Объединение группы оппозиционных партий, созданное с целью победить армянского лидера Роберта Кочаряна в президентских выборах, грядущих в феврале следующего года, вряд ли оправдает себя, - считают ряд аналитиков.
В совместном заявлении об объединении, подписанном на прошлой неделе в Ереване, 16 вошедших в альянс оппозиционных партий объясняют свое решение необходимостью противостоять "преступной политике" Роберта Кочаряна, в результате которой "в стране продолжает углубляться всеобъемлющий кризис". "Решительно отвергая власть Кочаряна и его режима, мы считаем смену власти жизненной необходимостью для нашего народа и страны", - говорят они.
Члены альянса, объединившего силы самого разного политического толка, не допускают сомнений в том, что им удастся сохранить свой союз вопреки всем попыткам правительства расколоть оппозицию. При этом они планируют выдвинуть единого кандидата, способного обойти Кочаряна в предстоящих выборах.
"Нынешнее руководство страны сделает все для того, чтобы внести раскол в ряды оппозиции, инициировать бесполезные и бессмысленные дискуссии, и все для того, чтобы продлить политическую жизнь Роберта Кочаряна. Поэтому в наших рядах должно существовать такая договоренность и слаженность, которая не допустит отклонения от взятого нами курса", - заявил IWPR один из представителей объединения, бывший мэр Еревана, лидер партии "Национальное Единение" Арташес Гегамян.
Самой трудной из задач, которые объединенная оппозиция ставит перед собой, является выбор единого кандидата, который будет достойным соперником нынешнего главы Кочаряна в запланированных на 19 февраля президентских выборах. То, как это будет сделано, пока неясно, но, по словам Гегамяна, конечное решение будет принято с учетом всех мнений, и "единый кандидат появится сам собой".
Наиболее реальными претендентами на роль единого кандидата от оппозиции из шестнадцати возможных являются пятеро. В первую очередь это родственники погибших в результате теракта 27 октября 1999 года лидеров страны - Степан Демирчян ("Народная партия Армении"), сын армянского партийного босса 70-х и 80-х Карена Демирчяна, являвшегося к моменту своей гибели спикером Национального Собрания, и Арам Саркисян (Партия "Республика"), младший брат министра обороны республики Вазгена Саркисяна, успевшего в 1999 году недолго побыть премьер-министром.
У обоих есть неплохие шансы получить определенное число голосов на выборах, однако, чтобы добиться этого, им придется использовать всю харизму своих погибших родственников.
Кроме них, стать единым кандидатом от объединенной оппозиции серьезно рассчитывают Арташес Гегамян (партия "Национальное Единение"), Грант Хачатрян (Союз "Конституционное право") и центрист Вазген Манукян. В отношении последнего говорят, что в 1996 году он не стал президентом только благодаря серьезнейшим фальсификациям и нарушениям со стороны правящей администрации Левона Тер-Петросяна.
Наблюдатели, однако, полагают, что поиск единого кандидата закончится для новоиспеченного союза фатально. Как сказал IWPR директор Армянского центра политологических и международных исследований Агаси Енокян, "амбиций в этом блоке больше, чем самих партий".
Надо сказать, что коалиция все еще не предложила ничего конструктивного в плане перспектив развития республики. Одним из определяющих факторов при определении будущего страны остается вопрос урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Но и здесь никто из лидеров оппозиции до сих пор внятно не выразился, не предложил чего-либо нового для решения этого затянувшегося спора между Арменией и Азербайджаном.
Единственной оппозиционной группой, сформулировавшей четкую программу по вопросу урегулирования карабахской проблемы, является бывшая правящая партия АОД ("Армянское общенациональное движение"), которая не входит в состав альянса. Устами одного из своих лидеров, Давида Шахназаряна, АОД провозглашает компромисс оптимальным решением проблемы и не устает говорить о том, что внешняя политика властей губительна, позорна и рано или поздно приведет Армению к тупику.
АОД не пользуется популярностью в армянском обществе, так как за семь лет своего правления страна оказалась в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе. И хотя оппозиционная коалиция официально действует отдельно от "Общенационального Движения" и бывшего президента Левона Тер-Петросяна, ее не перестают обвинять в том, что она пользуется поддержкой и покровительством АОД.
"Я хотел бы предупредить честных людей, которые, я уверен, есть в этом блоке, что народ видит, в чьей тени сколочен и действует этот альянс", - сказал лидер старейшей партии национального толка "Дашнакцутюн" и председатель парламентской комиссии по вопросам национальной безопасности Ваан Ованисян.
"Кроме того, у меня возникают серьезные сомнения в том, что лидеры блока будут идти до конца, а не кинутся подбирать то, что подкинет им власть. И, наконец, разве у этой разношерстной публики существует какая-либо связующая идея, например, каким они видят будущее Армении?", - добавил он.
Партия Ованисяна, в прошлом политическая опора Кочаряна, в последнее время несколько отошла от президента, и сейчас эту нишу активно стремится занять другая старейшая армянская партия - "Рамкавар-Азатакан", имеющая либеральную направленность и большое влияние в Диаспоре.
У президента нет явной политической поддержки в виде той или иной партии. Его программа, которая будет представлена на суд избирателя, - это то, что он уже сделал, будучи президентом. Несомненно, приниматься во внимание будут и его меры по сокращению уровня безработицы в стране, что вкупе с программой широкомасштабного строительства создало впечатление экономического возрождения Армении.
По словам вице-спикера парламента Армении Тиграна Торосяна, оппозиция искусственно нагнетает обстановку в стране теперь, когда экономическая ситуация начала исправляться. "Однако оппозиции не удастся свернуть страну с пути ее равномерного развития", - заявил он.
Главными преимуществами президента являются благожелательность государственных СМИ и поддержка политической элиты.
Эти два фактора плюс сильное недоверие общества по отношению к политикам вообще и будут барьером, которые оппозиционной коалиции предстоит взять после того, как - или если - ей удастся выбрать единого кандидата.
"Какая разница, кто из оппозиционеров займет кресло президента, если все равно от этого ничего не изменится? Ведь все они стремятся решать только свои собственные, личные задачи, удовлетворять амбиции. Такое чувство, что никто из претендентов не заботится о будущем государства", - говорит Светлана Асланян, преподаватель фортепиано в одной из музыкальных школ Еревана.
Некоторые политики в оппозиции не сомневаются в своей победе. "Я очень хорошо осведомлен о чаяниях армянского народа, знаю его проблемы, чем он живет. Исходя из этого, я уверен, что нынешняя власти не будет переизбрана, это исключено. Сегодня очевидно, что симпатии народа не на стороне нынешних властей", - считает депутат Национального Собрания Армении, председатель Союза политологов Армении Амаяк Оганесян.
Другие менее оптимистичны. "Сколько бы мы не говорили о выборах, необходимости смены власти и так далее, все мы в глубине души знаем и уже смирились с тем, что все равно президентом останется Кочарян", - сказал депутат парламента Шаварш Кочарян, также примкнувший к оппозиции.