ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Муфтию Северной Осетии Хаджимурату Гацалову за 6 лет не удалось наладить диалог с силовиками и журналистами, нарастить сельскую мусульманскую общину, улучшить религиозную инфраструктуру во Владикавказе и побороть исламофобию, заявили опрошенные "Кавказским узлом" оппоненты муфтия. Но они отметили, что альтернативы Гацалову на пост главы ДУМ республики нет.
Как писал "Кавказский узел", Гацалов занял должность исполняющего обязанности муфтия Северной Осетии 14 июля 2010 года после ухода с поста главы Духовного управления мусульман республики Али Евтеева. При этом Евтеев подал в отставку после скандального интервью, в котором он, в частности признался, что "был очень радикален" и "ездил "на "учебку" к Хаттабу". 17 марта 2011 года Гацалов был избран муфтием республики сроком на пять лет. Очередные выборы главы ДУМ Северной Осетии намечены на 16 марта этого года, единственным кандидатом стал Гацалов.
В ходе съезда мусульман 16 марта кандидатура муфтия будет предложена одним из членов ДУМ, после чего делегатам будет предложено выдвинуть дополнительных кандидатов. Исход выборов решается путем открытого голосования делегатов съезда, каждый из которых представляет одну из мусульманских общин республики, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник ДУМ Северной Осетии.
Олисаева: к Гацалову есть много вопросов, но ему удается объединить вокруг себя мусульман
Гацалов не смог наладить взаимоотношения с силовиками и журналистским сообществом республики, заявила "Кавказскому узлу" главный редактор газеты "Слово" Альбина Олисаева.
"По его собственному признанию, он не смог наладить взаимоотношения с силовиками, но, говоря объективно, не выстроились у него взаимоотношения и с журналистами республики. И в одном, и в другом случае, на мой взгляд, основная причина кроется в нежелании признавать свои ошибки", - сказала она.
По ее словам, первым в списке претензий к муфтию стоит убийство народного поэта Осетии Шамиля Джигкаева представителем мусульманской общины.
"Журналисты и общество в целом так и не получили ответы на вопрос, каким образом парень, чье исламское мировоззрение формировалось под надзором Духовного управления мусульман Северной Осетии, оказался настолько нетерпим и радикально настроен", - сказала Олисаева.
"Кавказский узел" писал, что 26 мая 2011 года недалеко от поселка Редант было обнаружено тело Джигкаева. Подозреваемым в убийстве полицией был назван 34-летний уроженец республики Давид Мурашев, который был убит 1 июня того же года при оказании сопротивления сотрудникам МВД. Лидер "Матерей Беслана" Сусанна Дудиева ранее предположила, что убийство Джигкаева было совершено Мурашевым за антиисламское стихотворение.
По мнению журналистки, честный анализ ситуации со стороны Гацалова и признание ошибок дали бы лучший результат, "нежели попытки переложить вину за случившееся, в том числе и на правоохранителей".
"В то же время считаю справедливыми вопросы Гацалова к следствию по поводу затянувшегося расследования убийств двух заместителей муфтия - Ибрагима Дударова и Расула Гамзатова", - заявила Олисаева.
Как сообщал "Кавказский узел", Гацалов выступал с критикой работы силовых структур на Северном Кавказе после того, как 26 декабря 2012 года был убит его заместитель Ибрагим Дударов, а 16 августа 2014 года - занявший место Дударова Расул Гамзатов. Расследование этих убийств Гацалов назвал "имитацией действий". Он также критиковал задержания мусульман Северной Осетии в 2011 году.
Обеспокоенность вызывает также ситуация с участием выходцев из Северной Осетии в конфликте в Сирии на стороне запрещенных организаций, отметила Олисаева.
"От общественности республики скрывается и то, сколько человек уехало, и то, сколько из них вернулось на родину убитыми. Такие тайны и желание решить вопросы "междусобойчиком" не прибавляют у общества доверия к Гацалову", - считает она.
Олисаева раскритиковала принятое в 2013 году Духовным управлением мусульман республики религиозное постановление о запрете участия выходцам из Северной Осетии в сирийском конфликте.
"Хаджимурату ставят в заслугу принятие фетвы, но и здесь, на мой взгляд, им была допущена ошибка. Среди причин, по которым фетва запрещает принимать участие в боевых действиях, нет ни слова о том, что мусульмане, так же, как и остальные жители нашей республики, являются гражданами России. А воевать против своей страны означает предательство", - отметила главный редактор "Слова".
При этом она не видит достойной альтернативы действующему муфтию республики.
"К Гацалову много и других вопросов в этой плоскости, но отвечая на вопрос, кого бы я сегодня назвала в качестве кандидата на пост муфтия, отвечу, что это - Хаджимурат Гацалов. Несмотря на все промахи, со стороны создается ощущение, что ему удается объединить вокруг себя мусульман республики. Другой вопрос - хорошо ли это, когда другой альтернативы нет?", - заключила Олисаева.
Прихожане: на селе не увеличиваются общины, а в столице не улучшается инфраструктура
Проблемы, которые стоят перед мусульманами Северной Осетии, не решаются, заявил "Кавказскому узлу" представитель мусульманской общины республики.
"Несмотря на многие изменения, не происходит количественного и качественного роста общины. А самое болезненное для меня - это "текучка" в сельских общинах. В условном Эльхотово 10 лет тому назад в мечеть ходило 10 человек и сейчас ходит 10, но других людей. Значит, мы не даем им то, что их привязывало бы сердцем к исламу. А это происходит потому, что нет в общинах обговоренных критериев развития", - заявил он.
Вместе с тем прихожанин отметил, что поддерживает кандидатуру Гацалова на посту муфтия.
"Лично к муфтию у меня одна претензия - это игра на антиэкстремистской площадке, которая все больше настораживает и вызывает опасение. У нас нет предпосылок к радикализации, несмотря на мифы силовиков. Единичные случаи, когда в мечети появлялись молодые люди с радикальными взглядами, не должны были стать причиной, чтобы обрушивать на них гнев общины, а это происходило", - заявил "Кавказскому узлу" верующий по имени Алан.
Критики заслуживает отсутствие религиозной инфраструктуры во Владикавказе, сказал "Кавказскому узлу" представитель владикавказской общины мусульман.
"Я понимаю, что не в одном муфтии проблема, но у нас уже люди в пятницу совершают намаз на улице, и в дождь, и в снег. При этом вторая мечеть, из которой сделали планетарий была фактически оставлена на разрушение. Власти не имели права не отдать ее нам, но не было в этом отношении такой же активности, какую муфтият проявляет с той же борьбой с экстремизмом", - сказал он.
Он также отметил, что в обществе остается проблема исламофобии, "несмотря на то, что мы уже и дни открытых дверей, и онлайн-вещание проповедей проводим, и это нужно решать".
Представитель общины отметил, что в случае, если ему будет доверено представлять голос общины на съезде 16 марта, он проголосует за Гацалова, "так как более достойного на сегодня нет".
простите т9 глючит)
Надо потдержать Хаджимурада Гацалова он уважаемый и мудрый наставник в обшине.
Конечно у любого человека, который занимает определенный пост, будут несогласные. Думаю, как только найдется кандидат, который сможет лучше исполнить обязанности, он и будет назначен. И даже если не все удается муфтию, это не значит, что в Северной Осетии становиться хуже, ведь на этот регион работают местные власти.
Думаю, у Гацалова не просто "нет альтернативы", а это самый успешный муфтий России. Не согласен с тем, что он не справился с исламофобией в Лсетии. Но, согласитесь, после Беслана очень сложно это сделать. Но, со стороны, может, не видно, мне кажется, мусульмане ялсетии стали очень понятны обществу и России вуелом, а деятельность управления осень прозрачной. Это заслуги, и коли уж говорите о недоработанном, то говорите и о достижениях
Человек на своем месте. Честный и грамотный ,со своим взглядом на происходящее .Если он выразил сомнение то я скорей прислушаюсь к нему чем к официальному источнику. На сегодня Хаджимурат один из сильнейших руководителей мусульманской общины в России.
Исламофобией нужно боротсья всей уммой сообща, а не муфтий жолжен этим заниматься. Он тоже конечно должен в этом направлении работать, но в одиночку не справиться. А что, разве в Осетии есть исламофобия?
Несогласные есть, а предложений нет. А есть ли несогласные?
А что значит "не выстроились отношения с журналистами"? Здесь на КУ часто появляется его мнение относительно тех или иных событий, так что может быть вопрос в журналистах?
Что касаетя работы муфтия, то в одиночку поле не воин. Если в соседних респубиках во всех населнных пунктах есть мечети и свои имамы, которые собраны фокругы муфтията или отдельные джамааты, то в РСО немного труднее муфтию, тут у него нет команды и налаженного института муфтията.
Если бы ему удалось хоть как-то найти финансы на реставрацию исторической мечети, то это было бы большим успехом, а так даже главная мечеть находится в наиплачевнейшей ситуации.