17:33 / 14.11.2016Экспертиза подтвердила причинение тяжкого вреда здоровью Тохтауловой

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Врачи онкодиспансера назначили неправильное лечение жительнице Карачаево-Черкесии Муслимат Тохтауловой, причинив тяжкий вред ее здоровью, постановила комиссия экспертов Российского центра судмедэкспертизы.

Как писал "Кавказский узел", в сентябре 2008 года Муслимат Тохтауловой был поставлен диагноз "рак молочной железы", удалены грудь, матка и яичники, проведены три химиотерапии, а затем 18-дневный курс лучевой терапии, она стала инвалидом II группы. По версии следствия, диагноз был ошибочным. Следствие по делу длилось шесть лет, обвинение в причинении вреда здоровью Тохтауловой предъявлено только одному врачу, Фатиме Болтачиевой, которая свою вину не признает.

На сегодня было отложено назначенное на 8 ноября заседание, которое не состоялось из-за занятости судьи Азамата Кубова на другом процессе. Однако сегодняшнее заседание также не состоялось на этот раз из-за болезни адвоката подсудимой, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" потерпевшая Муслимат Тохтаулова.

Свидетель: я не был согласен с решением коллег о новой операции Тохтауловой

По решению суда новое заседание назначено на 22 ноября. На нем продолжится допрос свидетелей, который начался 20 октября. В этот день на суде дал показания бывший заведующий хирургическим отделением онкодиспансера Рамазан Салпагаров, проводивший Тохтауловой операцию по удалению молочной железы, передает корреспондент "Кавказского узла". На допросе Салпагаров заявил, что, по его убеждению, у Тохтауловой было онкозаболевание. 

 "Первая встреча с Тохтауловой у меня была 1 октября 2008 года. У нее были отечные формы. Ко мне ее привел врач Анзор Хубиев (бывший главврач диспансера, – прим. "Кавказского узла"), я просто осмотрел ее и дал пояснения. Я посмотрел грудь ее, сказал, что надо пройти химиотерапию, оперативное лечение", – сказал Салпагаров, добавив, что у Тохтауловой была "отечно-инфильтративная форма рака" и к постановке диагноза "имели отношение 11 врачей".

Он также уточнил, что проводил операцию по удалению молочной железы, но не был согласен с решением врачей проводить вторую операцию – по удалению матки и яичников.

"Хирург-гинеколог Болатчиева в коридоре мне сказала, что они собираются проводить Тохтауловой вторую операцию. Молочная железа, яичники и матка относятся к единой репродуктивной системе. Они связаны друг с другом. Я считал, что достаточно было химической кастрации и проводить операцию не нужно. Мне было обидно, что врачи отодвинули в сторону меня и без меня решились на это", – пояснил бывший завотделением, добавив, что разрешение на операцию Болатчиевой, возможно, дал бывший главврач онкодиспансера.

Сама потерпевшая Муслимат Тохтаулова в ходе заседания рассказала, что обратилась в онкодиспансер после укуса клеща.

"Я пришла к Рамазану Салпагарову с бывшим главврачом диспансера Анзором Хубиевым. Они были моими лечащими врачами. Мне сказали, что мне осталось жить от восьми месяцев до года, что у меня отечно-инфильтративная форма рака, которая не лечится. Рамазан Салпагаров привел в пример случай с другой больной, которая якобы была в такой ситуации и отказалась от операций, но потом скоро умерла. На меня оказывалось психологическое давление", – заявила Тохтаулова.

Адвокат обвиняемой Фатимы Болатчиевой в свою очередь указала суду, что официально именно Салпагаров запланировал ее подзащитной операцию по удалению матки и яичников. Она представила на обозрение медкарту Тохтауловой, в которой Салпагаров написал, что такая "операция запланирована".

Свидетель признал, что делал запись в медкарте. Однако, по его словам, после того как хирург-гинеколог Болатчиева сообщила ему о планах провести операцию по удалению матки и яичников, ему ничего не оставалось сделать, кроме как внести соответствующую запись.

В рамках следствия по делу была проведена экспертиза в Российском центре судебно-медицинской экспертизы, которая подтвердила, что диагноз Тохтауловой был поставлен неверно. По просьбе следствия в центре также прошла дополнительная экспертиза - специалистов попросили распределить степени тяжести вреда здоровью потерпевшей, полученные в результате тех или иных врачебных решений.

Эксперты: Тохтаулова стала инвалидом в результате неправильного лечения

Итоговый текст экспертного заключения ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы" поступил в распоряжение "Кавказского узла". Заключение подготовила комиссия из шести экспертов, среди которых врачи, имеющие специальную подготовку по онкологии, маммологии, хирургии, рентгенологии и патологической анатомии.

"Диагноз Тохтауловой был выставлен неверно, объем проведенного медицинского обследования был недостаточным и неполноценным", – говорится в заключении.

По мнению экспертной комиссии, "оперировавший хирург в операционной сразу после резекции молочной железы должен был провести срочную биопсию, однако этого не сделал".

"Также необходимо было выполнение иммуногистологического исследования, которое бы с вероятностью в 90% исключило бы необходимость удаления яичников. Показаний для удаления матки у пациентки вообще не было", – говорится в экспертизе.

Комиссия экспертов подчеркивает, что не выявила у потерпевшей "ни одного достоверного признака рака молочной железы".

"В результате оказания медицинской помощи Тохтауловой диагноз "рак левой молочной железы, отечно-инфильтративная форма" был выставлен неверно, что повлекло за собой удаление левой молочной железы и привело к причинению ей вреда здоровью средней тяжести", – говорится в заключении экспертов.

Также в документе сказано, что "необоснованное удаление матки с придатками Тохтауловой привело к причинению ей тяжкого вреда здоровью".

Что касается последствий, возникших в результате прохождения Тохтауловой химиотерапии, то эксперты определить их не смогли в связи с отсутствием методики и возрастными изменениями пациентки.

"Тохтауловой оказана медицинская помощь, в которой та не нуждалась и, более того, в результате которой она стала инвалидом II группы", – отмечается в экспертном заключении.

"Кавказский узел" не располагает пока комментариями защиты относительно выводов экспертов Российского центра судебно-медицинской экспертизы.

Автор:Ася Капаева