04:21 / 10.08.2016Адвокаты жителя Ставрополья заявили о нарушениях по калмыцкому эпизоду дела Браудера

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Бывший конкурсный управляющий калмыцкой компании "Дальняя степь" Александр Долженко обвиняется в пособничестве в преднамеренном банкротстве этого предприятия. Сам он вину отрицает. Его адвокаты указали на нарушение процедуры продления меры пресечения их подзащитному, передает корреспондент "Кавказского узла".

Версия обвинения по калмыцкому эпизоду дела Браудера

Долженко обвиняется в пособничестве преднамеренному банкротству "Дальней степи" (ст. 196 УК РФ), повлекшем неспособность компании в полном объеме удовлетворить требования кредиторов и исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, говорится в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого от 21 июня, подписанном замначальника второго отдела управления по расследованию организованной преступной деятельности следственного департамента МВД России С.И. Шнейдерманом (копия документа имеется в распоряжении "Кавказского узла").

По версии следствия, с 1995 по 2005 годы у группы иностранных компаний возникло желание получить доступ к управлению "Газпромом", для чего был приглашен гражданин Великобритании Уильям Браудер, которому было поручено разработать план реализации задуманного.

Браудер, как установило следствие, организовал приобретение акций "Газпрома" юридическими лицами, учредителями которых выступали аффилированные с Фондом Hermitage Capital структуры, а также российские физические лица, после чего в указанных компаниях перепродавались доли иностранным юрлицам, зарегистрированным в зарубежных офшорных зонах.

Следствие также утверждает, что "Дальняя степь" и другие компании под управлением Браудера были зарегистрированы в юрисдикции Республики Калмыкия, что стало причиной незаконного применения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций с помощью различных схем и, таким образом, существенному уменьшению налогооблагаемой базы и уходу от налогов.

В документе отмечается, что в декабре 2004 года по указанию Браудера была проведена сделка между ООО "Дальняя степь" и ЗАО "Бизнес капитал" по продаже 37 587 324 акций РАО "Газпром" на общую сумму в 2 891 036 262 рубля. Как полагает следствие, тем самым Браудер причастен к лишению предприятия ликвидных активов, а позже выводу их в офшорные компании через подконтрольные коммерческие структуры.

Гендиректором "Дальней степи" в разные годы был глава московского представительства Фонда Hermitage Capital Уильям Браудер, заочно осужденный по обвинению в совершении финансовых преступлений решением Тверского районного суда Москвы к девяти годам заключения, пишет "Коммерсант".

12 июля 2006 года управление Федеральной налоговой службы (ФНС) по Калмыкии обратилась в Арбитражный суд с требованием признать "Дальнюю степь" банкротом и взыскать с нее в пользу государства недоимки по налогам в размере свыше 1,25 миллиарда рублей.

Роль Долженко следствие усматривает в сговоре с Браудером и иными лицами с целью формального проведения процедуры арбитражного управления и сокрытия информации о преднамеренном банкротстве организации, говорится в постановлении следователя.

7 августа 2006 года в отношении "Дальней степи" началась процедура банкротства, а Долженко был назначен временным управляющим. 9 июня 2007 года в отношении компании введено конкурсное производство, а конкурсным управляющим утвержден Долженко. 22 октября 2007 года процедура банкротства была завершена в связи с недостаточностью имущества должника для погашения требования кредиторов. Но 8 сентября 2015 года конкурсное производство по требованию ФНС было возобновлено в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, которыми признано возбуждение уголовного дела в отношении Долженко. В ноябре 2015 года по личному заявлению Долженко он был освобожден от обязанностей конкурсного управляющего "Дальней степи", говорится в материалах дела на сайте картотеки арбитражных дел "Электронное правосудие".

Суд продлил срок домашнего ареста Долженко до 25 октября

8 августа судебная коллегия по уголовным делам Ставропольского краевого суда удовлетворила апелляционное представление прокурора и продлила Долженко срок домашнего ареста до 25 октября 2016 года, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Алауди Мусаев, представляющий интересы Долженко.

По его словам, в суде представители следствия подтвердили, что просят продлить меру пресечения обвиняемому. При этом срок домашнего ареста Долженко истек 25 июля и, как отметил адвокат, к моменту рассмотрения материалов в суде апелляционной инстанции в отношении него уже не действовала никакая мера пресечения.

"В связи с невозможностью продления несуществующей меры пресечения мы заявили ходатайство о прекращении производства по апелляционному представлению прокурора, на что председательствующий ответил, что рассмотрит данное ходатайство в совещательной комнате", - сказал Мусаев, отметив, что по возвращении из совещательной комнаты судья удовлетворил представление прокурора о продлении домашнего ареста Долженко.

Защита настаивает на том, что мера пресечения продлена в нарушение действующего уголовно-процессуального законодательства, и намерена обжаловать это решение суда.

"Никак это апелляционное определение, которое нам не выдали даже на руки, кроме как абсурдным, назвать нельзя", - сказал он.

По его словам, следователь объясняет необходимость продления меры пресечения Долженко сложностью расследования уголовного дела, в то время как еще 25 июня по делу окончено предварительное следствие. Кроме того, отметил адвокат, в представлении прокурора указывается на то, что обвиняемый может воспрепятствовать расследованию дела.

"Данное решение, как и все дело, носит заказной характер. До получения решения мы не можем его обжаловать, хотя такое решение выдается немедленно", - отметил Мусаев.

