02:56 / 06.08.2016Выводы Генпрокуратуры о высоком уровне коррупции в Астраханской области вызвали дискуссию среди экспертов

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Ситуация с коррумпированностью Астраханской области не отличается от других регионов, считает представитель организации Transparency International Глеб Гавриш. Официальная статистика не отражает реальной картины коррумпированности, полагает член общественного экспертного совета Мирового банка по проблемам госуправления и коррупции Георгий Сатаров. Но глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов уверен, что в Астраханской области действительно высокий уровень коррупции.

"Кавказский узел" информировал, что "Известия" со ссылкой на доклад Генпрокуратуры России сообщили о том, что Астраханская область вошла в тройку самых коррумпированных регионов. Согласно данным надзорного ведомства, в первом полугодии 2016 года в Астраханской области наблюдается увеличение более чем в два раза числа зарегистрированных преступлений, связанных со взяточничеством. Согласно докладу, число таких преступлений в январе-июне 2016 года составило 74, тогда как в первой половине 2015 года их было только 36.

Эксперты международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International после изучения обнародованных данных из доклада Генпрокуратуры оценили их как необъективные, заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель организации Глеб Гавриш.

На основании собственного анализа статистики Генпрокуратуры экспертами сделан вывод, что ситуация с коррупцией в Астраханской области ничем не отличается от иных российских регионов, отметил он.

Приведенная статистика ничем не примечательна и на ее основании делать выводы об уровне коррупции невозможно, уверен представитель Transparency International.

"Доклад не включает в себя оценку возбужденных дел, нет оценки количества дел, доведенных до суда, отсутствует информация о реальных приговорах по делам. Таким образом, допускаем, что производства по ряду уголовных дел впоследствии могли быть прекращены, а потенциальный коррупционер избежал наказания. Также не исключено, что виновные получали символические приговоры", - рассказал Гавриш.

Представленная статистика не может объективно отразить уровень коррупции в регионе, считает президент Фонда прикладных политических исследований "ИНДЕМ", член общественного экспертного совета Мирового банка по проблемам государственного управления и коррупции Георгий Сатаров.

По его словам, бессмысленно оперировать исключительно данными правоохранителей, если они не сопоставлены со статистикой приговоров.

Кроме того, отметил он, при таком изменении криминальной статистики, даже если она собрана добросовестно, нельзя установить причину зафиксированной динамики: связано ли это с реальным увеличением количества преступлений или с улучшением качества работы правоохранителей.

"Озвученные цифры ровным счетом не имеют никакого значения", - отметил Сатаров.

Он полагает, что в России со статистикой все очень плохо, поскольку власти не заинтересованы в оценке реального состояния дел в стране.

"Даже прокуратура в начале 2010-х годов делала гневные комментарии по поводу грубой фальсификации данных криминальной статистики", - отметил Сатаров.

Иного мнения придерживается глава Национального антикоррупционного комитета, член президентского Совета по правам человека Кирилл Кабанов.

По его словам, Астраханская область является достаточно развитым регионом со стабильно растущей экономикой и имеет благоприятный климат для бизнеса.

Высокий уровень коррупции действительно имеет место в этом регионе и является следствием благоприятной среды для бизнеса и относительного высокого финансового благополучия в области, заявил он "Кавказскому узлу".

"Скажем, Москва — еще более развитый регион, и здесь коррупция еще выше", - отметил Кабанов.

Силовики озвучивают реальные данные, и оценка уровню коррупции дана объективно, считает он.

"Исследования проведены на основании возбуждения многочисленных уголовных дел, что говорит о квалифицированной работе правоохранителей", - заявил глава Национального антикоррупционного комитета.

Дела, связанные со взяточничеством, в Астраханской области

"Кавказский узел" сообщал, что в первом полугодии 2015 года в Астраханской области стало известно о возбуждении уголовных дел, связанных со взяточничеством, в отношении высокопоставленных чиновников.

Так, в апреле дело о взяточничестве было возбуждено в отношении заместителя начальника городского управления МВД Николая Васина и заместителя начальника Центра лицензионно-разрешительной работы Ивана Жигульского. В апреле 2016 года это дело дошло до суда, где его рассмотрение еще продолжается.

В июне 2015 года силовики завели уголовное дело в отношении министра социального развития Астраханской области Екатерины Лукьяненко. Она была задержана 6 июня по подозрению в получении взятки на сумму в 260 тысяч рублей. 30 июня 2016 года чиновнице был вынесен обвинительный приговор, согласно которому ей назначено наказание в виде четырех лет лишения свободы.

В первой половине 2016 года не сократилось число сообщений о новых уголовных делах, связанных со взяточничеством, в отношении чиновников Астраханской области, которые занимают руководящие посты.

Так, 10 марта стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении начальника отдела регулирования и контроля розничных рынков и ярмарок министерства экономического развития Астраханской области, подозреваемой в получении взятки от представителей бизнеса.

24 марта силовики задержали главу администрации Ленинского района Астрахани Наталью Якушеву по подозрению в получении взятки на сумму в 400 тысяч рублей. Одновременно сообщалось о задержании депутата городской думы Павла Григоршева по подозрению в пособничестве получению взятки.

"Кавказский узел" также сообщал, что, по данным управления Следственного комитета России по Астраханской области, в 2015 году в области было заведено 207 коррупционных дел, что 1,5 раза больше уровня 2014 года.

Автор:Олег Краснов