ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Комитет министров Совета Европы выразил сожаление по поводу сохранения в силе Верховным судом Азербайджана приговора в отношении оппозиционного политика Ильгара Мамедова вопреки решению Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) о необходимости его освобождения из тюремного заключения. Комитет министров призвал власти Азербайджана освободить Мамедова, а также исполнить предписания ЕСПЧ о пересмотре законодательства о мерах ответственности за диффамацию.
Как писал "Кавказский узел", 17 марта 2014 года лидер движения "Республиканская альтернатива" (ReAl) Ильгар Мамедов был осужден на семь лет тюрьмы по обвинению в организации массовых беспорядков в Исмаиллы в 2013 году. Мамедов вину не признал. 18 ноября 2016 года Верховный суд Азербайджана отклонил его кассационную жалобу. При этом в мае 2014 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал приговор Мамедову политически мотивированным и связанным с критикой властей, обязав Азербайджан выплатить ему компенсацию в размере 22 тысяч евро.18 ноября 2016 года генеральный секретарь Совета Европы Турбьёрн Ягланд назвал решение кассационной инстанции по делу Мамедова "вопиющим неуважением Азербайджана по отношению к Европейской конвенции по защите прав человека". Осудили решение Верховного суда Азербайджана и в Европейском союзе.
Комитет министров Совета Европы 6-8 декабря обсудил вопросы о состоянии дел с ходом исполнения решений ЕСПЧ. В рамках обсуждений затрагивался также вопрос с Мамедовым. По итогам обсуждений Комитет министров принял специальное решение по делу Мамедова, которое опубликовано на сайте организации.
В этом документе "с особой озабоченностью" отмечается, что, несмотря на истечение более чем двух лет после окончательного решения Европейского суда и неоднократные призывы Комитета министров и Генерального секретаря к государству-ответчику освободить Мамедова, он все еще остается под стражей.
Комитет министров напоминает о своих предыдущих резолюциях и промежуточных решениях, содержащих неоднократные призывы к немедленному освобождению Мамедова. Комитет министров выразил глубокое сожаление, что Верховный суд Азербайджана 18 ноября 2016 года рассмотрел жалобу Мамедова без учета выявленных Европейским судом нарушений прав заявителя и оставил в силе в отношении него обвинительный приговор.
Также Комитет министров подтвердил "неприемлемость содержания Мамедова под стражей на основе процедур, проведенных в нарушение Европейской конвенции, чтобы наказать его за критику правительства".
В решении Комитета министров указывается, что продолжающееся произвольное задержание Мамедова представляет собой вопиющее нарушение обязательств Азербайджана в соответствии с пунктом 1 статьи 46 конвенции (обязательная сила и исполнение постановлений).
Этот пункт подразумевает, что страны-подписанты конвенции "обязуются исполнять окончательные постановления суда по любому делу, в котором они выступают сторонами". Комитет министров СЕ подтвердили свою решимость обеспечить выполнение вердикта ЕСПЧ по делу Мамедова, и в этой связи "активно рассматривает возможность использования всех имеющихся в распоряжении Организации механизмов, в том числе в соответствии с пунктом 4 статьи 46 Европейской конвенции о правах человека".
Комитет министров выразил глубокую озабоченность в связи с отсутствием какой-либо информации со стороны властей в отношении общих принятых или планируемых мер по предотвращению нарушений верховенства закона, установленных в постановлении Европейского суда. В связи с этим Комитет министров призвал Азербайджан принять участие в конструктивном диалоге.
Власти сначала заявляют о готовности к диалогу, а потом не только не выполняют решений ЕСПЧ, но еще более ухудшают законодательство и усиливают давление
Азербайджанский юрист и правозащитник Интигам Алиев, имеющий многолетний опыт представления интересов граждан страны в ЕСПЧ, комментируя решения Комитета министров СЕ по делу Мамедова, заявил корреспонденту "Кавказского узла" сказал, что "Комитет министров неоднократно призывал правительство Азербайджана исполнить решение ЕСПЧ по делу Мамедова".
"Вообще Комитет министров периодически призывает правительство Азербайджана исполнять свои обязательства по исполнению решений ЕСПЧ и другим делам. Власти сначала заявляют о готовности к диалогу, а потом уклоняются от этого, и не только не выполняют решений ЕСПЧ, но, напротив, еще более ухудшают законодательство, усиливают давление на гражданское общество, проводят аресты по сфабрикованным обвинениям, - сказал он. - В этом смысле гражданское общество Азербайджана вправе ожидать от Комитета министров, наконец, уже более строгих мер. Однако, если обратить внимание на последнее решение Комитета министров по делу Мамедова, то в нем уже однозначно отмечено, что эта структура рассматривает возможности применения пункта 4 статьи 46 Конвенции, что является предупреждением правительству о возможных санкциях против Азербайджана в Совете Европы".
