Директор Бюро демократических институтов и по правам человека ОБСЕ Жерар Штудман так и не появился на пресс-конференции, посвященной итогам международной конференции "Роль религии и убеждений в демократическом обществе: поиск путей противостояния терроризму и экстремизму", организованной правительством Азербайджана совместно с ОБСЕ.
Вместо него в пресс-конференции участвовал его заместитель, который, по собственному признанию, "не является экспертом по Азербайджану". Вообще директор БДИПЧ избегал общения с азербайджанскими журналистами в буквальном смысле этого слова. Особенно не хотел он отвечать на вопросы, связанные с итогами референдума по изменениям в Конституцию и по поводу нового Избирательного кодекса, который был послан на экспертизу БДИПЧ ОБСЕ. И все же представителям азербайджанских СМИ удалось, как говорится, на ходу взять у него несколько комментарий по интересующим их вопросам, которые неизменно прерывались заявлениями типа "извините, я очень тороплюсь". Отвечая на вопросы азербайджанских журналистов Ж.Штудман отказался дать конкретную оценку новому Избирательному кодексу. "БДИПЧ ОБСЕ выскажет свое отношение после обнародования этого документа для широкой общественности и начала его публичных обсуждений",- заявил он. При этом он сообщил, что первый "круглый стол" о реформировании избирательной системы Азербайджана будет проведен в первой половине декабря сего года в Баку. Оно будет организовано Бюро демократических институтов и прав человека ОБСЕ с целью обсуждения проекта нового избирательного закона, который будет обнародован властями Азербайджана в середине ноября. Подобное соглашение было достигнуто после встреч директора БДИПЧ Жерара Штудмана с представителями официального Баку. "Очень важно, что процесс принятия нового избирательного закона прозрачен, и я рад видеть, что также думают и власти Азербайджана",- сказал Штудман. "Поэтому мы приветствуем решение властей начать процесс публичных консультаций в ближайшем будущем", - добавил он. Вслед за этим БДИПЧ и Венецианская комиссия Совета Европы сделают свои комментарии и рекомендации. Hа предстоящих "круглых столах" будут присутствовать представители властей Азербайджана, ЦИК, политических партий, члены парламента, HПО, а также международных организаций. Кстати, намеченные "круглые столы" пройдут без участия Ж.Штудмана, который был неизменным участником всех последних выборов в Азербайджане, включая последних президентских и парламентских, так как в ноябре он завершает свою работу на должности руководителя БДИПЧ. Напомним, что БДИПЧ явилось одним из организаций, выразивших свою озабоченность в связи с зафиксированными международными наблюдателями нарушениями в ходе прошедшего 24 августа в Азербайджане референдума. Но на этот раз директор БДИПЧ заявил, что не желает комментировать событие, которое уже произошло. В то же время он заявил о том, что "у нас нет никаких проблем по поводу референдума". В ходе пресс-конференции руководитель бакинского офиса ОБСЕ Питер Бурхард отказался ответить на вопрос корреспондента "Зеркала" по поводу эффективности подобных "круглых столов", если они никак не влияют на конечный результат, как было в случае с референдумом. Пришлось продолжить разговор на данную тему с П.Бурхардом после пресс-конференции.
- я до сих пор уверен, что благодаря этим "круглым столам" избиратели Азербайджана имели возможность в течение в общей сложности 17 часов ознакомиться с разными точками зрениями, в том числе оппозиционных партий.
- я спросил о другом. Повлияли ли эти "круглые столы" на результаты референдума?
- (смеясь) я не могу сказать какими были бы результаты референдума, если бы эти "круглые столы" не состоялись.
- Может такими же как и без них?
- (просто заливаясь смехом) я не знаю...
- И все же итог того или иного избирательного процесса подводится по результатам, а не по разговорам. Вам не кажется, что по сути вы занимались бесполезным делом?
- Около трех процентов избирателей проголосовало против. Если подробно проанализировать, как действовали они, то увидим, что часть проголосовала против трех, часть против четырех изменений в Конституцию. То есть они делали это продуманно. Это может быть не очень большое количество. Но меня это радует...
- Даже в советское время на выборах где-то 0,01% голосовало против. Вас радует, что количество голосовавших против выросло до трех процентов?
- Нет. Меня не радует и ситуация, при которой люди на все вопросы референдума ответили "против". Меня обрадовало то, что часть избирателей обдуманно ставили галочки, отвечая на вопросы, внесенные на референдум.