11:53 / 16.11.2016Свидетель по делу о халифате описал попытку покушения на полицейского

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Суд по делу о попытке создания в Кабардино-Балкарии халифата допросил двух силовиков, в качестве свидетелей обвинения рассказавших об обстоятельствах покушения подсудимых на полковника полиции Артура Темботова и подробностях изъятия взрывного устройства из квартиры одного из подсудимых.

"Кавказский узел" писал, что дело в отношении 10 жителей Кабардино-Балкарии, обвиняемых в попытке создать в республике халифат с шариатской формой правления, поступило в Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону в августе. Подсудимые вину не признали.

На скамье подсудимых находятся Олег Мисхожев, Ахмед Балкаров, Ислам Шогенов, Руслан Кипшиев, Кантемир Желдашев, Артур Каров, Заур Текужев и Руслан Жугов. Также по делу проходят умерший во время следствия Залимхан Тхамоков и Ибрагим Гугов, убитый при попытке задержания. По версии следствия, они состояли в незаконном вооруженном формировании, целью которого было изменение конституционного строя и установление халифата в Кабардино-Балкарии. Также им инкриминируется перезахоронение по мусульманскому обычаю своего товарища Александра Попова, которое следствие сочло вандализмом и надругательством над умершим. Помимо этого, они обвиняются в покушении 26 декабря 2013 года на полковника полиции Артура Темботова, которое сорвалось из-за того, что взрывное устройство не сработало.

15 ноября в Северо-Кавказском окружном военном суде перед допросом свидетелей обвинения судья проинформировал присутствующих, что в суд поступило письмо от начальника Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) МВД по Кабардино-Балкарии, передает корреспондент "Кавказского узла", присутствовавший в суде.

Согласно письму, оперативно-разыскные мероприятия (ОРМ) в отношении подсудимых проводились в рамках дел оперативного учета по противодействию экстремизму и терроризму, и рассекретить данные без нанесения ущерба проводящимся ОРМ не представляется возможным в соответствии со ст.12 ФЗ №144 "Об оперативно-розыскной деятельности".

Суд приобщил это письмо к материалам дела, поскольку документ "имеет отношение к делу".

Засекреченный свидетель обвинения, выступивший в суде под псевдонимом "Мамонтов", рассказал, что с 2004 года является сотрудником правоохранительных органов и с 2011 года - оперативником ЦПЭ, в его служебные обязанности входит выявление, пресечение и профилактика преступлений экстремистской направленности.

По словам "Мамонтова", после покушения на Артура Темботова в поле зрения ЦПЭ попал Олег Мисхожев, который, по оперативным данным, являлся "религиозным экстремистом". Подсудимый работал тогда в одном из охранных агентств в Нальчике. По данным "Мамонтова", к Мисхожеву на работу приходили знакомые, с которыми он обсуждал необходимость "свержения конституционного строя" в республике. В итоге знакомые Мисхожева создали незаконное вооруженное формирование, чтобы вести "так называемый джихад", избрали Мисхожева амиром и дали клятву верности, рассказал свидетель.

По его словам, один из товарищей Мисхожева, Ислам Шогенов, пообещал познакомить Мисхожева с Залимханом Тхамоковым, который, в свою очередь, по версии следствия, был связан с вооруженным подпольем.

В сентябре 2013 года Шогенов, по словам свидетеля, организовал встречу Мисхожева и Тхамокова на окраине Нальчика, где Мисхожев рассказал Тхамокову, "что у него есть группа, которая избрала его амиром и дала ему клятву верности". На этом основании Мисхожев потребовал оружие, однако Тхамоков посоветовал ему набраться терпения и перейти на конспиративное положение, так как перед этим в республике были убиты несколько боевиков.

Тогда, по словам "Мамонтова", Мисхожев отдал приказ своей группе перезахронить тело члена вооруженного подполья Попова, похороненного на христианском кладбище. Это было сделано для того чтобы утвердить авторитет "амира" в группе. После перезахоронения тела Попова авторитет Мисхожева действительно вырос, и, так как ему "не терпелось совершить посягательство" на жизнь сотрудников правоохранительных органов, он отдал приказ о покушении на Артура Темботова.

Для этого, согласно рассказу свидетеля, подсудимый Ахмед Балкаров изготовил бомбу, а Шогенов следил за маршрутом Темботова. 26 декабря 2013 года Артур Темботов оставил свою машину рядом с отделом полиции, а Балкаров вышел из "Нивы" и прикрепил самодельное взрывное устройство к днищу автомобиля Темботова. Когда полицейский сел в машину, Мисхожев нажал на кнопку, но бомба не сработала. В дальнейшем полицейские ее обнаружили и обезвредили, рассказал "Мамонтов".

В ходе ОРМ оперативники вышли на Мисхожева и его группу и задержали их, хотя ранее, по словам «Мамонтова», они в разработку ЦПЭ не попадали, и дела оперативного учета на подсудимых не заводились.

Свидетель отметил также, что, по версии правоохранителей, подсудимые планировали в 2014 году захватить администрацию Нальчика и удерживать, насколько возможно, чтобы установить в республике халифат.