Однако Алиев считает, что правительство наверняка осознает последствия, к которым может привести эта политика игнорирования с учетом экономических трудностей Азербайджана. Поэтому, как полагает правозащитник, по всей вероятности, группа политзаключенных, включая Мамедова, в ближайшее время будет освобождена.
Алиев также обратил внимание на то, что Комитет министров рассмотрел 6-8 декабря еще один вопрос о неисполнении в полной мере решения ЕСПЧ по делу азербайджанских журналистов Яшара Агазаде и Ровшана Махмудова. По его словам, эти журналисты были осуждены в 2003 году и приговорены к 2,5 года лишения свободы по обвинению в клевете, однако в 2007 году были помилованы и освобождены спустя полгода после ареста, тем не менее ЕСПЧ усмотрел в их делах нарушения свободы выражения.
Наряду с выплатой им компенсации ЕСПЧ постановил также пересмотреть законодательство Азербайджана с целью устранения возможностей использования мер ответственности за диффамацию для ограничения свободы выражения. Однако власти, хотя и выплатили компенсации журналистам, реформы законодательства не провели, сказал Алиев.
Комитет министров в своем решении выразил сожаление отсутствием информации о мерах, принятых в Азербайджане в целях обеспечения адекватности законодательства о диффамации. Более того, Комитет министров выразил серьезную озабоченность в связи с последними изменениями в Уголовном Кодексе о введении новых диффамационных преступлений, влекущих лишение свободы независимо от того, есть ли в выражениях подстрекательства к насилию или ненависти. Вместе с тем, Комитет министров повторил важность конструктивного диалога между Азербайджаном и Комитетом министров и секретариата в отношении проблем, выявленных в этой сфере. Комитет министров СЕ отметил выраженную Азербайджаном готовность сотрудничать с Советом Европы и намерен вернуться к этому вопросу в марте 2017 года, сказано опубликованном на сайте организации решении.
По данным Алиева, правительство Азербайджана пыталось помешать распространению среди участников заседания обращения Amnesty International, в котором в связи с обсуждениями вопроса о деле Махмудова и Агазаде приводились факты принятия в Азербайджане в последние годы мер, которые были направлены на ограничение свободы выражения, факты арестов критиков правительства по надуманным обвинениям, ухудшения законодательства.
Официальный Баку считал, обращения Amnesty International выходили за рамки вопросов, касающихся дела Махмудова и Агазаде. Тем не менее обращение было распространено среди участников заседания, рассказал Алиев.
Ранее Алиев сообщал, что на заседании Комитета министров 6-8 декабря ожидалось и рассмотрение вопроса о неисполнении правительством Азербайджана решения ЕСПЧ о необоснованной невыдаче загранпаспорта лидеру партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Али Керимли.
"Честно говоря, пока у меня нет достоверной информации о том, обсуждался ли вопрос по делу Али Керимли, - сказал сегодня Алиев. - В опубликованном на сайте Совета Европы решении дело Керимли не указывается. Возможно, Комитет министров получил накануне обсуждений заверения от правительства Азербайджана решить вопрос, и отложил его рассмотрение, тем более, что решение по делу Керимли носило индивидуальный характер и в нем было предписание ЕСПЧ о принятии мер правительством общего характера, касающихся в целом системы выдачи паспортов в Азербайджане".
Сам Али Керимли рассказал корреспонденту "Кавказского узла", что пока никаких подвижек в решении вопроса о выдаче ему загранпаспорта нет. "Власти на протяжении многих лет проводят тотальные репрессии против нашей партии. Десять наших активистов томятся в тюрьмах по совершенно надуманным уголовным обвинениям. Периодически членов партии подвергают административным арестам, многочасовым допросам в полиции", - сказал он.
Керимли назвал абсурдным отказ властей предоставить ему паспорт, который позволил бы ему покидать страну. "Абсурдно не выпускать меня из страны из-за того, что я могу на международных форумах критиковать власти, поскольку мы имеем возможности апеллировать к мировой общественности через средства новейших информационных технологий и телекоммуникаций", - подчеркнул оппозиционер.
Полномочный представитель Азербайджана в ЕСПЧ Чингиз Аскеров сегодня оказался недоступным для комментариев. Комментариями представителей властей Азербайджана относительно заявления Комитета министров СЕ "Кавказский узел" пока также не располагает.
Материалы о преследовании активистов в странах и регионах Кавказа собраны "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" размещена справка "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане", в разделе "Документы организаций" - обновляемый поименный список политзаключенных в Азербайджане, а в разделе "Персоналии" - биография Ильгара Мамедова.