ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Гела Николаишвили, член Адвокатской ассоциации Грузии, представитель НПО "Бывшие политзаключенные за права человека, брался за дела, которые привлекали пристальное внимание общественности, защищал права людей, задержанных в ходе акций протеста. В 2015 году Николаишвили отстаивал права 50 пожизненно заключенных, объявивших голодовку в Глданской тюрьме Грузии с требованием пересмотра их дел и внесения изменений в закон об амнистии. В марте 2015 года участники акции прекратили голодовку, когда власти заявили о готовности вынести вопрос о пожизненно заключенных на рассмотрение парламента.
Гела Николаишвили номинирован на конкурс "Кавказского узла" "Герой Кавказа 2015" за то, что добился конкретных результатов, помогая людям.
26 января 2015 года 50 заключенных Глданской тюрьмы №8 в Грузии начали бессрочную голодовку, требуя пересмотра судебных решений и внесения изменений в закон об амнистии. В феврале 2015 году Гела Николаишвили, как представитель НПО "Бывшие политзаключенные за права человека", встретился с голодающими заключенными для контроля состояния их здоровья 1. Правозащитник потребовал пересмотра дел голодающих и внесения изменений в закон об амнистии. На момент проведения акции на ее участников не распространились никакие послабления - ни амнистия, ни уменьшение срока заключения, ни условно-досрочное освобождение.
Амнистия, принятая новым правительством Грузии в 2013 году, предусматривала сокращение срока на одну четверть для всех заключенных, отбывающих срок заключения во время правления Саакашвили. Однако это не коснулось пожизненно заключенных. Пожизненно заключенные просили внести уточнения в законодательство, а также утверждали, что суд над ними был предвзятым, либо считали, что совершенное ими преступление не должно караться таким сроком заключения, или же сообщали, что они не совершали такого преступления.
Как отмечал сам Николаишвили в феврале 2015 года в комментарии для "Кавказского узла", эта голодовка заключенных в Грузии была самой длительной за несколько лет, но при этом не было "никаких предпосылок к тому, чтобы ситуация разрешилась". Как отметил Николаишвили, голодовка могла бы прекратиться, если "президент или правительство помиловали хотя бы одного-двух пожизненно заключенных". Также Николаишвили заявил, что для решения проблем пожизненно заключенных могут быть задействованы также поправки в грузинское законодательство, принятые по инициативе президента Грузии в январе 2014 года 2. Согласно этим поправкам, президент Грузии может рассматривать вопрос об условно-досрочном освобождении пожизненно заключенных не через 25 лет после вступления приговора в силу, а через 15.
3 марта 2015 года, после того, как представители администрации президента Грузии пообещали вынести вопрос пожизненно заключенных на рассмотрение парламента, участники акции в Глданской тюрьме прекратили голодовку 3.
Также в 2015 году Гела Николаишвили защищал имама села Джоколо (Панкисское Ущелье, Кахетия) Аюфа Борчашвили, обвиненного в вербовке людей для участия в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная судом в России).
В декабре 2015 года Николаишвили взялся за защиту другого выходца из Панкиси - Давида Борчашвили, обвиненного в том, что он участвовал в военных действиях на стороне ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная судом в России).
Гела Николаишвили (Николеишвили) родился 27 марта 1958 года в г. Тбилиси, Грузинская ССР 4.
После окончания в 1975 году средней школы учился на историческом факультете Тбилисского государственного университета им. Иванэ Джавахишвили, который и закончил в 1981 году.
В 1981 – 1984 годах работал научным сотрудником в государственном музее в Мцхета, пока не был арестован и осужден судом Грузинской ССР за антисоветскую деятельность на полтора года. Вышел на свободу в 1985 году.
В 1992 - 1995 годах Гела Николаишвили был членом Парламента Грузии, где возглавлял подкомитет по политическим правам при Парламентском комитете по правам человека.
В 1995 – 1999 годах учился на юридическом факультете Тбилисского Психолого-Юридического института.
В 1996 году совместно с другими политзаключенными создал НПО "Бывшие политические заключенные за права человека".
С 1999 года является адвокатом Адвокатской коллегии Грузии.
В марте 2003 года Гела Николаишвили в числе 60 других участников подписал Меморандум учредительного собрания "Движения против религиозного экстремизма в Грузии".
В 2007 году Николаишвили стал адвокатом лидера общественного движения "Грузия, Вперед" Ираклия Батиашвили, которого обвиняли в оказании помощи в бунте с целью свержения государственной власти Грузии, повлекшем тяжкие последствия.
В 2007 - 2008 годах Гела Николаишвили защищал одного из 12 осужденных сторонников, проходящих по делу бывшего шефа службы безопасности Грузии, лидера оппозиционной партии "Справедливость" Игоря Георгадзе, обвиняемого в попытке вооруженного свержения власти.
"Можно сказать, что их судили так же, как судили в Америке негров сто лет назад. И это одна из позорных страниц в истории грузинского правосудия", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Гела Николаишвили.
В апреле 2008 года Николаишвили принял участие в голодовке адвокатов в знак поддержки их коллеги - голодающего Малхаза Джангирашвили.
В 2009 году он защищал офицеров, организовавших мятеж на военной базе в Мухровани 5.
В ноябре 2010 году он взялся защищать лиц, обвиненных в шпионаже в пользу России, носившем в спецслужбах Грузии условное название "Энвер" 6.
В 2010 году он стал адвокатом Давида Кекутии, проходящего обвиняемым по делу о подготовке взрывов на территории Грузии. По версии следствия, Кекутия участвовал в терактах, подготовленных майором ВС России Евгением Борисовым.
В 2010 - 2011 годах Гела Николаишвили несколько раз защищал права людей, задержанных в ходе акций протеста, в том числе - беженцев и уличных торговцев 7.