности, удивляешься четкому определению в нем функций солдат и офицеров, статуса разных категорий населения страны, с которой воюет Россия. Он пронизан гуманностью к мирным жителям и к вооруженному противнику.
Бесспорно, и тогда имели место чрезмерная жестокость, излишняя кровожадность на полях сражений, мародерство и грабежи на оккупированных территориях, но все это запрещалось и наказывалось властями в соответствии с настоящим Указом на самом высоком государственном уровне. Его составители были достойными, благородными людьми, любящими не только свою Родину, но и уважающими чужую враждебную страну, честь и достоинство его народа. Тем самым они оберегали честь и достоинство русского офицера и солдата.
Анализируя сегодняшнюю ситуацию, убеждаешься, какая глубокая пропасть между этим "Наказом" и конкретными действиями воюющих сторон на территории Чеченской Республики. Противостоящие стороны в Чечне не придерживаются элементарных норм и правил, закрепленных Женевской конвенцией от 1 2 августа 1949 года, воюют по принципу "все средства хороши".
Боевики закладывают и взрывают фугасы в местах скопления военнослужащих и гражданских лиц, федералы же открывают бесцельную стрельбу по всему, что движется и не движется. В том и другом случае страдают ни в чем неповинные люди. Мирное население оказывается меж двух огней, между молотом и наковальней. Подробно об эксцессах военного времени читаем на страницах периодической печати.
"В августе 2000 года боевиками совершено нападение на главу администрации Ножай - Юртовского района Йиситу Гайр-бекову, в результате убит ее брат, тяжело ранены мать и сестра". В феврале 2001 года убиты учителя аргунской и старосунженской школ Ш.Хадисов и Трвбулатов. В "Парламентской газете" от 15.08.02 года читаем: "В ночь на вторник в Шалях в результате артобстрела погибли две девочки - трех и семи лет. Еще девять человек получили тяжелые ранения...". "Во время бомбежки в Грозном на глазах ребенка погибли мать и отец, - вторит "Российская газета" от 15.08.02 г. - 13-летний Денис выскочил из подвала, бежал и кричал, обезумев от ужаса. Ныне Денис находится в неврологическом отделении ставропольской больницы". Таких случаев немало. А в "Наказе" самодержавной России в главе "Нижним чинам" говорится, что к мирным жителям надо относиться терпимо: "Мирных жителей неприятельского края не обижай. Жестокость с обывателем только увеличивает число наших недругов".
Во все времена позором для воюющих сторон считалось мародерство на захваченных землях и грабеж мирного населения. Но это стало нормой на нашей земле. Читаем в "Известиях" от 09.07.02 года "Масхадов обратился к подчиненным полевым командирам с призывом грабить чеченских бизнесменов". В "Веденском дневнике" рядового запаса Ильи Анпилогова из "Комсомолки" от 20.07.02 года рассказывается, как делается "зачистка". "Что представляет собой зачистка, - пишет он, - сейчас опишу. Вооруженная толпа во главе с командиром окружает дом в селе и начинает переворачивать в нем все верх дном. Естественно, к рукам бойцов многое прилипает. На последней "зачистке" заодно с домом зачистили соседний магазин. Бойцы добывают конфеты да сигареты, а отцы- командиры- магнитофоны и телевизоры. БТРы приволокли на буксирах еще две легковушки".
"Имущества мирных жителей сам не порти и не отымай, - предупреждаются солдаты в "Наказе". - Да и товарищей придерживай от этого." Всякий грабеж строго воспрещается под страхом тягчайших наказаний (до смертной казни включительно).
В этом царском указе военные безукоризненно и четко обязывались отличать вооруженного противника от мирного жителя. "Во время военных действий воспрещается атаковать или бомбардировать города, селения, жилища или строения, незанятые противником или его складами предметов, нужных для целей войны, отдавать на разграбление населенные пункты, даже взятые приступом". Это систематически игнорируется обеими сторонами в нынешних условиях. Райцентр Шали подвергся артобстрелу. В результате чего разрушены несколько домов мирных жителей, - пишет "Парламентская газета" от 15.08.02 года. "Взрывы домов в Москве, Волгодонске и Буйнакске, - отмечает "Известия" от 11.09.02 года, - это дело чеченских боевиков".
Военные власти обязывали подчиненных проявлять гуманность к военнопленным. "С пленными подлежит обращаться человеколюбиво и предоставлять им полную свободу в отправлении религиозных обрядов.
