ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Минская группа ОБСЕ должна организовать регулярный мониторинг того, как карабахский конфликт освещается в средствах массовой информации враждующих сторон, заявил глава Степанакертского пресс-клуба Гегам Багдасарян. Инициатива Багдасаряна на нынешнем этапе конфликта не реализуема, считают опрошенные "Кавказским узлом" армянские журналисты.
"Кавказский узел" писал, что ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась в ночь на 2 апреля. 5 апреля стороны объявили о перемирии, но до сих пор продолжают систематически обвинять друг друга в нарушении договоренностей.
Можно говорить о фиксации нового, выгодного Азербайджану, взявшему под контроль новые позиции, статус-кво. Изменение линии соприкосновения грозит новой эскалацией, поскольку сторона, приобретшая территории, мотивирована к возобновлению боев - такие выводы делает "Кавказский узел" на основе озвученной сторонами конфликта информации.
30 мая руководитель Степанакертского пресс-клуба Гегам Багдасарян опубликовал открытое письмо к сопредседателям Минской группы ОБСЕ и личному представителю действующего председателя ОБСЕ Анджею Каспшику.
Багдасарян предлагает в рамках расширения мандата Минской группы внедрить механизмы мониторинга армянских и азербайджанских масс-медиа, освещающих конфликт. По его мнению, сложно говорить о мирном урегулировании конфликта в условиях информационной войны, когда "язык ненависти порой звучит страшнее выстрелов".
"Настал час непосредственной корреляции карабахского урегулирования с перемирием в информационном пространстве", – говорится в открытом письме Багдасаряна, передает корреспондент "Кавказского узла".
В рамках мониторинга, предложенного Багдасаряном, будут выявляться случаи распространения межнациональной розни в СМИ. Обращение Багдасаряна было опубликовано в ряде армянских СМИ, например, в Lragir.am.
Апрельская эскалация конфликта усугубила ситуацию в информационном поле
Если механизмы мониторинга СМИ и будут внедрены, эффективными они не станут, заявила корреспонденту "Кавказского узла" директор исследовательского центра "Регион" Лаура Багдасарян. Она согласна с тем, что используемые в СМИ методы освещения конфликта усугубляют ситуацию и усиливают враждебность сторон, однако в нынешних условиях повлиять на них не реально, считает эксперт.
"Это может быть малоэффективно, особенно в данный период, когда еще недавно, в апреле, на фронте шла война, и сейчас идут частичные перестрелки", – отметила Лаура Багдасарян.
Подобную инициативу, по ее мнению, можно было реализовать в прежний период относительного затишья, когда между сторонами была явная активность на дипломатическом поле. Тогда и в Азербайджане, и в Армении были люди, считавшие, что параллельно с дипломатическим урегулированием конфликта нужно создавать благоприятную для принятия компромиссных решений атмосферу в обществе.
Апрельская война, считает Лаура Багдасарян, в корне изменила всю ситуацию, в том числе повредило журналистским взаимоотношениям.
"У меня глубокое разочарование по поводу информационной политики в Азербайджане, потому что есть вопиющее нарушение журналистской этики. Коллеги, которые, в принципе, могли бы высказать свое несогласие, молчат. Оставим в стороне фактор боязни, фактор авторитаризма этой страны, когда людей хватают и бросают в тюрьмы. Там сейчас такая ситуация, что любое высказывание, которое выходит за рамки их патриотизма, может быть воспринято, как предательство", – считает она.
Случаи преследования журналистов, правозащитников и активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", публикуются на тематической странице "Преследование активистов". В разделе "Справочник" размещена статья "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане".
Багдасарян привела в пример публикации в азербайджанской газете Gundelik Azerbaycan, сопровождавшиеся фотографией азербайджанского солдата, поставившего ногу на тело армянского солдата.
"Газета это представляет как доблестное и победоносное шествие азербайджанцев, – пояснила она. – Редактор той же газеты пишет, что пойдет на войну, и, если увидит армянского ребенка, не остановится перед ним, убьет и его".
Ни в социальных сетях, ни официально, по словам Багдасарян, в Азербайджане не осуждали эту фотографию или слова редактора. При этом в армянском обществе язык вражды используется не столь постоянно и категорично, считает она. Эксперт не отрицает, что язык вражды активно применяется на фоне обострений на фронте, но в целом называет армянские СМИ более сдержанными.
Помимо этого, сложно представить, как технически возможно предотвратить использование в СМИ языка вражды в нынешних условиях, отметила она.
"Если карабахский конфликт лежит в основе национальной идеи - как в Армении, так и в Азербайджане, то и язык вражды является неотъемлемой частью этих обществ", – заключила Лаура Багдасарян.
Зависимость от государства не позволяет СМИ отказаться от языка вражды
Роль СМИ в карабахском конфликте очень высока, и они реально влияют на настроения общества, сказал корреспонденту "Кавказского узла" редактор Media.am (Центра медиаинициатив) Гегам Варданян.
"Язык вражды может сыграть негативную роль в деле урегулирования конфликта. И эта проблема как таковая в карабахском конфликте действительно имеет место, – считает он. – Другой вопрос, насколько Минская группа может быть задействована в устранении данной проблемы".
По мнению Варданяна, Минская группа может ограничиться заявлениями, которые вряд ли окажутся эффективны. Кроме того, до внедрения механизмов мониторинга СМИ нужно понять, насколько медиа в конфликтующих странах свободны способны принимать независимые от властей решения.
"Единственный механизм, который мне представляется плодотворным для решения проблемы со СМИ, – это предоставление медиа возможностей самостоятельно регулировать эти вопросы и не распространять межнациональную рознь и враждебность в своем обществе, а, наоборот, подготавливать общество к миру. Если, конечно, этот мир возможен", – сказал Варданян.
Он добавил, что сомневается в эффективности каких-либо механизмов воздействия на медиа в ситуации, когда одна из сторон конфликта стремится "любой ценой захватить Карабах".
Распространение вражды по отношению к противнику выходит за рамки правового поля
С тем, что журналистская работа оказывает непосредственное влияние на настроения общества в период конфликта, согласна и редактор русской версии ИАА "Армедиа" Карине Оганян.
"Зачастую трудно уследить, диктуют СМИ настроения в обществе или только их отражают", – сказала она корреспонденту "Кавказского узла".
Что касается внедрения механизмов мониторинга СМИ конфликтующих сторон, то эксперт сочла эту инициативу хорошей идеей, однако подчеркнула, что для ее реализации нужна политическая воля сторон.
По словам Оганян, с одной стороны и в Армении, и в Нагорном Карабахе, и в Азербайджане действует законодательство, согласно которому расизм и призывы к войне наказуемы. Однако применяемость законов реальной ситуации не соответствует.
"Предположим, вследствие мониторинга будет выявлена картина тех СМИ, которые сеют вражду и ненависть. И что? Пока президенты и чиновники не поменяют свою риторику и цитирующие их СМИ не исключат из своих публикаций слова вражды, идея внедрения механизмов не будет реализуема", – отметила Оганян.
Тем не менее Карине Оганян надеется, что журналисты конфликтующих стран, которые долго работали в совместных проектах, смогут самоорганизоваться и что-то изменить внутри своих обществ.
"Но это сегодня, увы, не выглядит реальным", – заключила она.
Новости о развитии конфликта в Нагорном Карабахе "Кавказский узел" размещает на странице "Карабах: худой мир или война". "Справочник" "Кавказского узла" содержит справки по темам: "Общие сведения о Нагорном Карабахе", "Армия обороны Нагорного Карабаха", "Кто же все-таки признал Карабах?" и "Минская группа ОБСЕ".