Защита: Долженко вступил в дело о банкротстве "Дальней степи" после вывода ее активов

Относительно фабулы уголовного дела в отношении Долженко адвокат Мусаев заявил, что его подзащитный не может быть причастен к преднамеренному банкротству "Дальней степи", так как «на момент его назначения конкурсным управляющим решением Арбитражного суда банкротство было инициировано управлением ФНС Калмыкии".

"Было принято решение о банкротстве, три кандидатуры были предъявлены в суд для утверждения на должность конкурсного управляющего. Суд должен был назначить одного человека из троих, что и было сделано. Еще в 2004 году были выведены все средства из "Дальней степи", о существовании ее тогда он еще не знал. На момент его назначения в 2006 году конкурсным управляющим ни одного цента на счетах не было, и он не мог быть ни пособником, ни организатором вывода этих денег", - рассказал адвокат.

Потерпевшей стороной по уголовному делу выступает ФНС России, уточнил Мусаев.

Долженко вступил в арбитражное дело о банкротстве "Дальней степи" на стадии, когда все активы компании были выведены, сообщила "Кавказскому узлу" адвокат обвиняемого Надежда Ермолаева.

По ее словам, иск о банкротстве был инициирован налоговой службой после проведения выездной налоговой проверки, которая показала необоснованное применение налоговых льгот в отношении "Дальней степи" и по итогам которой была установлена недоимка по налогам. При этом, как утверждает адвокат, Долженко не было известно о наличии банковского счета, через который производился вывод денег.

"Долженко запросил у налоговой информацию по счетам, они ответили что есть шесть счетов, а тот счет, с которого уходили денежные средства в больших объемах, они ему не указали. Он запросил сведения о закрытых счетах, просил предоставить материалы налоговой проверки, в связи с которыми они выявили недоимку, но ему ответили, что материалы проверки не могут предоставить, потому что архив утонул, прорвало канализацию", - рассказала Ермолаева.

Долженко рассказал, как превратился из свидетеля в обвиняемого

Член межрегиональной саморегулируемой организации конкурсных управляющих Александр Долженко рассказал "Кавказскому узлу", что 25 июля 2015 года он был вызван повесткой и был опрошен в качестве свидетеля по делу о банкротстве ООО "Дальняя степь".

"Все сводилось к тому, что если ты патриот РФ, то дай показания против руководителей "Дальней степи", что они скупили акции "Газпрома", надо забрать у них собственность за рубежом и для этого возродить «Дальнюю степь». Якобы, чтобы это сделать, надо по вновь открывшимся обстоятельствам открыть дело через Арбитражный суд Калмыкии", - сообщил обвиняемый.

Он отметил, что в случае отказа от предложенных условий ему было обещано длительное заключение.

После опроса в качестве свидетеля была проведена очная ставка с представителем УФНС по Калмыкии, который, по словам Долженко, заявил, что обвиняемый ввел его в заблуждение и принудил проголосовать за завершение конкурсного производства.

"После очной ставки меня перевели в разряд обвиняемого, и начался допрос. Причем это происходило в течение 10 часов - с 15.00 25 июля до 01.00 26 июля", - рассказал он.

После допроса Долженко был доставлен в СИЗО Ставрополя, что он воспринял как оказание давления, отметил он.

"Через двое суток на суде мне избрали меру пресечения в виде домашнего ареста", - сообщил Долженко.

Он утверждает, что был вынужден подписать заявление о том, что к нему подходили люди от Браудера и просили завершить процедуру банкротства "Дальней степи" по формальным основаниям, а затем эти показания были записаны на видео.

Он также отметил, что ему поступали угрозы расправы. "В начале моего допроса... сказал, что по этому делу восемь человек умерли, последним из которых был Магнитский, и если я буду упорствовать, то продолжу этот список", - заявил обвиняемый.

С его слов, под домашним арестом он находился целый год, на протяжении которого, как утверждает обвиняемый, никаких следственных действий не велось.

При этом, по его словам, ему оказалось недоступно медицинское обследование в связи с имеющимся у него заболеванием, поскольку надетый на него электронный браслет не позволяет ему пройти томографию.

Тем временем по делу "Дальней степи" было проведено две экспертизы, которые не выявили нарушений в конкурсном производстве со стороны обвиняемого, заявил он.

"Две экспертизы моих действий как арбитражного управляющего, первая из которых проведена экспертным бюро МВД, заключившим, что отчет и заключение сделаны на основании того, что я имел. Потом они еще обратились за заключением к моему коллеге, к арбитражному управляющему,... и тот также дал заключение, что все сделано добросовестно. Они это заключение потеряли, не дают нам знакомиться (с этим документом)", - сказал Долженко.

Сторона защиты знакомится с материалами уголовного дела, насчитывающего 34 тома, уточнил он.

"У нас идет ознакомление с материалами дела. Каждый день я еду за 90 километров в Ставрополь из Новой деревни, и следователь... считает, что я делаю это очень медленно, что должен по 10 томов в день изучать. Однако ситуация, когда это все сфабриковано, требует очень внимательного изучения", - полагает он.

Долженко заявил, что на последнем допросе 22 июня в Москве было подано заявление о даче прежних показаний под давлением, эти материалы были переданы в отдел собственной безопасности. "Полагаю, что результаты будут отрицательными", - сказал он.

Комментариями от представителей Браудера относительно выдвинутых в отношении него обвинений по калмыцкому эпизоду дела, связанного с Фондом Hermitage Capital, комментариями от представителей силовых структур и налоговой службы по поводу заявлений Долженко и его защитников "Кавказский узел" пока не располагает.

Автор:Тимур Алиев