13:05 / 01.06.2015Эксперты не увидели прямой связи в параллельных учениях России с Китаем и Грузии с США

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Российско-китайские учения "Морское взаимодействие - 2015" и грузино-американские учения "Достойный партнер" на Вазианской военной базе, прошедшие в одно время, прямо не связаны между собой, но связаны косвенно - через кризис отношений России и Запада, начавшийся вокруг событий на Украине, считают опрошенные "Кавказским узлом" российские эксперты. Грузинские эксперты назвали эти учения рядовыми.

Как писал "Кавказский узел", 11 мая в Средиземном море начались 10-дневные российско-китайские учения "Морское взаимодействие-2015", в которых приняли участие шесть кораблей Черноморского флота. Задачей этих учений стала отработка совместных действий по охране безопасности судоходства в мировом океане, а целью учений - углубление практического взаимодействия между двумя странами в вопросах противодействия угрозам морской безопасности.

Также 11 мая порядка 600 грузинских и американских военнослужащих приступили к двухнедельным совместным полевым учениям "Достойный партнер" (Nobel Partner 2015). В рамках активной фазы учений военнослужащие провели спецоперацию по захвату аэропорта и жилых зданий, а также отработали прикрытие пехоты. Министр обороны Грузии и командующий сухопутными войсками США в Европе оценили их как "наиважнейшие" для взаимоотношений двух стран.

Необычным в обоих учениях было лишь место их проведения, считают российские эксперты

Российско-китайские учения были запланированы еще в 2014 году и стали первыми подобными учениями, прошедшими вне Дальнего Востока, сообщил эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.

"Китаю было интересно расширить район действий своего флота, и нужен был партнер для этого", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Василий Кашин.

Что касается "Достойного партнера", то в их проведении, по словам эксперта, значительную роль сыграли события на Украине, заставившие США активизировать свою внешнюю политику. 

США не признают присоединения Крыма к России и обвиняют Москву во вмешательстве в дела Украины. 

Поскольку и те, и другие учения были запланированы давно и явно не в пику друг другу, то, по словам Кашина, они не стали местом "смотра" новейшей техники.

"Новинкой в обоих случаях было место проведения маневров, остальное было стандартным", - заключил эксперт.  

Заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического Университета имени Г.В. Плеханова, член Ассоциации военных политологов Андрей Кошкин обратил внимание на то, что учения "Достойный партнер" стали окончанием серии маневров, начавшихся с Прибалтики в рамках американской политики "окружения России". 

"Это было решено еще при Саакашвили", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" Андрей Кошкин.

Российско-китайские учения, по мнению эксперта, стали следствием улучшения отношений между двумя странами, символом которых стал визит главы Китая Си Цзиньпина на парад, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Как и Кашин, Кошкин обратил внимание на то, что новым и необычным в маневрах было лишь место их проведения. "Все остальное было в штатном режиме", - заключил он.  

Грузинские эксперты назвали грузино-американские и российско-китайские военные учения рядовыми

Грузинские военные эксперты также не считают необычными проведения совместных грузино-американских и российско-китайских военных учений, уточняя, что эти учения отличались тем, что американцы впервые привезли в Грузию тяжелую бронетехнику, а китайские боевые корабли впервые вошли в Черное море.

Совершенно разные масштабы грузино-американских и российско-китайских военных учений

"Совершенно разные масштабы грузино-американских и российско-китайских военных учений. Российско-китайские учения проходили в Средиземном море, в них приняли участие больше десятка боевых кораблей, что же касается Грузии – были сухопутные войска, и, конечно же, их масштаб меньше. Я бы не стал сопоставлять эти учения", - заявил корреспонденту "Кавказского узла" военный эксперт, главный редактор журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили.

По его словам, у всех стран есть свои стратегические партнеры, с которыми проводятся совместные учения, и эти учения не направлены против кого-то.

Аладашвили привел в пример, что Россия проводит совместные военные учения с Арменией, а Грузия – с Турцией и США. Также Грузия и Россия принимали участие в ежегодных совместных международных учениях FLACKSEAFOR, на которых грузинские и российские корабли вместе шли в фарватере, а морские офицеры вместе работали в совместном штабе. "Но это время уже прошло, в прошлом году участвовали грузинские офицеры без кораблей", - сообщил эксперт.

Комментируя проведение грузино-американских военных учений, Аладашвили отметил, что на учениях уделялось внимание взаимодействию грузинских и американских бронегрупп и боевой выучке.

"Главным был факт, что впервые китайские боевые корабли вошли в Черное море, и американцы впервые привезли 14 "Брэдли" (принимавшие участие в учениях боевые машины пехоты США, – прим. "Кавказского узла"), но они увезут их обратно – не оставят", - отметил эксперт.

Одновременное проведение военных учений Грузией и Россией может быть и не случайным, тем более что в центральных районах России были проведены военные учения с привлечение более 100 боевых самолетов, в том числе бомбардировщиков и истребителей, отмечает руководитель "Центра исследований выборов и международной безопасности" Ника Читадзе.

Не исключено, что это – демонстрация силы с обеих сторон

"Не исключено, что это – демонстрация силы с обеих сторон. Что же касается российско-китайских учений, то Россия хочет показать мировому сообществу, что, несмотря на санкции у нее есть стратегические партнеры, в том числе и Китай. Партнерство выражается и подтверждается военными учениями, сотрудничеством и в военно-технической сфере. Я думаю, что Россия хочет продемонстрировать, что она не будет в одиночестве, в изоляции, несмотря на введенные санкции западным демократическим сообществом в отношении России", - сказал Читадзе.

США, Япония, ЕС и ряд стран Европы, не входящих в Евросоюз, ввели санкции в отношении российских компаний и должностных лиц в связи с обострением ситуации на юго-востоке Украины и присоединением Крыма к России. В ответ власти России ввели на один год эмбарго на импорт ряда категорий продукции из стран, которые ввели экономические санкции в отношении российских граждан и компаний.

Говоря об используемой военной технике на учениях, оба эксперта отметили, что техника не была современной - американцы начали выпуск "Брэдли" больше 30 лет назад, и китайские боевые корабли также построены несколько десятков лет назад.

"Насколько я знаю, на учениях не было демонстрации новейшей технологии. Просто боевые учения с целью проверки квалификации военных. Грузино-американские учения носили как бы символический характер, проходили до Дня независимости Грузии. Демонстрация того, что Америка определенно является гарантом независимости и суверенитета Грузии. Учения демонстрировали, как страны могут сотрудничать в рамках НАТО, я имею в виду государства – члены НАТО и страны-партнеры", - сказал Читадзе.

Он считает, что у Китая есть свои интересы в Черноморском регионе, в котором он занимает слабые позиции в отличие от США, так как страны Черноморского региона – Болгария, Румыния и Турция – члены НАТО. На территориях Болгарии и Румынии планируется размещение американских военных объектов, а со стороны Кавказа направлены на Запад добываемые в Азербайджане энергетические ресурсы. Однако у Китая крепкие позиции в центральной Азии, где ослабели позиции США. Учитывая интерес обеих стран к Черноморскому региону, эксперт сомневается, что обе страны воспринимают друг друга врагами.

Материалы о влиянии событий на Украине на политическую и общественную жизнь регионов юга России и стран Южного Кавказа "Кавказский узел" публикует на специальной тематической странице "Эхо Украины на Кавказе".

Автор:Семен Чарный, Инна Кукуджанова