ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Требования прокуратуры Дагестана об отмене льгот бывшим главам Дагестана являются обоснованными, считают юристы Расул Кадиев и Марат Исмаилов. По их словам, в условиях дотационного бюджета "золотые парашюты" должны быть отменены.
Как информировал "Кавказский узел", прокурор Дагестана Рамазан Шахнавазов требует признать незаконными республиканские законы, согласно которым покинувшим посты председателя госсовета и главы республики пожизненно гарантируется охрана, служебный автотранспорт и ряд льгот.
15 декабря Шахнавазов внес протест в Народное собрание на республиканские законы "О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" и "О гарантиях председателю Государственного совета Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". По мнению прокурора, данные законы противоречат федеральному бюджетному законодательству и положениям закона о государственной службе.
"В документе содержатся нарушения законодательства о госслужбе"
Закон №97 "О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" был подписан 13 декабря 2013 года нынешним главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым.
Согласно документу, экс-главам республики, прекратившим свои полномочия, по закону полагаются пожизненная охрана, служебный автотранспорт, ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75% суммы месячного денежного вознаграждения и другие льготы. Копия документа имеется в распоряжении "Кавказского узла".
Статья 8 закона гласит, что "Финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан".
По словам старшего помощника прокурора Республики Дагестан по взаимодействию со средствами массовой информации Татьяны Голубовой, "протест прокурора внесен в Народное собрание для устранения нарушений".
"Закон, в отношении которого вынесен протест, содержит нарушения законодательства о госслужбе и бюджетного законодательства", - заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Татьяна Голубова.
В свою очередь заместитель председателя комитета по законодательству, законности и государственному строительству НС РД Фикрет Раджабов отметил, что пока комментировать требования прокуратуры не будет. "Я еще не видел поступивший документ", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".
С 1994 года высшую исполнительную власть в Республике Дагестан осуществлял Государственный совет. С момента учреждения должности и до 2006 года пост председателя Госсовета Дагестана занимал Магомедали Магомедов. С 2006 по 2013 год высшим должностным лицом республики являлся президент. Эту должность занимали сначала Муху Алиев, а затем Магомедсалам Магомедов - сын Магомедали Магомедова. В 2013 году наименование высшего должностного лица в республике изменено на "глава республики". Этот пост с 2013 года по настоящее время занимает Рамазан Абдулатипов. На "Кавказском узле" в разделе "Персоналии" размещены биографии Магомедали Магомедова, Муху Алиева, Магомедсалама Магомедова и Рамазана Абдулатипова.
"Льготы главам регионов обеспечиваются за счет федеральных дотаций"
В июле 2015 года юрист Марат Исмаилов направил официальное обращение в прокуратуру Дагестана с просьбой устранить нормы действующего законодательства в законе "О гарантиях высшему должностному лицу Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи". Об этом сам юрист сообщил корреспонденту "Кавказского узла".
"Согласно статьям 7, 8, 31, 65, 85 Бюджетного кодекса России, реализация принципа самостоятельности бюджетов выражается в недопустимости установления органами госвласти субъекта РФ расходных обязательств, исполнение которых не будет обеспечено собственными средствами бюджета субъекта. И, как следствие, потребует привлечения средств федерального бюджета", - считает Исмаилов.
Юрист отметил, что, учитывая невысокий уровень бюджетной обеспеченности республики, "дополнительные материальные гарантии для глав республики и членов их семей противоречат самостоятельности и сбалансированности бюджетов и не обеспечивают баланс частных и публичных интересов".
Прокуратура Дагестана как федеральный надзорный орган выполняет внутреннюю установку по ликвидации региональных и муниципальных актов, названных "золотыми парашютами", в свою очередь считает юрист Расул Кадиев.
"Причем прокуратура пользуется поддержкой Конституционного суда РФ, который в одном из своих постановлений подтвердил, что регионы или муниципалитеты имеют право устанавливать "золотые парашюты" только с учетом своих доходов, и не рекомендует это делать дотационным регионам", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Расул Кадиев.
"Иначе получается, что льготы главам регионов обеспечиваются за счет федеральных дотаций. Бюджет Дагестана не отличается профицитом, поэтому прокуратура справедливо внесла такой протест", - добавил Кадиев.
Бюджет Дагестана на 2015 год был принят с дефицитом в 2 млрд рублей. Республиканский бюджет на 2014 год верстался с дефицитом 4,7% от расходов в сумме 3,9 млрд рублей. Бюджет на 2013 год был принят с дефицитом 9,7% от расходов в сумме 7,6 млрд рублей.
"Прокуратура может исправить ситуацию самостоятельно"
При этом Расул Кадиев отметил, что прокуратора Дагестана "получила право самостоятельно вносить законопроекты в парламент республики".
"Тогда возникает вопрос, зачем грозить протестами, если можно исправить ситуацию самостоятельно? В подтверждение этой позиции обращу внимание, что на сайте Народного собрания до сих пор не опубликованы законопроекты об отмене гарантий бывшему главе республики, а тем более членам Госсовета", - отметил юрист.
"В итоге создается впечатление, что прокуратура Дагестана выполнила свои формальные обязательства перед Генеральной прокуратурой, но фактически прокуратура не приступила к отмене дагестанских "золотых парашютов"", - считает Кадиев.
Последняя в этом году сессия Народного собрания Дагестана, на которой может быть рассмотрен протест прокуратуры, пройдет 22 декабря.
В повестке дня, опубликованной на официальном сайте парламента, есть два вопроса, в рамках которых может быть рассмотрен протест прокуратуры: "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан", и "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Дагестан".