02:52 / 08.08.2015Свидетели по делу Сенцова рассказали об отсутствии резонанса из-за поджогов офисов в Крыму

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В суде в Ростове-на-Дону 7 августа по делу кинорежиссера Олега Сенцова и эколога Александра Кольченко были допрошены пять свидетелей защиты. Свидетели заявили, что поджоги офисов "Единой России" и "Русской общины Крыма" не вызвали общественного резонанса на полуострове.

Как информировал "Кавказский узел", дело в отношении Сенцова и Кольченко слушается в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону с 21 июля. 7 августа суд отказал подсудимым в отводе состава суда, а после допроса свидетеля защиты Антона Долина исключил фильмы о фашизме из числа вещественных доказательств.

Украинский режиссер Олег Сенцов обвиняется в создании крымского подразделения запрещенной в России организации "Правый сектор". По версии следствия, это подразделение совершило в Симферополе поджоги офисов общественной организации "Русская община Крыма" и представительства партии "Единая Россия" 14 и 18 апреля 2014 года. Кольченко обвиняется в участии в террористическом сообществе и совершении теракта. Оба фигуранта дела заявляли о политической мотивации дела. В защиту Сенцова и Кольченко выступила правозащитная организация Amnesty International, потребовавшая освободить их.

"Насилие в Крыму было легитимизировано, законодательство не действовало"

На заседании 7 августа сторона защиты продолжила представлять свои доказательства. По ходатайству адвоката Александра Кольченко Светланы Сидоркиной в зал был приглашен в качестве свидетеля программист из Севастополя Вячеслав Прокопенко, передает корреспондент "Кавказского узла".

В ходе ответов на вопросы Сидоркиной Прокопенко рассказал, что давно знаком с Кольченко, знает его как антифашиста и эколога, познакомился с ним в экологическом лагере под Севастополем. В частности, свидетель сказал, что Кольченко был в числе организаторов кинопоказа в память о Станиславе Маркелове и Анастасии Бабуровой.

Длительно работавший на территории Чечни и представлявший интересы местных жителей адвокат Станислав Маркелов был убит 19 января 2009 года в Москве. В результате покушения на него также погибла журналистка Анастасия Бабурова. В мае 2011 года по обвинению в их убийстве были осуждены Никита Тихонов и Евгения Хасис. 24 июля 2015 года Илья Горячев был приговорен к пожизненному лишению свободы за создание "Боевой организации русских националистов" (БОРН) и организацию нескольких убийств, в том числе Маркелова. В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована  биографическая справка о Станиславе Маркелове.

"В тот вечер произошло нападение "правых" на участников кинопоказа, среди которых был Кольченко", - сказал Прокопенко.

Он также отметил, что Кольченко участвовал в профсоюзе "Студенческое действие", который занимался защитой прав студентов.

Свидетель заверил суд, что общественного резонанса и дестабилизации обстановки в Крыму после поджогов офисов он не наблюдал, о деятельности "Правого сектора" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") на полуострове ему неизвестно.

"Поддержка проукраинских националистов в Крыму невозможна", - считает Прокопенко.

Гособвинитель Олег Ткаченко задал свидетелю вопрос, мог ли Кольченко принять участие в поджоге.

"Не уверен, но ситуация была такая, что насилие в Крыму было легитимизировано, законодательство не действовало", - ответил Прокопенко.

Отвечая на вопросы суда, Прокопенко сказал, что в Крыму была одновременно украинская и русская армии, милиция не знала, как себя вести, подсудимые не знали, кто их будет судить, старые законы не действовали, а новых еще не было.

"Была очень накалена ситуация", - подчеркнул свидетель.

Свидетель: жители Крыма весной 2014 года не интересовались поджогами офисов

Затем на заседании 7 августа был допрошен в качестве свидетеля защиты уроженец Севастополя, журналист и бывший депутат городского совета Севастополя Игорь Панюта, который пояснил, что симпатизирует левым идеям, хорошо знаком с Кольченко, вместе с ним участвовал в экологических акциях. Свидетель охарактеризовал Кольченко как очень доброго и спокойного человека.