Содержать их так же, как содержатся чины Русской Армии. Собственностью военнопленных остается все лично им принадлежащее, за исключением оружия, лошадей и военных бумаг",- констатирует глава "О военнопленных" "Наказа о законах и обычаях сухопутной войны".
А что мы наблюдаем в нашей реальной жизни? Средневековую жестокость и маньячный садизм. "Российская газета" от 26.09.02 года пишет: "Мы получили запись из Чечни, где пленным отрезают головы. Недавно делали программу про ваххабитов. Собрали тысячи пленок, снятых федералами, чеченскими боевиками и арабами. Ничего кроме ужаса и омерзения, такие кадры запоминаются, ненависть переадресуется с бандитов на простых чеченцев, которые живут в своей республике, которые такие же заложники ситуации". Дальше: "В Самашках, - пишет "Комсомолка" от 26.09.02г., - Бунхаева, паренька лет 18, ударили по голове и еще живому разрезали тело, вырвали сердце, положили на грудь и ушли. Некоторые солдаты падали в обморок, видя, что творят их товарищи".
Особое внимание обращается в "Наказе" на сохранение учреждений культуры, образования и культовых зданий неприятельской стороны. Так в главе "Права и обязанности воюющих сторон" подчеркивается: "Захват, разрушение или преднамеренное повреждение имущества церковных, благотворительных, художественных и научных, а равно исторических памятников воспрещается. При осадах и бомбардировках подлежит принимать меры к возможному сохранению храмов и зданий, в которых помещаются музеи, учебные заведения, приюты, госпитали, помещения для раненых и т. д.".
В наши дни мы наблюдаем совсем обратное. "В центре им.А.Д.Сахарова, - пишут "Известия" от 08.09.02 года, - открывается выставка, на которой представлено 100 фотографий средневековой Чечни и Ингушетии...
Можно увидеть старинные памятники зодчества, многие из которых безнадежно пострадали от обстрелов, а некоторые и вовсе стерты с лица земли бомбардировками?. Выдержку такого содержания читаем в тех же "Известиях" от 27.06.02г. "В Третьяковской галерее открыта выставка, "Вернем Грозному музей". Первый экспонат, - порезанная картина - красноречиво рассказывает о судьбе художественного музея в Грозном, он был разрушен в декабре 1994 года авиацией, его коллекция (2150 произведений] расхищены...".
Царский документ обязывает проявлять особое гуманное отношение к раненым и больным воинским чинам, взятым в плен. В главе "О раненых" читаем: "Раненые и больные воинские чины подбираются без различия, к какой армии они принадлежат. После боя начальниками частей и высшими чинами принимаются меры к ограждению ограбления раненых, как наших, так и неприятельских, оставшихся еще на поле сражения. Виновные в обобрании раненых с насилием отвечают как за разбой".
В "Наказе Русский армии о законах и обычаях сухопутной войны" очень много и других моментов. Мы вовсе не рассчитываем на то, что выдержки из указанного документа смогут повлиять на сложившуюся ситуацию, что криминальных эксцессов станет меньше. Свидетельством тому являются многочисленные жалобы, письма граждан Республики, остающиеся без последствий. яркое подтверждение тому и Обращение Совета Старейшин и Комитета примирения с участием глав администраций населенных пунктов Урус - Мартановского района к Главе Администрации ЧР А.Кадырову, Спецпредставителю Президента РФ в Чечне А.Х.Султыгову и командующему ОГВ B.C.Молтенскому от 31 августа с. г.
Это просьба, мольба и крик отчаяния измученных, издерганных трехлетней войной людей. "Мы взываем к вам о помощи, ибо складывающая ситуация в районе вселила страх и ужас в наши души, - говорится в Обращении.
Нормой жизни стали ночные похищения людей, останки которых находят по истечении времени. Сопровождается это грабежами, взрывами и поджогами домов. Нас тревожит и страшит этот "конвейер смерти", конца которому не видно, а также как не видны и виновные в совершении преступлений.
Наши многочисленные обращения по вышеперечисленным фактам в силовые структуры района не способствуют прекращению произвола.
Несмотря на многочисленность служб в районе, призванных защищать наши права, ответственность за происходящее ни одна из них не берет".
Такая же ситуация характерна для многих районов Чечни. Жернова войны поглощают все больше и больше невинных людей.
И конца не видно... Доколе?
Опубликовано 28 октября 2002 года