"Откуда источник вашей осведомленности? Откуда у вас сведения, что кто-то с кем-то встречался, что-то высказывал или планировал... Вы эти сведения получили аналитическим путем?", - спросил свидетеля адвокат Тимур Лакунов.

"Мамонтов" ответил, что получил сведения в результате агентурно-оперативных мероприятий, которые он не может рассекретить, а также от самих подсудимых, давших на стадии предварительного следствия признательные показания.

Во время допроса на многие вопросы адвокатов "Мамонтов" отказывался отвечать подробно, ссылаясь на секретность сведений либо указывая их источником "ОРМ и агентурно-оперативные мероприятия".

Адвокат Мельдер поинтересовался, какие виды ОРМ проводились в отношении подсудимых. Свидетель ответил, что сотрудники ЦПЭ наблюдали, собирали справки, проводили опросы и снимали информацию с технических каналов связи.

Тогда один из адвокатов спросил, проводилась ли аудиозапись, фото- или видеосъемка встреч и разговоров подсудимых, из которых было бы ясно, что они планируют свергнуть конституционный строй в республике и установить халифат.

На этот вопрос ответила прокурор Молова, пояснив, что ОРМ в отношении подсудимых были проведены только после покушения на Темботова, и такого рода доказательств "нет и не могло быть". "Может быть, такие собрания и встречи были, но достоверных сведений у нас о них нет", - заявила она.

Затем адвокаты спросили у свидетеля, исследовались ли экспертами МВД записи камер наблюдения с места покушения на Артура Темботова. "Мамонтов" ответил, что какие-то записи камер, вероятно, просматривались, но "точно он не может вспомнить".

На это адвокат Лакунов заметил, что место, где Темботов припарковал свою машину, находится под наблюдением нескольких камер с соседних зданий, и предполагаемые преступники не смогли бы подойти и отойти незамеченными. "Помимо камер с полицейского участка, здесь еще есть сотни камер, но ни одну из них правоохранительные органы не обследовали… Если бы действительно искали следы "Нивы", то обязательно бы нашли", - высказал свое мнение Лакунов.

Свидетель рассказал об изъятии взрывного устройства из квартиры Шогенова

Следующим был допрошен другой засекреченный свидетель под псевдонимом "Гром". Он назвался экспертом-взрывотехником ФСБ, принимавшим участие в обезвреживании взрывного устройства, найденного, по версии следствия, в квартире Ислама Шогенова.

Согласно показаниям свидетеля, 11 января 2014 года в квартире у Ислама Шогенова в Нальчике полицейские нашли двухлитровый пакет из-под сока, наполненный аммиачной селитрой, алюминиевой пудрой и строительными дюбелями.

Этот предмет был снабжен взрывателем и представлял собой самодельное взрывное устройство, пояснил свидетель. По его словам, бомба была вывезена на пустырь и обезврежена.

Один из адвокатов спросил у свидетеля, необходимо ли в случае обнаружения бомбы эвакуировать людей из помещения, в котором ее нашли, и из близлежащих помещений. "Гром" ответил, что, конечно, людей необходимо эвакуировать, и они всегда стараются сделать это максимально быстро.

"Почему же тогда вы не вывели людей?", - спросил у свидетеля подсудимый Шогенов. "Кроме сотрудников служб, в квартире находились я, понятые, иные лица. И я помню, никто никого не выводил. Сотрудники ФСБ спокойно вынесли этот предмет и положили в белый пакет", - добавил он.

Судья спросил у свидетеля, понимает ли он логику вопроса подсудимого. "Если вы эвакуировали людей – значит, для их жизни есть опасность. Если не эвакуировали – значит, нет опасности. Вы приехали, увидели взрывной предмет и не эвакуировали людей. Как так может быть?", - спросил судья.

Свидетель "Гром" после некоторого раздумья ответил, что он "не может лично ходить по квартирам". По его словам, сотрудники ФСБ дали указание полиции эвакуировать людей, но не проследили, чтобы полицейские его выполнили.

После допроса свидетеля суд объявил перерыв до 16 ноября.

Комментариями от других участников процесса относительно показаний свидетелей "Кавказский узел" пока не располагает.

Материалы о влиянии событий на Ближнем Востоке на ситуацию на Кавказе публикуются "Кавказским узлом" на тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".

Автор:Валерий Люгаев
16.11.2016 в 14:20Titul

осталось угадать кто подсказал ))

16.11.2016 в 15:20152

Дб.прочитают задом наперед и крышу рвет.

16.11.2016 в 13:35Titul

а я так и не понял. откуда Мамонтов это все знал. записывал что ли? или он был внедрне к Мисхожеву

16.11.2016 в 14:14 cuбa

Подсказали.

16.11.2016 в 18:03Titul

давай скажи 152 все правду про мамонтова ))

17.11.2016 в 10:30moderator

Комментарии удалены модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Дискуссии ведутся только на русском языке.

18.11.2016 в 20:30152

титул, мутную книгу задом наперед читают поклонники караванщика, а не Мамонтов.

22.11.2016 в 08:04aslan83

что гадать, центр по противодействию экстремизму подсказал