ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На заседании 25 декабря суд планирует продолжить допрос коллег бывшего заместителя начальника ОВД Черкесска Руслана Рахаева. Сам обвиняемый и его защитники заявляют о противоречиях в показаниях свидетелей обвинения.
Как писал "Кавказский узел", 8 июля 2013 года суд приговорил Рахаева, работавшего замначальника Черкесского ОВД, к 13 годам лишения свободы, признав его виновным в превышении полномочий и умышленном причинении задержанному Дахиру Джанкезову тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть. Верховный суд республики отменил приговор и вернул дело в суд первой инстанции. Обвинение против Рахаева строится на показаниях нескольких оперативных работников ГОВД Черкесска. Защита Рахаева настаивает на его невиновности. Заседание 11 декабря не состоялось по техническим причинам.
По версии правоохранительных органов, 7 октября 2011 года Рахаев, пытаясь получить признательные показания от административно задержанного Джанкезова, избил его, в результате чего мужчина скончался. Защита уверена, что Джанкезов был избит до того, как попал в кабинет к Рахаеву, а обвинение было сфальсифицировано. Потерпевшим по делу проходил также Хаджи Джатдоев, который в зале суда заявил, что его тоже избил Рахаев. Против Рахаева свидетельствовали также сотрудники полиции, которые находились с задержанным Джанкезовым в опорном пункте.
"Рахаев не успел заработать авторитет среди подчиненных"
18 декабря в Черкесском городском суде на процессе по делу бывшего заместителя начальника местного ГОВД Руслана Рахаева продолжился допрос свидетелей, передает корреспондент "Кавказского узла".
В ходе заседания была допрошена оперуполномоченная ОВД города Черкесска Ирина Габовская. По ее утверждению, она «не была очевидицей и узнала о произошедшем инциденте спустя несколько дней".
"5 октября 2011 года мы отмечали День уголовного розыска. На следующий день я заболела и неделю не ходила на работу. Об инциденте узнала, когда вышла на работу. Коллеги рассказали, что был задержан человек и умер. Из-за чего он умер, мне неизвестно. При этом мне никто не говорил, что человек умер от физического воздействия", - сообщила Габовская.
Затем свидетельница рассказала, что Рахаев "не был ее непосредственным начальником", однако "иногда по его просьбе она протоколировала проводимые им планерки". Свидетельница также добавила, что "работал Рахаев в коллективе непродолжительное время".
Ирина Габовская вспомнила, что отношения с подчиненными у Рахаева были "не очень налаженными". "Он еще не успел заработать авторитет, так как к моменту случившегося поработал на должности меньше или чуть больше месяца", - отметила свидетельница.
Рахаев требовал, чтобы сотрудники отдела "к старшим по возрасту коллегам обращались по имени и отчеству, а не по прозвищам", рассказала свидетельница, отвечая на вопросы адвокатов Рахаева.
На вопрос защитника о том, грубил ли сам Рахаев подчиненным, Габовская ответила, что "ей о таких фактах неизвестно".
При этом свидетельница рассказала о том, что она не помнит, чтобы на планерках у Рахаева обсуждалась проблема серийных краж (по версии следствия, Джанкезов подозревался в причастности к серии краж и находился в оперативной разработке, - прим. "Кавказского узла").
В свою очередь стороны защиты повторно обратилась к суду с ходатайством запросить копию протоколов планерок, проведенных Рахаевым. Судья Рустам Атаев пообещал разобраться, направлен ли запрос в МВД по первому ходатайству, удовлетворенному судом 4 сентября 2015 года.
"В показаниях свидетеля Мукова имеются противоречия"
В ходе заседания 18 декабря также был допрошен свидетель Мурат Муков, оперуполномоченный отделения по кражам Черкесского ОВД.
Свидетель отметил, что он также не был очевидцем происшествия. По его словам, в тот день, когда произошло ЧП, он с разрешения Рахаева вместе с коллегами уехал на свадьбу к сослуживцу.
О смерти Джанкезова, по словам свидетеля, ему стало известно на следующий день. В ходе допроса Муков также сообщил, что перед отъездом на свадьбу он увидел, что к отделу подъехали сотрудники ОВД Биджиев, Байкулов и Тамов. Вместе с ними в машине сидел Джанкезов, утверждает свидетель.
Джанкезов, по утверждению свидетеля, сидел в машине на заднем сидении. Как заметил свидетель, "следов побоев на нем он не заметил, на здоровье Джанкезов не жаловался".
В свою очередь Рахаев заявил ходатайство об оглашении показаний свидетеля Мукова, данных во время предварительного следствия и на предыдущем судебном процессе, в связи с имеющимися в них противоречиями.
Выяснилось, что ранее Муков не сообщал следствию и суду, что садился в машину с оперативниками и видел Джанкезова. Более того, ранее в своих показаниях свидетель подчеркивал, что ему неизвестно, кто доставил Джанкезова в отдел, а также – кто его опрашивал.
Только через три с половиной года, в апреле 2015 года, явившись по повестке к следователю Аслану Шураеву, свидетель рассказал, что видел Джанкезова за несколько часов до смерти в машине оперативников.
На вопрос защиты о том, почему данный факт скрывался от следствия, свидетель повторил, что "его об этом не спрашивали, поэтому он не рассказал".
"А как вас могли спрашивать, видели ли вы Джанкезова, если в своих показаниях вы говорите, что вам неизвестно, кто доставил Джанкезова в отдел, а также кто его опрашивал?" - обратился к свидетелю Рахаев.
Однако свидетель после слов Рахаева продолжал настаивать на том, что "его никто не спрашивал".
"У Рахаева были высокопоставленные покровители"
После перерыва суд продолжил допрос одного из основных свидетелей обвинения Альберта Тамова, оперуполномоченного ГО МВД по городу Черкесску. Тамов входил в состав группы офицеров, задержавших Джанкезова и Джатдоева в ночь с 6 на 7 октября 2011 года.
Защита вновь обратила внимание суда на то, что Тамов "уже шесть раз давал показания и каждый раз менял в них детали и события".
Сторона защиты заявила, что Тамов ранее "указывал разные мотивы, по которым он вводил в заблуждение следствие". "Вначале он говорил, что был в шоке из-за того, что впервые при нем умер человек", - отметили защитники Рахаева.
Впоследствии, по их словам, свидетель заявил, что он "скрыл от следствия преступления Рахаева, так как тот просил дать ему возможность решить вопрос". Защитники Рахаева задали свидетелю вопрос, опасался ли он увольнения по инициативе руководства.
После продолжительной паузы Тамов ответил, что "он продолжал бояться Рахаева, так как у него были высокопоставленные покровители".
Защита также обратила внимание суда, что показания свидетеля Тамова противоречат данным детализации телефонных соединений. Альберт Тамов ответил, что "детализация телефонов не доказательство", так как "телефон он мог оставить где угодно".
Следующее заседание суда назначено на 25 декабря. В ходе заседания планируется продолжить допрос свидетелей обвинения из числа сотрудников ГОВД по г. Черкесску.
Фонд "Общественный вердикт" подверг действия следствия по делу Рахаева резкой критике. Следствие за два года не сделало ничего, чтобы установить, кем на самом деле был избит задержанный Джанкезов, считают в фонде.