"Вызывает сомнение, что он участвовал в поджоге, он не способен на действия, которые могут нести угрозу жизни людей. Возможно, его действия были неправильно квалифицированы российскими властями", - сказал свидетель.

Панюта отметил, что Кольченко значительную часть жизни потратил на борьбу с фашизмом.

В своем выступлении свидетель выразил уверенность, что "Правого сектора" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") в Крыму не было, но допустил наличие на полуострове единичных активистов этого движения.

По словам Панюты, действия обвиняемых не могли повлиять на выход Крыма из состава России, так как это даже не было массово отражено в СМИ.

"Люди интересовались тогда судьбой украинских воинских частей, люди расставались, но не говорили о поджогах", - рассказал свидетель о событиях апреля-мая 2014 года.

Также, по словам Панюты, любой поджог мог сработать только против сторонников единства Крыма с Украиной.

18 марта 2014 года президент России Владимир Путин подписал договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России после того, как за это решение 16 марта на референдуме, по данным местного Центризбиркома, отдали свои голоса 96,77% проголосовавших при явке 83,1%. В тот же день на юге России прошли акции в поддержку присоединения Крыма. На заседании Генеральной ассамблеи ООН 28 марта 2014 года 100 стран проголосовали за то, чтобы не признавать присоединение Крыма, 11 – против, 58 – воздержались.

"Кольченко не мог участвовать в "Правом секторе", это противоречило его убеждениям"

Затем адвокат Сидоркина попросила допросить как специалиста подполковника ГУФСИН в отставке, специалиста в области судебной психологии Владимира Рубашного. Защитник Сенцова Дмитрий Динзе пояснил, что по запросу адвокатов Рубашный проводил социогуманитарное исследование личностей подсудимых, и его следует допросить по выводам исследований.

Гособвинитель попросил отказать защите в допросе Рубашного. После изучения документов с результатами исследований суд отказал Сидоркиной в допросе специалиста. Тем не менее суд посчитал возможным приобщить исследование в качестве характеристик личностей подсудимых.

По просьбе защиты также был допрошен житель Симферополя, выпускник Таврического национального университета Александр Хомяк. Свидетель пояснил, что знаком с Кольченко с начала 2000-х годов. Кольченко он охарактеризовал как человека, который всегда показывал себя с хорошей стороны. Свидетель сказал, что Кольченко был антифашистом по убеждениям, участвовал в Крыму в акциях против повышения цен на образование.

Также Хомяк сообщил, что 9 мая 2014 года случайно на проспекте Кирова лично увидел задержание Геннадия Афанасьева, который в декабре 2014 года уже осужден по этому делу. Об увиденном, согласно показаниям свидетеля, он сообщил по телефону Александру Кольченко.

О деятельности "Правого сектора" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") в Крыму свидетелю неизвестно, как и о подготовке взрывов мемориала Вечного огня и памятника Ленину.

Защитник Сенцова Дмитрий Динзе задал Хомяку вопрос об участии Кольченко в "Правом секторе" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла").

"Такого даже не могло быть, он отвергал любую дискриминацию, это противоречило его убеждениям", - заявил свидетель.

Последним свидетелем защиты стал житель Симферополя Сергей Яблуновский, который, по его словам, знаком с обоими подсудимыми. Он отметил, что с Сенцовым познакомился по режиссерской деятельности, а с Кольченко - на "Неделе антифашистского кино" в Таврическом национальном университете. 

Яблуновский рассказал, что вместе с Кольченко на машине Сенцова ездил в Киев на Майдан, обратно они возвращались своим ходом. Участие Кольченко или Сенцова в "Правом секторе" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") свидетель категорически отверг.

Адвокаты Кольченко и Сенцова также попросили приобщить социогуманитарные исследования в отношении подсудимых. Социологи пришли к выводам, что Сенцов является гражданским активистом проевропейского толка, а Кольченко имеет многолетние неформальные отношения с левыми и антифашистами и имеет взгляды, несовместимыми с идеями и воззрениями "Правого сектора" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла").

Суд посчитал, что исследования неполные и недостоверные и отказал в их приобщении.

Следующее заседание по делу назначено на 11.00 10 августа.

