ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Всего с 1 сентября 2014 года контрольные пункты "Донецк" и "Гуково" на границе Украины и России в Ростовской области пересекли 2,8 миллиона человек, сообщил сегодня глава наблюдательной миссии ОБСЕ Поль Пикар. По его словам, ни разу за это время наблюдатели не видели, чтобы пункты пересекали вооруженные люди или военная техника.
"Кавказский узел" писал, что миссия наблюдателей ОБСЕ работает в Ростовской области с 29 июля 2014 года. Территории на российско-украинской границе в Ростовской области попали в зону боевых действий, когда власти Украины начали проводить силовую операцию против вооруженных формирований Донецкой и Луганской народных республик, провозгласивших независимость после присоединения Крыма к России.
В Минске 12 февраля по итогам многочасовых переговоров лидеров стран "нормандской четверки" (России, Украины, Франции, Германии) и встречи контактной группы был принят Комплекс мер по выполнению минских соглашений. Данный документ предусматривает введение режима прекращения огня на Донбассе, однако стороны конфликта регулярно заявляют о нарушении перемирия.
Задача участников миссии ОБСЕ заключается в наблюдении над тем, что происходит на пунктах пропуска "Донецк" и "Гуково". За год количество наблюдателей увеличилось с 16 до 22 человек, рассказал сегодня на пресс-конференции глава миссии ОБСЕ в Ростовской области Поль Пикар, передает корреспондент "Кавказского узла".
"Это представители Финляндии, Франции, Македонии, Венгрии, Ирландии, Молдовы, Сербии, Таджикистана и Турции. Наш мандат не позволяет нам инспектировать и проверять машины, грузы. Мы находимся в стороне от КПП, смотрим, что происходит на границе, и докладываем факты. Еженедельно даем отчеты, которые выкладываются на сайте ОБСЕ", – пояснил он.
Всего за год работы наблюдателей миссии российско-украинскую границу в обоих направлениях в пунктах пропуска "Донецк" и "Гуково" пересекли 2 миллиона 878 тысяч человек. По словам Пикара, проходящих через пункты людей можно разделить на несколько групп.
"Первая группа – взрослые люди, обычно без чемоданов или на пустых машинах. Они говорят, что идут за продуктами, так как утверждают, что продукты в России дешевле. Обычно они идут утром из Украины, а через несколько часов возвращаются обратно", – сообщил Пикар.
Другая группа – это "семьи с чемоданами или пожилые люди, которые встречаются в России с семьей".
"Третья группа – люди, одетые в военную форму. Этот поток продолжается, но с апреля он намного меньше. С 1 сентября 2014 года до 4 августа 2015 года таких людей прошло 21 тысяча 309 человек. В среднем, это 63 человека в день или 441 – в неделю. 94% таких людей проходит через КПП "Донецк". Этот поток идет в обе стороны. С 1 сентября 2014 года мы стали общаться с такими людьми более подробно. Некоторые из них не хотели с нами общаться, отвечали грубо. Но когда общались с этими людьми, они нам говорили, что они добровольцы", – сообщил Пикар.
При этом наблюдатели никогда не видели, чтобы такие люди проходили через пункт пропуска с оружием, подчеркнул Пикар.
"Таможня на это внимательно смотрит. Сами эти люди нам сказали, что не могут проходить с оружием", – сообщил глава миссии ОБСЕ в Ростовской области.
Кроме того, по словам Пикара, наблюдатели от ОБСЕ не видели, чтобы контрольно-пропускные пункты пересекала военная техника.
"Мы видели машины, на которых написано "Груз 200" или "200". За год таких было 21 машина. Но мы не знаем, пустые ли они едут или там есть гробы. С одной семьей я разговаривал: они рассказали, что у них умер родственник в России, и они хотели отвезти его на родину - Украину, чтобы там похоронить", – сообщил Пикар.
По словам Пикара, таможенники с наблюдателями очень приветливы и предоставили им комнату, где есть вода, вентилятор и обогреватель. В целом он охарактеризовал условия работы наблюдателей как комфортные.
"Мы были на связи с мэром города Каменск-Шахтинский, а также с ростовской администрацией. Каждый день нам давали полицейское сопровождение на КПП от нашего места жительства", – отметил Поль Пикар.
Никакого негативного отношения со стороны местных жителей наблюдатели за время своей работы не почувствовали, заверил Пикар.
"Мы не чувствовали, что люди испытывают к нам негатив. Иногда нас спрашивали, мол, зачем мы здесь наблюдаем, говорили, чтобы мы лучше ехали к себе. Но это были эмоции. Я всем наблюдателям говорю, что мы держим нейтралитет, а наша цель – предотвратить конфликт", – заявил Пикар на пресс-конференции.
"Кавказский узел" следит за влиянием событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа, публикуя материалы на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".