05:10 / 05.08.2015Свидетели обвинения заявили об отсутствии контактов с Сенцовым и Кольченко

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На заседании суда по делу украинских кинорежиссёра Олега Сенцова и эколога Александра Кольченко 4 августа были допрошены два свидетеля обвинения и оглашены письменные доказательства. Свидетели заявили, что с подсудимыми не знакомы, а показания по делу дали после прочтения новостей о поджогах офисов в Крыму.

Как писал "Кавказский узел", дело в отношении Сенцова и Кольченко слушается в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону с 21 июля. Слушание дела 4 августа прошло без участия потерпевших.

Сенцов обвиняется в создании крымского подразделения запрещенной в России организации "Правый сектор", совершившего "поджоги офисов общественной организации "Русская община Крыма" и представительства партии "Единая Россия" в Симферополе 14 и 18 апреля 2014 года". Кольченко предъявлено обвинение в участии в террористическом сообществе и совершении теракта. Оба заявляют о политической мотивации дела. В защиту Сенцова и Кольченко выступила правозащитная организация Amnesty International, потребовавшая освободить их.

Свидетель: угроз не получал, но после терактов опасался за свое здоровье

В Северо-Кавказском окружном военном суде на заседании 4 августа судья Александр Михайлюк объявил о начале сеанса видеоконференцсвязи с Крымским гарнизонным военным судом. В ходе слушания были допрошены два свидетеля обвинения, передает корреспондент "Кавказского узла".

Первым 4 августа был допрошен свидетель Дмитрий Пуртов, который сказал, что не знает Сенцова и Кольченко, но лично знает Андрея Козенко, который проходит по данному делу потерпевшим.

По словам Пуртова, в феврале-мае 2014 года он состоял в организации "Крымская молодёжная ассоциация политологов", участники которой в подавляющем большинстве поддержали референдум о присоединении Крыма к России.

18 марта 2014 года президент России Владимир Путин подписал договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав России после того, как за это решение 16 марта на референдуме, по данным местного Центризбиркома, отдали свои голоса 96,77% населения при явке 83,1%. В тот же день на юге России прошли акции в поддержку присоединения Крыма. На заседании Генеральной ассамблеи ООН 28 марта 2014 года 100 стран проголосовали за то, чтобы не признавать присоединение Крыма, 11 – против, 58 – воздержались.

Свидетель уточнил, что в настоящее время ассоциация деятельность фактически прекратила, а её участники работают в "Молодой гвардии "Единой России". Он отметил, что в апреле 2014 года слышал из новостей о попытках поджога офиса "Единой России" и "Русской общины Крыма".

Адвокат Сенцова Дмитрий Динзе уточнил у свидетеля, опасался ли лично он за свою безопасность после поджогов. Пуртов ответил, что как "медиалицо" он боялся за своё здоровье. Угроз ему не поступало, но ему было известно об угрозах в Интернете членам "Крымской молодёжной ассоциации политологов".

Пуртов рассказал также, что вёл в социальных сетях группу "Стоп Майдан". Об усилении патрулирования в городах Крыма после поджогов ему известно не было.

В ходе ответов на вопросы адвоката Светланы Сидоркиной Пуртов пояснил, что после поджогов ему предложил дать показания по данному делу координатор "Крымской молодёжной ассоциации политологов" Владислав Ганжара, который в данный момент является членом "Молодой гвардии "Единой России". О каких-либо конкретных участниках "Правого сектора" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") в Крыму свидетелю не было известно.

"Но я видел на стенах домов нарисованные украинские флаги", - отметил Пуртов.

"После появления в СМИ информации о поджогах сам решил дать по делу показания"

Вторым допрошенным свидетелем стал Георгий Чёрный, который, по его словам, работает буфетчиком. Свидетель рассказал, что с Кольченко и Сенцовым не знаком, в апреле 2014 года он являлся координатором "Национально-освободительного движения" в Симферополе.

"Мы выступали против переворота в Киеве и были участниками "Крымской весны". После того как в Киеве произошёл захват власти, мы сразу выступали за референдум о воссоединении с Россией", - сказал Чёрный.

По его словам, "Национально-освободительное движение" проводило мероприятия под названием "Стоп Майдан" совместно с "Русской общиной Крыма". О поджоге офиса "Русской общины" свидетелю стало известно из публикаций в СМИ и от членов организации.

Отвечая на вопросы адвоката Динзе, Чёрный рассказал, что 26 февраля 2014 года у Госсовета Крыма видел группу людей в масках, предположил, что они были активистами движения "Правый сектор" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"). За что боролся "Правый сектор" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") в Крыму, свидетель затруднился ответить, но выразил уверенность, что эта организация является "боевым подразделением США".

После проведения референдума о вхождении Крыма в состав России свидетелю не было известно о деятельности "Правого сектора" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") и местонахождении офиса организации на полуострове, лично с представителями этой организации он, согласно показаниям, не общался.

При ответах на вопросы адвоката Сидоркиной выяснилось, что Чёрный после появления в СМИ информации о поджогах сам пришёл в органы госбезопасности и решил дать по делу показания.

Защита: время и место задержания подсудимых в протоколах не соответствуют действительности

После допроса свидетелей по ходатайству гособвинителя Олега Ткаченко были оглашены два протокола осмотра местности. Первый протокол касался местности около памятника Неизвестному Солдату в Симферополе, второй - местности, прилегающей к памятнику Владимиру Ленину в столице Крыма.

