ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Верховный суд Чечни по уголовному делу против Карпюка и Клыха с помощью видеосвязи допросил родителей убитых в Чечне солдат. Допрос двоих потерпевших не состоялся. Следующее заседание назначено на 3 декабря.
"Кавказский узел" писал, что 26 ноября суд по делу Карпюка и Клыха был перенесен из-за технических неполадок. Верховный суд Чечни не смог установить видеосвязь с одним из потерпевших.
Запланированный на 14.00 1 декабря допрос двоих потерпевших из Республики Башкортостан не состоялся, так как первая потерпевшая, мать убитого военнослужащего Максима Филипчева, не смогла явиться на видео-конференц-связь из-за плохого состояния здоровья. Она письменно просила продолжить процесс без нее, огласив ее прежние показания.
Второй потерпевший явился на конференц-связь в нетрезвом состоянии. Судья Верховного суда Чеченской Республики попросил своего башкирского коллегу взять у потерпевшего расписку, что он обязуется явиться 10 декабря в суд в трезвом виде.
Прокурор огласил протокол допроса потерпевшей Валентины Филипчевой. Она рассказывала о том, когда был призван ее сын в армию, а также об известных ей обстоятельствах его гибели в январе 1995 года.
Далее связь была налажена с Волгоградом. На связь вышла Наталья Актаева, мать солдата Александра Актаева, погибшего в боевых действиях в Чечне в ночь с 31 декабря 1994 года на 1 января 1995. По словам Натальи Актаевой, ее сын погиб при штурме Грозного на железнодорожном вокзале.
Женщина также заявила, что собирается "подавать гражданский иск о компенсации материального и морального ущерба" до окончания судебного следствия.
Я разговаривал с сослуживцем сына. Он говорил, что сын возил на БМП снаряды куда-то и, когда они ехали, их подбили
Для проведения допроса потерпевших также была организована конференц-связь с Челябинской областью. Первым был допрошен Сафаргали Низамов.
Он рассказал суду, что 25 мая 1994 год проводил своего сына Джамиля в армию, а в конце декабря, по его словам, сын попал в Чечню.
"Когда он находился в Чечне, я не получал от него вестей", - рассказал Низамов.
По его словам, о смерти сына он узнал по извещению на имя его жены, где была указана дата гибели - 1 января 1995 года. По словам Низамова, тело сына со множественными пулевыми ранениями он получил 27 февраля.
На вопрос прокурора, заявлял ли потерпевший гражданский иск по компенсации морального и материального ущерба, Низамов ответил отрицательно.
Защита спросила, известно ли ему об обстоятельствах гибели сына. "Я разговаривал с сослуживцем сына. Он говорил, что сын возил на БМП снаряды куда-то и, когда они ехали, их подбили", - ответил Низамов.
Далее связь была установлена со Снежинским городским судом для допроса потерпевшей Тамары Сусловой. Ее сын был призван в январе 1993 года и убит в Чечне 31 декабря 1994 года.
"Как вы считаете, в гибели вашего сына виноват тот, кто стрелял в него, или тот, кто направил его туда?", - спросил гособвинитель Суслову.
"Мое мнение как матери, что надо мирно жить, а не воевать. Тогда и дети не будут гибнуть", - заявила потерпевшая.
Карпюк и Клых, по данным следствия, были членами созданной в начале 1990-х годов организации УНА-УНСО, признанной в России экстремистской. Деятельность УНА-УНСО в России запрещена. Подсудимые обвиняются в руководстве и участии в банде, убийстве и покушении на двух и более человек во время первой чеченской войны. Карпюк опроверг свое участие в конфликте в Чечне и заявил о пытках во время следствия. Клых на слушаниях 5 ноября показал следы от ран, полученных в ходе допросов, по его словам. Суд назначил судмедэкспертизу, которая должна установить происхождение травм подсудимых, по ходатайству защиты.
"Кавказский узел" на специальной тематической странице "Эхо Украины на Кавказе" публикует материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов Юга России и стран Южного Кавказа.