12:58 / 04.08.2015Социологи заявили о сохранении оптимизма у россиян в связи с ситуацией на Северном Кавказе

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Мнение россиян относительно ситуации на Северном Кавказе и о путях ее дальнейшего развития остается неизменным. Количество оптимистов, согласно итогам проведенного в июле "Левада-центром" соцопроса, превышает число пессимистов на 12%. Недостаток информации о ситуации в регионе накладывает свой отпечаток на мнение россиян, считают социологи.

Как писал "Кавказский узел", всплеск оптимизма у россиян в отношении ситуации на Северном Кавказе был зафиксирован в марте текущего года. Тогда социологи его объяснили снижением числа критических публикаций о положении дел в регионе. Согласно проведенному в мае опросу, значительная часть россиян также воспринимает обстановку на Северном Кавказе как спокойную, однако по сравнению с мартом их число сократилось на 9% – до 45%.

Благополучной и спокойной ситуацию на Северном Кавказе назвали 46% россиян

Очередной социологический опрос среди россиян, в котором задавался вопрос о ситуации на Северном Кавказе, "Левада-центр" провел 17–20 июля.

Согласно его итогам, 46% опрошенных оценивают обстановку в регионе как спокойную и благополучную. Примерно на этом уровне с учетом социологической погрешности оценка остается с марта 2014 года, за исключением марта текущего года, когда уровень одобрения взлетел до 54%.

34% респондентов в июле назвали обстановку на Северном Кавказе напряженной (в прошлом году и начале нынешнего таких людей было около 40%).

Общее число жертв вооруженного конфликта, продолжающегося на Северном Кавказе, согласно подсчетам "Кавказского узла", основанным на собственных материалах и информации из других открытых источников, сократилось с 986 человек в 2013 году до 525 в 2014 году. При этом единственным регионом СКФО с ростом числа жертв конфликта в 2014 году стала Чечня – здесь общее число жертв по сравнению с 2013 годом увеличилось на 15,8% и составило 117 человек (в 2013 году – 101). Тенденция к уменьшению жертв в регионе наблюдалась и в первой половине текущего года. Так, в первом квартале 2015 года жертвами конфликта на Северном Кавказе стал 51 человек, тогда как в первом квартале 2014 года их число составляло не менее 133. Во втором квартале 2015 года жертвами конфликта на Северном Кавказе стали 44 человека, тогда как во втором квартале 2014 года их число составило 146. Эти данные "Кавказский узел" собирает на тематической странице "Северный Кавказ - статистика жертв".

Говоря о возможном изменении ситуации в регионе, большинство опрошенных (50%) сошлись на том, что она останется неизменной (подобное же большинство сохраняется последние два года). В то, что ситуация может улучшиться, верит 23% респондентов, что ухудшиться - 10%, 17% респондентов затруднились с ответом.

Опрос проводился по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.

Несмотря на некоторое снижение числа оптимистов, трендом остается представление о благоприятной ситуации на Северном Кавказе

Переворот в отношении к ситуации на Северном Кавказе произошел больше года назад, сообщил заместитель директора "Левада-центра" Алексей Гражданкин.

"В марте 2014 года на фоне происходящего на Украине ситуация на Северном Кавказе стала выглядеть благоприятнее. Примерно в мае 2014 года количество ответов о том, что ситуация благоприятная/спокойная, начало превосходить количество "неблагоприятных" ответов, и такая ситуация сохраняется до сих пор", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Гражданкин.

Власти Украины проводят силовую операцию против вооруженных формирований в Донбассе после присоединения Крыма к России и провозглашения независимости Донецкой и Луганской народных республик. "Кавказский узел" следит за влиянием событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа, публикуя материалы на тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".

По его словам, подобная же ситуация с оценкой будущего. "Если раньше количество пессимистов превосходило число оптимистов, то сейчас они зеркально поменялись местами", - отметил Гражданкин.

Он не считает, что снижение числа оценивающих обстановку в регионе как спокойную и благополучную с 54% в марте до нынешних 46% можно считать началом эрозии восприятия ситуации на Северном Кавказе в глазах населения России. По мнению эксперта, речь идет о небольшом снижении после резкого подъема в марте.

"Даже после этого снижения количество одобряющих все равно остается выше, чем было до начала подъема", - заметил Гражданкин. По его словам, говорить об эрозии восприятия можно будет лишь тогда, когда количество "оптимистов" и "пессимистов" как минимум сравняется. 

Глава отдела социально-культурных исследований "Левада-центра" Алексей Левинсон также подчеркнул, что данные опроса демонстрируют абсолютную неизменность настроений россиян по данному вопросу.

"В марте 2014 года резко улучшилось восприятие всего, в том числе и ситуации на Северном Кавказе. Год спустя какое-то событие спровоцировало еще один небольшой подъем. Но в целом настроения остаются неизменными", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Алексей Левинсон.

Также, отметил он, несмотря на некоторое снижение числа оптимистов, трендом все равно остается представление о благоприятной ситуации на Северном Кавказе. 

Фактически в оценках россиян по вопросу о ситуации на Северном Кавказе никаких изменений за последний год не произошло, и связано это с эйфорией, охватившей россиян после присоединения Крыма, считает и глава отдела развития "Левада-центра" Денис Волков.

"Это соотношение (50% "за", примерно треть — "против") не меняется с марта 2014 года, когда  поднялось все настроение, в том числе и в отношении ситуации на Северном Кавказе", - заметил он.

Наиболее радикальные позиции по вопросу о будущем региона занимают москвичи, люди с высшим образованием, обеспеченные - то есть те, кто может добывать какую-то информацию

Кроме того, у большинства населения элементарно отсутствует информация о ситуации в регионе, указывает Волков. "Наиболее радикальные позиции по вопросу о будущем региона занимают москвичи, люди с высшим образованием, обеспеченные - то есть те, кто может добывать какую-то информацию. Но, видно, что эта тема для них не центральная, а одна из побочных и далеких", - подчеркнул социолог. 

Говоря о снижении числа оценивающих обстановку в регионе как спокойную и благополучную с 54% в марте до нынешних 46%, Денис Волков также отметил, что подобные колебания уже были в 2014 году, и чтобы понять, станет ли это трендом или превратится в еще один "зубец пилы", нужно ждать еще три месяца.

Автор:Семен Чарный