Оглашено было также постановление о назначении комплексной судебной экспертизы. Объектами исследования являлись пистолет Макарова и ёмкости из полимерных материалов с моторным маслом, растворителем и уайт-спиритом. Эксперты пришли к выводу, что обнаруженные на пистолете биологические материалы могли принадлежать Сенцову, а моторное масло и уайт-спирит являются горючими продуктами.

Адвокат Динзе попросил прокурора и коллегию судей сообщить место проведения экспертизы, однако прокурор не дал ответа на этот вопрос.

Затем был зачитан протокол личного досмотра Алексея Чирния, который ранее был осужден по этому делу, и протокол осмотра мобильного телефона Nokia, изъятого в ходе досмотра. Чирний с этого телефона звонил абоненту "Геннадий", следствие предположило, что это Геннадий Афанасьев, который также уже осужден по  этому делу.

Стороны процесса также изучили протокол осмотра системных блоков компьютеров Сенцова, Афанасьева, Чирния и ноутбука Кольченко. На одном из системных блоков был обнаружен графический файл "Референдум под дулом автомата" и "Краткий учебник городского партизана" авторства Карлоса Маригеллы. Адвокат Динзе зачитал абзац из книги Маригеллы, где указано, что Маригелла всю жизнь придерживался левых антифашистских взглядов.

Также была оглашена справка о проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении проходящих по делу Сенцова, Кольченко, Асанова, Боркина и Зуйкова. Сенцов в справке охарактеризован оперативниками как сторонник движения "Правый сектор" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), а Кольченко - как активист движения "Левое студенческое действие".

В завершении заседания по просьбе прокурора были оглашены протоколы задержания Кольченко, Сенцова и Афанасьева. Адвокаты Кольченко и Сенцова заявили в суде, что их подзащитные являются гражданами Украины, а указанные в протоколах время и место задержания не соответствуют действительности.

Следующее заседание по делу назначено на 10.00 5 августа.

Комментариями от представителей сторон процесса относительно хода судебных слушаний "Кавказский узел" пока не располагает.

 "От судебного процесса ожидаю только справедливости"

Судебный процесс по делу Сенцова должен закончиться оправдательным приговором, считает документалистка и организатор акций поддержку Сенцова и Кольченко Наталья Йозеф.

"От судебного процесса ожидаю только справедливости, только оправдательного приговора. Тут я неисправимая оптимистка. Тем более в свете последних событий, когда Афанасьев отказался от своих показаний", - сказала "Кавказскому узлу" Йозеф.

На заседании 31 июля ключевой свидетель по делу Сенцова Геннадий Афанасьев заявил об отказе от своих прежних показаний. Афанасьев подвергался пыткам в ходе следствия, заявил 3 августа его адвокат Александр Попков. Отслеживающие судебный процесс наблюдатели полагают, что правозащитники и омбудсмен должны защитить права ключевых свидетелей по делу Сенцова.

По словам Йозеф, больших кампаний в поддержку Сенцова и Кольченко проходило крайне мало.

"Знаю те, что сама организовывала – показы фильмов Олега и про Сашу в Москве и Санкт-Петербурге, чтение пьесы Олега Сенцова, написанной им задолго до Майдана – в Киеве и Москве. Сейчас про Олега снимает документальный фильм режиссёр Аскольд Куров. Также были пикеты в поддержку ребят в разных городах. Многие переписываются с Сашей и Олегом, шлют телеграммы, что тоже можно отнести к акциям поддержки", - отметила она.

"Дело Сенцова способствует созданию внешнего врага для укрепления внутренней власти"

Дело против Сенцова и Кольченко было сфабриковано, считает арт-менеджер и журналистка Валерия Пинчук.

"Ожидаю чуда и освобождения Кольченко и Сенцова. Более реальным, наверное, будет их осуждение, но за что - мне не понятно", - сказала она "Кавказскому узлу".

Пинчук считает, что подсудимые полностью невиновны.

"Сужу по информации, которая рисует абсолютно однозначную картину: их похитили из Крыма, применяли насилие и обвиняют в терроризме. Это способствует созданию внешнего врага для укрепления внутренней власти", - отметила она.

По ее словам, открытых кампаний в поддержку Сенцова и Кольченко в России не проходило.

"Никто не хочет рисковать, получить проблемы. Одновременно те, кто их поддерживает, рискуют больше, чем кто-либо", - добавила Пинчук.

"Сохранить хотя бы видимость правосудия будет трудно"

Процесс по делу Сенцова может затянуться после отказа Афанасьева от показаний, считает преподаватель львовского вуза Павел Самолётов.

"Изначально я был уверен, что им быстро дадут большие сроки согласно инструкции сверху, но после того как Афанасьев "ушёл в отказ", сохранить хотя бы видимость правосудия будет трудно, и, возможно, процесс затянется. В возможность оправдательного приговора или переквалификации на более мягкие статьи УК верится с трудом, но впоследствии будет легче апеллировать к международным судам", - сказал он "Кавказскому узлу".

По его словам, одним из вероятных исходов дела Сенцова может стать "амнистия после вынесения приговора в результате каких-то политических торгов с Украиной".

"Очевидно, что дело сфабриковано, причем как попало. Олега я хорошо знаю, вешать на него подрыв памятников второй мировой войны так же нелепо, как и то, что левый анархист Кольченко был членом "Правого сектора" (деятельность организации запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), - сказал Самолётов.

Он отметил, что о серьёзной кампании в поддержку Сенцова и Кольченко в России говорить не приходится.

Материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", собраны на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Константин Волгин