ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В суде Ростова-на-Дону сегодня были допрошены трое свидетелей, принимавших участие в личных досмотрах обвиняемых. Их показания не во всем соответствовали досудебным протоколам.
Как писал "Кавказский узел", в августе в суд поступило уголовное дело в отношении 10 жителей Кабардино-Балкарии, обвиненных в попытке создания на территории республики халифата с шариатской формой правления. На судебном заседании 27 сентября было оглашено обвинительное заключение. Никто из подсудимых не признал вину в суде. Сейчас в суде идет допрос свидетелей. На прошлом заседании свидетели дали показания о встречах подсудимых, на которых, по версии следствия, обсуждались вопросы создания государства с шариатской формой правления, а также рассказали об обстоятельствах, при которых родственники обнаружили, что тело принявшего ислам Александра Попова было похищено для перезахоронения по мусульманскому обряду.
На скамье подсудимых находятся Олег Мисхожев и его знакомые: Ахмед Балкаров, Ислам Шогенов, Руслан Кипшиев, Кантемир Желдашев, Артур Каров, Заур Текужев и Руслан Жугов. Также подсудимыми по делу проходят умерший во время следствия Залимхан Тхамоков и Ибрагим Гугов, убитый во время задержания 27 августа. По версии следствия, подсудимые состояли в НВФ, целью которого было изменение конституционного строя и установление в КБР "Исламского государства - Халифат с шариатской формой правления" (ИГ, ранее - ИГИЛ признано в России террористической организацией, деятельность которой запрещена по решению суда). Также им вменяется перезахоронение по мусульманскому обычаю своего товарища по фамилии Попов, которое следствие посчитало вандализмом и надругательством над умершим. Помимо этого, фигуранты дела обвиняются в покушении 26 декабря 2013 года на полковника полиции Темботова, чье убийство не состоялось из-за несработавшего СВУ.
Свидетель Болтенков заявил о своем отсутствии при изъятии вещей у Текужева
Первым сегодня был допрошен посредством видео-конференц-связи с судом из Петербурга Михаил Иванович Болтенков 1934 года рождения. Свидетель пояснил, что в июле 2014 года находился в городе Нальчике в гостях у брата жены. В дверь позвонили сотрудники правоохранительных органов и пригласили стать понятым при личном досмотре одного гражданина. Когда Болтенков вышел на улицу, он увидел молодого парня, который стоял возле дома в окружении автоматчиков, на нем была небольшая матерчатая сумка. Как впоследствии выяснилось, этим парнем оказался один из подсудимых Текужев. Рядом с Текужевым были разложены на клеенчатой пленке компас, граната (в народе ее называют "лимонка") и запал. Сотрудники правоохранительных органов никаких вопросов задержанному не задавали, рассказал свидетель.
"Почему вы думаете, что эти предметы вытащили из сумки у этого лица", - спросила прокурор Аджиева. "Я лично сам не видел, чтобы эти предметы изымались у этого человека. Может быть их и привезли. Я пришел, когда все уже было аккуратно разложено", - заявил Михаил Болтенков.
"Тогда почему вы решили, что эти предметы принадлежат Текужеву?" - спросила судья, сославшись на предыдущие показания свидетеля, в которых он говорил, что увидел предметы, "принадлежащие Текужеву", лежащими на земле. Однако Болтенков ответил, что он, наверное, что-то "недомыслил", но готов точно утверждать, что граната, запал и остальные предметы при нем никогда не изымались у подсудимого и он не знает их точное происхождение.
Свидетель Джакамухов рассказал о личном досмотре подсудимого Карова
Следующим допросили Аладина Джакамухова. Связь с ним осуществлялась при помощи видео-конференц-связи с нальчикским гарнизонным судом. Свидетель рассказал, что был понятым во время личного досмотра подсудимого Карова в Нальчике в квартире на улице Калинина.
По словам Джакамухова, в его присутствии из черного полиэтиленового пакета был извлечен металлический овальный предмет похожий на гранату. Правда, как он оказался в руках сотрудников правоохранительных органов Джакомухов пояснить затруднился, так как "что-то конкретное" он не помнит.
Гособвинитель зачитала протокол досмотра от 11 июля 2014 года, подписанный Джакомуховым, согласно которому, в ходе личного осмотра Карова из правого кармана спортивных брюк была вытащена граната РГД-5. "Было ли такое событие или нет?" - спросила прокурор.
Джакомухов опять ответил, что не помнит, но при этом подтвердил свои показания в протоколе.
Тогда защитник Думанишев поинтересовался, знает ли свидетель, что такое доктопорошок, и когда тот ответил отрицательно, спросил, как Джакомухов может пояснить, что в протоколе, который он подписал, есть термины, о которых он понятия не имеет.
"Протокол не я писал. Я просто его подписал и все", - ответил в очередной раз свидетель, пообещав больше никогда в жизни не становиться понятым.
Сотрудник ЦПЭ не смог ответить на вопрос адвоката
Последним давал показания оперуполномоченный Центра противодействия экстремизму (ЦПЭ) Ильдар Битоков. Он проводил личный досмотр подсудимого Карова после его задержания.
Битоков рассказал, что в составе группы сотрудников ФСБ и СОБРа Кабардино-Балкарской Республики приехал в квартиру на улице Калинина в Нальчике, где, по оперативной информации, находился "экстремист" и "террорист" Каров с гранатой, полученной им на хранение от руководителя "бандформирования" Олега Мисхожева.
По его словам, у Карова после личного досмотра в присутствии понятых была изъята из правого кармана спортивных брюк граната РГД-5 и взрыватель к ней. Граната была обработана доктопорошком и на ней обнаружили отпечатки пальцев подсудимого. Карова отвезли в ближайшее отделение полиции, где он дал показания, что входил в НВФ под руководством Мисхожева, целью которого являлась смена конституционного строя в КБР.
Адвокат Юрий Бачурин спросил Битокова, разъяснили ли Карову его права, что он имел право не давать показания и имел право на защитника. Битоков ответил утвердительно, пояснив, что никогда бы не стал давить на задержанного и совершать должностное преступление. Эти слова Битокова вызвали оживление и смех у подсудимых.
Адвокат Лакунов спросил, почему понятых не пригласили заранее, и почему на месте досмотра не использовали видео. Сотрудник Центра противодействия экстремизму не смог ответить на этот вопрос. После допроса Битокова суд объявил перерыв до 14 октября.
"Этот процесс характеризуется сильнейшим давлением на свидетелей. Допрос Михаила Болтенкова показал, что значит неподготовленный органами свидетель, живущий за пределами Нальчика. В отличие от нальчикских, он дал четкие показания и ни разу не сказал "не помню", "не знаю", "в шоке был", - прокомментировал ход процесса корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Юрий Бачурин.
Новости о влиянии ближневосточной войны на ситуацию в регионах Кавказа публикуются "Кавказским узлом" на специальных тематических страницах "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата".