О присутствии чеченцев в Азербайджане можно судить не только по отмененным в России старым номерным знакам на некогда любимых горцами "Жигулях" шестой модели, но и по периодически устраиваемым пикетам женщин у расположенного в Баку здания местного представительства Управления Верховного комиссариата по делам беженцев ООН. Пикетчики добиваются встречи с руководителем организации Дидье Леем. Два десятка протестующих скучают в тени дома или ведут неторопливую беседу на соседних скамеечках. По всему видно, в плодотворность частых акций мало кто верит, но другого выхода, по-видимому, нет.
- Многие здесь живут уже несколько лет, часть приехала в последние годы - в основном к родственникам в Баку. Но до сих пор наши права как беженцев не соблюдены в полной мере, - объясняет необходимость пикета Марха Закирова. - Не признают нас беженцами, а значит, мы не можем получить гуманитарную помощь, медицинское обслуживание.
По утверждению чеченского правозащитника Ахсана Абдулгамидова, в отношении чеченских беженцев должны быть применены международные нормы и им должен быть предоставлен статус беженцев. А УВКБ ООН, по его словам, ограничивается выдачей справок, удостоверяющих личность, но не дающих права на получения пособий по линии ООН. К тому же такие справки получили около 500 чеченцев из 8 тысяч, находящихся в Азербайджане.
Нетрудно заметить, что требования беженцев со временем претерпевают изменения, среди них появляются новые. Последние два года азербайджанские чеченцы несколько раз обращались в инстанции различных уровней. В письме президенту Гейдару Алиеву, например, они задают риторический вопрос: почему родившихся в Азербайджане детей местные власти отказываются признавать полноценными гражданами, как это предусмотрено Конституцией Азербайджана? Вместо этого их отсылают за ответами в российское посольство.
- Не можем получить метрики, дети не идут в школу, - говорят в представительстве Ичкерии в Баку, которое находится в Азербайджане со времен Джохара Дудаева. - Необходимые документы нам просто не выдают. Но полиция их требует. О такой уязвимости чеченцев знает каждый постовой. А денег на откупные, сами понимаете, нет.
Глава представительства Хаджи Аппазов уже несколько лет работает в Баку: приспособил под офис квартиру на первом этаже жилого дома, где каждый день толпятся люди. Это беженцы, которым нигде больше не помогут. Из-за отсутствия средств чеченцы живут скученно в квартирах на окраинах столицы. Обустройство нехитрого быта сочетается здесь с различного рода акциями протестов. Иностранные издания, особенно турецкое информационное агентство "Туран", освещают так называемые всемирные голодовки чеченцев против войны в Чечне под требованием вывести российские войска и начать переговоры с Масхадовым. Картина для европейского, и в том числе турецкого, восприятия предстает удручающая. Несколько десятков женщин расположились на полу в одной из квартир Баку в обрамлении одеял и пластиковых бутылок из-под минеральной воды. Требования голодающих поддерживают беженцы и диаспоры вайнахов в других странах, к акции присоединяются даже представители Европарламента.
Но тем не менее это не решает насущных вопросов беженцев, проблемам которых та же пресса уделяет куда меньше внимания, чем политическим мероприятиям уставших от всего и всех людей. Глухая стена, за которой укрылся чиновник по делам беженцев, для чеченцев все равно что неприступная крепость. За последние два года беженцы отчаялись получить помощь в Азербайджане и теперь все чаще настаивают на предоставлении им возможности выехать в третьи страны, а именно в Турцию.
Понятно, что беженцы устремляются к более благосклонной Турции по экономическим причинам. Но вместе с тем Азербайджан покидают и чеченцы, находящиеся в федеральном розыске в России. Пару лет назад в Баку прятались и те, кто взрывал дома в Буйнакске, здесь лечились от огнестрельных ранений боевики. Сегодня от прежнего отношения к представителям мятежной республики не осталось и следа.
Москва уже даже не вспоминает о былых обвинениях в адрес Баку, якобы не предпринимающего эффективных мер по предотвращению транзита боевиков из Азербайджана через Дагестан в Чечню. Власти страны выдали России два десятка преступников, в том числе одиозных, которые обвинялись во взрывах домов и казни англичан и новозеландца в 1998 году. Наблюдатели связывают "невнимательное отношение" Баку к "проблемам беженцев" с его сближением с Москвой, а также нежеланием иметь дело с непредсказуемой и независимой даже на чужой земле диаспорой. За несколько лет чеченцы смогли основать неплохой бизнес в Баку, торговали сжиженным газом и керосином, контролировали гостиничный бизнес и все больше становились как и в других странах, так и в России неподконтрольными местным властям, к тому же не делились доходами. Конфликтов с чеченцами, как в российской глубинке, в Баку не происходит. Но тем не менее ситуация, когда молодые чеченцы, придя в ресторан, требуют от официанта освободить от клиентов понравившийся им столик, никого не радует, и недовольство нелестным обращением приводит к ответной реакции - сознательному бюрократизму, поборам полиции, задержкам в выдаче пособий и гуманитарной помощи.
Немаловажен и политический аспект. Прагматичный Баку развивает отношения с Россией, зарабатывает реальные деньги на прокачке нефти в Новороссийск. Альтернативный маршрут Баку-Супса не справляется с объемами: Грузия не может обеспечить бесперебойную поставку железнодорожных вагонов и наладить эффективную работу на терминалах Супсы. А основной экспортный трубопровод только начинают строить и введут в 2005 году. Кроме того, в России занимаются предпринимательством более двух миллионов азербайджанцев преимущественно из обнищавшей сельской местности.
Как отмечают в ичкерийском представительстве в Баку, работать в Азербайджане становится тяжело. Власти не идут даже на регистрацию культурного общества чеченцев, высказывая предположения, что оно в современных условиях будет заниматься политической деятельностью и спокойствия, в том числе международного, Азербайджану не прибавит. В настоящее время культурное общество есть только у лезгин, занимающих в Азербайджане второе место по численности.
Чеченские представители в Баку постепенно сворачивают свою деятельность. Известный политик и предприниматель, бывший начальник департамента внешней разведки в правительстве Джохара Дудаева Хож-Ахмед Нухаев еще несколько месяцев назад активно работал в Баку, где он арендовал весь четвертый этаж гостиницы "Апшерон". Здесь располагалась возглавляемая им организация "Кавказский общий рынок". Ныне от былого размаха осталось несколько комнат с системами видеонаблюдения и надписями на дверях "Посторонним вход строго воспрещен". Около десятка сотрудников обрабатывают поступающую информацию на компьютерах. Часть помещений уже закрыта на ключ. "Переезжаем", - неохотно прокомментировали в приемной.
Еще несколько месяцев назад чеченцы предпочитали выезжать в Грузию, в столице которой функционируют сразу несколько организаций, представляющих кого угодно, в том числе и лидера сепаратистов Аслана Масхадова, но не официальные структуры нынешней Чечни. Винить простых чеченцев в том, что они "сотрудничают" с этими представительствами, как-то не с руки: ведь других представительств там нет. Кроме, конечно, российского посольства. Но спасающимся от войны беженцам или скрывающимся от российских силовиков боевикам там делать нечего. Давление Москвы на Шеварднадзе уже привело к тому, что азербайджанские чеченцы стремятся попасть уже в далекую от России Турцию и западные страны, где работают десятки чеченских представительств и организаций. Они-то располагают достаточными средствами для оказания помощи землякам. Да и отношение турецких властей к мятежной республике куда более радушное и неизменное, чем в странах Южного Кавказа.
Опубликовано 1 октября 2002 года