Комментариями сторон процесса относительно хода судебных слушаний "Кавказский узел" пока не располагает.

"Ожидаю показательного осуждения Сенцова и Кольченко"

Бывший фигурант уголовного дело о беспорядках на Болотной площади в Москве 6 мая 2012 года Владимир Акименков, которого Правозащитный центром "Мемориал" включил в список политзаключенных, ожидает обвинительного приговора по делу Сенцова.

"От процесса я ожидаю, увы, показательного осуждения Олега и Александра, причем на длительные сроки. Чтобы другим людям, дескать, было неповадно", - сказал Акименков "Кавказскому узлу".

Обвинение не представило суду доказательств организации подсудимыми террористического сообщества, считает он.

"Мы увидели, как в суде версия следствия сыплется на глазах. А вообще, "дело крымских террористов" напоминает мне "дело АБТО": здесь и там - серия ненасильственных акций прямого действия, пытки, данные под пытками показания, пропагандистская кампания государства и поддакивание ей со стороны части общественности, несоответствие вмененных статей совершенным действиям", - полагает Акименков.

В Московском городском суде 12 апреля 2012 года был оглашен приговор участникам Автономной боевой террористической организации (АБТО) (организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена судом - прим. "Кавказского узла"). Судебная коллегия согласилась с доводами обвинителей и признала подсудимых виновными в серии взрывов и поджогов, назначив им наказание от четырех лет условно до 13 лет колонии строгого режима. Основным было обвинение в терроризме (ст.205 УК РФ). 23 июля 2012 года Верховный суд по кассационной жалобе защиты смягчил приговор некоторым подсудимым, снизив им сроки наказания.

Системной кампании в поддержку подсудимых по делу Сенцова в России не наблюдается, сказал Акименков.

"Кампании в поддержку тех или иных политзеков, которые проводились в РФ, были единичными. А вот разные люди в стране, конечно же, участвуют в судьбе ребят. Мы с друзьями сами помогаем, чем можем (подсудимым по этому делу. - Прим. "Кавказского узла"), также соорганизуем помощь и поддержку и другим политическим заключенным", - отметил он.

"И суд, и прокурор выполняют поставленную задачу"

Справедливого приговора по делу Сенцова также не ожидает кинокритик и переводчик Джулиано Вивальди.

"К сожалению, ожидать справедливого суда в этом процессе крайне нереально, так как, видимо, уже все решено, и суд, и прокурор выполняют поставленную задачу", - сказал Вивальди "Кавказском узлу".

Процесс против Сенцова и Кольченко можно считать очередным этапом политических репрессий, считает он.

"Я считаю, что Олег Сенцов и Александр Кольченко безусловно являются политзаключенными", - сказал Вивальди.

По его словам, в поддержку Сенцова звучат голоса из мира кино, тогда как поддержка Кольченко менее заметна.

"Говорить про кампанию в поддержку обвиняемых нельзя. Я это связываю с общим политическим климатом в России и особенно с обстановкой последнего года. Общество еще не осознало, насколько сильно патриотический угар неразрывно связан с поиском внутреннего врага и репрессий", - полагает он.

"Я не верю в российский суд"

В справедливом суде по делу Сенцова также сомневается крымчанка Александра Дворецкая.

"От судебного процесса я ничего не ожидаю. Я не верю в российский суд", - сказала она "Кавказскому узлу".

Антифашист и активист Кольченко, по ее словам, никогда не мог оставаться в стороне, когда речь идет о несправедливости.

"Саша был соорганизатором акции против коммерциализации образования, организатором акций памяти убитым в Москве Стасу Маркелову и крымчанки Насти Бабуровой. И за 7 лет нашего общения не было и намека на насильственные действия. Тем более Саша не фашист. Что касается Олега, то он очень сильный человек, с лидерскими качествами", - сказала Дворецкая.

Напомним, что 6 августа в суде Сенцов заявил о своей невиновности, а Кольченко признался в участии в совершении поджога офиса "Единой России". При этом оба утверждают, что подверглись физическому насилию после задержания.

"Кавказский узел" публикует материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Константин Волгин