ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Решение Верховного суда Чечни о признании незаконным отказа СК России возбудить дело о превышении полномочий ставропольскими полицейскими в ходе спецоперации в Грозном вступило в противоречие с вердиктом суда в Ессентуках, заявили опрошенные "Кавказским узлом" юристы. По их словам, решение Верховного суда Чечни является обоснованным, но может быть обжаловано прокуратурой.
Как сообщал "Кавказский узел", 19 апреля в Грозном был убит Джамбулат Дадаев, находившийся в федеральном розыске по подозрению в обстреле предпринимателя в Ставрополе. Операцию проводили сотрудники МВД Ставропольского края. В Чечне в отношении ставропольских силовиков было возбуждено уголовное дело о превышении полномочий, но глава СКР Александр Бастрыкин его закрыл. В июле СКР завершил доследственную проверку, признав действия ставропольских правоохранителей законными. Однако 7 августа Ленинский районный суд Грозного признал незаконным отказ СКР возбуждать дело. 16 сентября Верховный суд Чечни также признал незаконным отказ расследовать операцию ставропольских силовиков.
Глава Чечни Рамзан Кадыров после гибели Дадаева раскритиковал действия ставропольских оперативников, заявив, что никто не может проводить спецоперации в республике без согласования с местными властями. Он сказал, что против таких силовиков нужно открывать огонь на поражение. Подобные громкие заявления Кадырова связаны с его уверенностью в поддержке Кремля, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.
"Следователи в обязательном порядке должны устранить нарушения"
Решение Верховного суда Чечни означает, что Следственный комитет России должен расследовать операцию силовиков, считает вице-президент Адвокатской палаты Чечни Адам Абубакаров.
"Решение может быть обжаловано прокуратурой. Вердикт суда апелляционной инстанции означает, что решение суда первой инстанции вступило в законную силу и должно быть исполнено, а убийство должно быть расследовано по закону", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Адам Абубакаров.
Решение Верховного суда Чечни вступило в силу с момента его оглашения, а срок обжалования данного решения не ограничен, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" управляющий партнер "Адвокатского бюро №1 "Чапанов и партнеры" Саид-Магомед Чапанов.
"В связи с изменением, внесенным в ст.401.3 УПК "Порядок подачи кассационных жалоб", и новым федеральным законом, принятым в 2014 году, сроков для кассационного и надзорного обжалования по уголовным делам вообще нет", - сообщил Саид-Магомед Чапанов.
"Что касается СКР, то следователи в обязательном порядке должны устранить допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, в том контексте, что был незаконный отказ в возбуждении уголовного дела. То есть должно быть вынесено постановление о возбуждении дела", - добавил Саид-Магомед Чапанов.
Обжаловать решение Верховного суда Чечни могут "либо первый заместитель прокурора по СКФО, либо сам прокурор", подчеркнул адвокат. По его словам, имеющиеся данные "позволяют говорить о противоправных действиях со стороны сотрудников ставропольских силовых структур".
"Ставропольским УВД были допущены противоправные действия на территории другого субъекта. Они действительно любые свои спецоперации, ОРМ, следственные действия должны согласовывать. Ничего этого сделано не было. Абсолютно законно и обоснованно было возбуждено дело о превышении полномочий с применением оружия. Более того, речь идет здесь об умышленном убийстве", - сказал Чапанов.
При этом председатель СКР Александр Бастрыкин имеет право прекращать расследование любого уголовного дела, заметил юрист. "Так как Бастрыкин является председателем СКР, он имеет право отменить любое процессуальное решение любого следователя, руководителя следственного органа. И таким правом он воспользовался. Но его постановление по делу об инциденте в Грозном было необоснованным, хотя и легитимным в рамках закона. Состав преступления в деле усматривается, потому отменять расследование было нельзя", - сказал Чапанов.
Согласно позиции Конституционного суда России, вне зависимости от места расследования уголовного дела, обжалование любых процессуальных решений производится по месту совершения преступления, также обратил внимание Саид-Магомед Чапанов.
"Следственный комитет России обязан провести повторную проверку"
Суд не может обязать СКР возбудить уголовное дело, в свою очередь заявила московский адвокат Надежда Ермолаева.
"Верховный суд признал незаконным постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела. В соответствие с решением пленума Верховного суда о практике рассмотрения жалоб в порядке ст.125 УПК "Судебный порядок рассмотрения жалоб", это означает, что суд не может указывать следственным органам конкретные процессуальные шаги. В том числе он не может указать следователям на необходимость возбудить уголовное дело", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Надежда Ермолаева.
"Это лишь наши логические утверждения - что если суд признал незаконным отказ в возбуждении, то возбуждение дела будет законным. Но в судебном решении это прописано быть не может и не будет. Так как это будет противоречить УПК. Ведь суд не может вмешиваться в компетенцию следователя, а возбуждение уголовного дела отнесено к исключительной компетенции следственных органов", - добавила Надежда Ермолаева.
По ее словам, "расследование обстоятельств причинения смерти регламентировано Европейской конвенцией о защите прав человека".
"Если говорить с точки зрения Европейской конвенции, то у государства есть обязанность расследовать причинение смерти. При любом лишении жизни по делу должно быть проведено эффективное расследование. И отказ от возбуждения уголовного дела Европейский суд считает нарушением позитивных обязательств государства", - сказала Надежда Ермолаева.
"Если же уголовное дело не возбуждается, а расследование не проводится - то это не будет считаться совместимым с обязательствами государства по статье №2 Европейской конвенции о защите прав человека. Тем более обязательства государства будут велики по статье №2 потому, что Дадаев был убит сотрудниками полиции, агентами государства", - отметила Надежда Ермолаева.
Следственный комитет России обязан провести повторную проверку, считает Надежда Ермолаева.
"По результатам проверки следователи должны принять процессуальное решение о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела. Автоматически ничего возбуждать они не будут", - заключила адвокат.
"Решение Верховного суда Чечни будет направлено на исполнение"
В августе постановление об отказе в возбуждении уголовного дела было признано законным и обоснованным в городском суде Ессентуков, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Заурбек Садаханов, представляющий интересы семьи Дадаевых.
"Сейчас Верховный суд Чечни направит следователю решение, и он должен исполнить решение суда. Но ситуация такова, что 7 августа Ленинский районный суд Грозного вынес решение о признании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным. И обязал руководителя отдела по расследованию особо важных дел ГСУ СКР по СКФО устранить допущенные нарушения. Однако 13 августа Ессентукский горсуд по жалобе одного из оперуполномоченных вынес абсолютно противоположное решение по такому же вопросу. Мы намерены получить решение Ессентукского суда и обжаловать его в президиуме Ставропольского краевого суда", - отметил Заурбек Садаханов.
Адвокат назвал вынесенное в Ессентуках решение "незаконным, нарушающим положения уголовно-процессуального закона".
"Была нарушена территориальная подсудность. Что касается решения, вступившего в законную силу в связи с апелляционным определением Верховного суда Чечни, то оно будет направлено на исполнение. Будем ждать реакции следователей, если не будет реакции - будем дальше добиваться возбуждения уголовного дела за неисполнение решения суда", - сообщил Садаханов.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей Следственного комитета России относительно решения суда и заявления адвокатов.
Напомним, что вскоре после конфликта с силовыми ведомствами глава Чечни объявил о готовности уйти со своего поста. Но опрошенные "Кавказским узлом" эксперты посчитали, что заявления Кадырова об отставке во многом являлись игрой на публику.