ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Гражданин Украины Николай Карпюк, обвиняемый в участии в боях на территории Чечни, не мог находиться в республике в 1994-1995 годах, так как ухаживал за больной матерью, заявили в суде двое его родственников.
Дело Карпюка и Клыха рассматривается в Верховном суде Чечни с 27 октября 2015 года с участием присяжных заседателей. Подсудимым вменяется причастность к убийствам не менее 30 военнослужащих и ранениям еще не менее 13 во время первой чеченской кампании. По данным следствия, Николай Карпюк и Станислав Клых были членами созданной в начале 1990-х годов организации УНА-УНСО (запрещена в России, ее деятельность по решению суда признана экстремистской. – Прим. "Кавказского узла"). Карпюк и Клых отрицают свое участие в конфликте в Чечне и заявляют о пытках во время следствия.
Как писал "Кавказский узел", 4 апреля Верховный суд Чечни допросил экспертов, проводивших медосвидетельствование Николая Карпюка, которые заявили о невозможности подтвердить данные о пытках. В этот же день суд отказался приобщить к материалам дела документы, поступившие из Генпрокуратуры Украины и свидетельствующие о невиновности подсудимых. 5 апреля суд отказал защите Клыха в комплексной судебно-психиатрической экспертизе.
"Николай Карпюк с сентября 1994 по март 1995 года ухаживал за больной матерью"
Сегодня в начале заседания председательствующий удовлетворил ходатайство адвоката Докки Ицлаева о допросе дополнительных свидетелей, явившихся в Верховный суд Чечни. Первой была вызвана Валентина Карпюк - жена старшего брата подсудимого, сообщает корреспондент "Кавказского узла".
По словам Валентины Карпюк, в 1994 году тяжело заболела мать мужа. "В сентябре Николай забрал ее из больницы и отвез к себе домой. Все это время, до конца 1995 года, он находился дома, - рассказала она. - Я часто бывала дома у Николая, чтобы проведать их мать. Кроме того, мы собирались на все праздники, дни рождения".
По ее словам, после смерти матери, 20 марта 1995 года, Николай Карпюк занимался организацией похорон и присутствовал на них. "После похорон до конца апреля я видела Николая в городе Ровно", - добавила она.
Отвечая на вопрос адвоката Марины Дубровиной, свидетель пояснила, что не была вместе с семьей Николая Карпюка на праздновании нового 1995 года, но отметила, что навещала их 28 декабря 1994 года и 2 января 1995 года.
Прокурор задал вопрос про участие Николая Карпюка в деятельности УНА-УНСО. "Мы собирались семьями, но не обсуждали политику", - сказала свидетельница.
А на вопрос гособвинителя об участии в боевых действиях в Чечне в 1995 году, Валентина Карпюк пояснила, что в это время "находилась плечом к плечу с Николаем".
Присяжные также задали вопрос, бывал ли подсудимый за пределами Украины. "Мне об этом ничего не известно", - заявила Валентина Карпюк, отметив что в 1994-1995 годах Николай Карпюк "находился в Ровно, работал".
"Николай Карпюк не отлучался из дома надолго"
В суде сегодня также выступила племянница подсудимого Оксана Карпюк.
По ее словам, с декабря 1994 по март 1995 года они очень близко общались с дядей Николаем. "Мы виделись практически каждый день, так как болела бабушка и она находилась у дяди Коли дома. Он привозил к ней врачей, сам возил по знахаркам", - рассказала свидетельница.
Она также добавила, что все семейные и религиозные праздники они в этот период отмечали дома у Николая Карпюка. "18 марта 1995 года бабушка попросилась в село. Дядя Коля вместе с женой отвезли ее и там ухаживали за ней до ее смерти", - сообщила свидетель.
На вопрос адвоката, мог ли Николай Карпюк отлучиться от больной матери, Оксана Карпюк ответила отрицательно.
В свою очередь прокурор поинтересовался, в какие города возил подсудимый свою больную мать. "В то время другой мой дядя жил в Хмельницком, и я знаю, что они туда везли бабушку", - ответила она.
Отвечая на вопрос присяжных, свидетельница пояснила, что "не помнит, чтобы дядя Коля отлучался из дома надолго".
После допроса присяжные были удалены из зала суда. Адвокат Марина Дубровина попросила огласить опрос Александра Вахния, приобщенный к материалам дела, так как он не хочет приезжать в суд. Председательствующий отказал в удовлетворении ходатайства, отметив, что необходимо удостовериться в том, что свидетель отказывается явиться на допрос. Суд направит ему повестку телефонограммой, передает корреспондент "Кавказского узла".
В свою очередь адвокат Докка Ицлаев заявил письменное ходатайство о допросе по видео-конференц-связи нескольких свидетелей, которые бы могли поставить под сомнение свидетельства Александра Малофеева. Судья ушел в совещательную комнату для вынесения решения.
Напомним, что гражданин Украины Александр Малофеев, приговоренный Шатойским райсудом Чечни по обвинению в причастности к организации УНА-УНСО и убийствах российских военнослужащих к 24,5 года колонии строгого режима, был допрошен в Верховном суде Чечни 17 ноября. 2015 года Он сообщил, в частности, что в декабре 1994 года на железнодорожном вокзале в Грозном среди других находился Николай Карпюк.
Карпюк и Клых признаны Правозащитным центром "Мемориал" политзаключенными. На "Кавказском узле" в разделе "Документы организаций" опубликован анализ обвинительного заключения, проведенный правозащитниками.
Новости о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".