16:11 / 16.07.2015Центр "Сова" не усматривает в письме Жеребцовой признаки экстремизма

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Решение о внесении в список экстремистских материалов письма Полины Жеребцовой к Михаилу Ходорковскому является неправомерным, считают эксперты информационно-аналитического центра "Сова".

Как сообщал "Кавказский узел", письмо автора детского дневника о жизни в военном Грозном Полины Жеребцовой к Михаилу Ходорковскому, в котором она выразила несогласие с позицией экс-главы ЮКОСа в связи с его высказываниями о Чечне, было включено Минюстом России в список экстремистских материалов 6 июля.

Открытое письмо Полины Жеребцовой к Михаилу Ходорковскому было опубликовано в декабре 2013 года. В нем автор сообщила, что разочарована интервью, которое экс-глава ЮКОСа, ныне руководитель движения "Открытая Россия" дал в декабре 2013 года. Ходорковский в интервью газете The New Times заявил о том, что  он считает территориальную целостность России приоритетом и готов за нее воевать

Материал признается экстремистским, если он содержит прямые или опосредованные призывы к экстремистской деятельности, или утверждение национального этнического или расового превосходства, отметил директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский.

"Ничего из перечисленного в письме Полины Жеребцовой к Михаилу Ходорковскому нет. Там вообще нет никаких призывов. Автор в своем письме никакую деятельность не оправдывает, не только экстремистскую. Также там нет и речи о каком-то превосходстве. Там вообще нет противопоставления людей по этническому или расовому признаку", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Александр Верховский.

Что касается причин, по которым письмо Жеребцовой оказалось в списке экстремистских материалов, то Александр Верховский предположил, что "речь могла пойти о случайности, поскольку письмо было опубликовано на одном из сепаратистских сайтов".

"Возможно, свою роль сыграло и то, что адресатом Жеребцовой был Ходорковский, имя которого воспринимается властью как раздражитель", - заметил эксперт.

В письме Полины Жеребцовой не было ничего, что позволило бы использовать в отношении этого материала закон "О противодействии экстремистской деятельности", заявила эксперт центра "Сова" по проблемам неправомерного применения антиэкстремистского законодательства Мария Кравченко.

"Часто случается, что суды и прокуроры не очень разбираются, что есть в том списке на запрет, который они получили, и принимают весь список целиком. Их раздражение могло вызвать упоминание в письме Жеребцовой военных преступлений федеральных сил в Чечне. Либо то, что адресатом письма был Ходорковский", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Мария Кравченко.

Полина Жеребцова, пережившая две чеченские войны, была вынуждена покинуть Россию в мирное время. 26 октября 2011 года была презентована первая ее книга "Дневник Жеребцовой Полины". Книга рассказывает о событиях 1999-2002 годов в Грозном во время второй военной кампании в Чечне, как их увидел подросток.  В 2012 году она стала финалистом премии им. Сахарова в номинации "Журналистика как поступок". 

В 2013 году из-за угроз в свой адрес, после выхода первой книги, Полина Жеребцова эмигрировала в Финляндию. 30 мая 2014 года в Москве состоялась презентация второй книги Полины Жеребцовой "Муравей в стеклянной банке. Чеченские дневники 1994–2004 гг.".

Автор:Семен Чарный
16.07.2015 в 23:22Druzъ

Не только Сова, но и все адекватные и здравомыслящие люди не признают законным решение этого минюста с сомнительной репутацией. Даже отпуская все бюрократические и идеологически моменты, что интересно, двигало людьми, которые принимало решение внесения этого письма в экстреместскую?  Может быть любое  объективное упоминание чеченской войны является экстремизмом для минюста и угрозой для российской государстенности. Лучше бы они признали слова ходорковского своего о "готовности воевать за Северный Кавказ". Человек открыто говорит, что готов убивать людей и ничего, а девушка пишет вполне нормальное письмо ему с возражением, что убивать людей плохо - экстремизм.  Преступная страна!