ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Адвокат азербайджанского правозащитника Интигама Алиева, обвиняемого в незаконном предпринимательстве, представила суду скриншоты страниц, удаленных с сайта Минюста. Исходя из них, гранты, которые реализовывала организация Алиева, были зарегистрированы ведомством.
Как сообщал "Кавказский узел", глава организации "Общество правового просвещения" (ОПП) Интигам Алиев был задержан 8 августа 2014 года после того, как были арестованы счета ОПП. Сначала ему вменялись уклонение от уплаты налогов и незаконное предпринимательство, но в декабре 2014 года обвинения были дополнены более тяжкой статьей о присвоении или растрате в крупном размере. Правозащитник отрицает свою вину.
Интигам Алиев заявил отвод судье
В начале сегодняшнего заседания судья Расим Садыхов предоставил слово обвиняемому. Интигам Алиев принес извинения присутствовавшим в зале за оскорбления, которые прозвучали на заседании 10 марта во время перебранки между потерпевшей Гюльшан Оруджевой и наблюдателями.
"Призываю вас не поддаваться на возможные новые провокации во время допроса потерпевших", – сказал Алиев.
После этого обвиняемый выступил с отводом судье Садыхову. По его мнению, Садыхов "препятствует эффективной организации защиты, отклоняя или оставляя не рассмотренными многочисленные ходатайства".
В этот момент судья потребовал от судебных приставов вывести из зала журналистку Айнур Имранову за фотосъемку. "Уведите ее и уничтожьте снятые ею кадры", – приказал Садыхов.
Интигам Алиев потребовал возвращения в зал журналистки, однако судья ему отказал. Это решение обвиняемый также назвал предвзятым и подтверждающим обоснованность отвода председательствующему судье.
Двое других судей удалились на совещание по отводу, но спустя пять минут вернулись и отказали Алиеву, назвав требование отвода необоснованным.
17 февраля на процессе была допрошена экс-бухгалтер ОПП Гюльшан Оруджева. По версии следствия, она переводила деньги организации на личный счет своей сестры Афсаны Оруджевой, после чего они обналичивались и передавались Интигаму Алиеву. Всего за период с 2009 по 2013 год Алиевым было присвоено 119 тыс. манатов (152 тыс. долларов), считает обвинение. Оруджева утверждает, что согласилась участвовать в схеме, поскольку в пользу ее сестры по этим операциям отчислялись платежи по соцстрахованию.
Алиев: это политический процесс, и обвинительный приговор неизбежен
Сегодня продолжился допрос потерпевшей Афсаны Оруджевой, которая приходится сестрой главбуху ОПП Гюльшан Оруджевой.
Отвечая на вопросы адвокатов, Оруджева сообщила, что лично не видела, как ее сестра передавала Алиеву деньги для перевода на ее счет. Однако, по словам потерпевшей, она видела, как сестра заходила к Алиеву в кабинет.
Интигам Алиев предложил завершить допрос, назвав бессмысленными попытки доказать его невиновность в силу политического характера процесса.
Абсурдность обвинений на политических процессах настолько очевидна, что порой их и опровергать не стоит
"На всех политических судебных процессах, несмотря на активные усилия защиты, суды все равно осуждают невинных людей по сфабрикованным следствием обвинениям. На этих процессах всем все ясно. Активиста движения Nida Илькина Рустамзаде осудили по абсурдному обвинению в оскорблении скульптуры на бульваре. В незаконном обороте наркотиков обвиняли авторитетных богословов Абгюля Сулейманова и Талеха Багирзаде. В этом же обвинили молодежного активиста Джаббара Савалана, который не курил и сигарет. Абсурдность обвинений на политических процессах настолько очевидна, что порой их и опровергать не стоит. Поэтому в продолжении допроса Афсаны Оруджевой не вижу смысла. Она сама жертва своей сестры", – заявил Алиев.
Он также предложил не допрашивать потерпевшую Гюльнар Мехтиеву. "Можете зачитывать ее показания, данные предварительному следствию. Мы только теряем время, процесс затягивается", – сказал Алиев. В ответ на это гособвинитель Фарид Бекиров заявил, что для отказа от слушаний потерпевшая хотя бы должна направить в суд телеграмму о подтверждении показаний на этапе предварительного следствия.
Защита представила доказательства того, что ОПП регистрировал гранты в Минюсте
Адвокат защиты Шахла Гумбатова представила суду письменное ходатайство о запросе от следственного органа документов первичной бухгалтерии, компьютеров, электронных носителей медицинских документов, касающихся здоровья Алиева, а также уведомлений о регистрации грантов ОПП, изъятых при обыске в офисе организации. Гособвинитель не стал возражать, и суд ходатайство удовлетворил.
Затем Гумбатова сказала суду, что хотя Алиеву инкриминируется реализация 13 проектов без регистрации грантовых договоров, семь из них были реализованы до 2009 года, когда законодательство регистрации не требовало. Оставшиеся шесть грантовых договоров были реализованы после регистрации в Минюсте, подчеркнула адвокат.
"Порядок был таков, что Минюст, регистрируя гранты, выставляет информацию об этом на своем сайте. Но с июня 2013 года это перестали делать, а информацию с сайта удалили. Мы просили Минюст предоставить нам информацию о регистрации грантов ОПП. Но нам сказали, что не могут ответить на запрос, поскольку это требует проведения "систематизации информации", – сообщила Гумбатова.
Несмотря на то, что Минюст убрал информацию со своего сайта, копии страниц сохранились в кэше поисковой системы Google. Гумбатова представила заверенные нотариусом скриншоты страниц, на которых содержалась информация о регистрации грантов ОПП, и попросила приобщить их к материалам дела.
Скриншоты были заверены в Грузии, поскольку в Азербайджане нотариусы не заверяют материалы, скопированные из Интернета, отметила защита.
В свою очередь судья Садыхов позволил себе ироничное замечание по поводу действий защиты. "Чего же так близко в Грузию поехали, могли бы и заверить материалы в Казахстане", – сказал судья.
Гособвинитель Бекиров попросил время для ознакомления с ходатайством, и судья назначил следующее заседание на 31 марта, передает корреспондент "Кавказского узла".
Интигам Алиев включен в список политзаключенных Азербайджана, совместно подготовленный активистами ряда общественных организаций. Возглавляемое Алиевым "Общество правового просвещения" оказывало правовую поддержку подающим заявления в Европейский суд по правам человека и вело образовательные программы для юристов, многие из которых позднее защищали в судах политзаключенных. Читатели "Кавказского узла" присудили Интигаму Алиеву третье место в семерке равных по итогам конкурса "Герой Кавказа-2013".
Версия следствия базируется именно на том, что грантовые договора ОПП не были зарегистрированы, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" после суда Шахла Гумбатова. Это квалифицируется как незаконное предпринимательство, от которого следуют другие обвинения – в присвоении средств и уклонении от уплаты налогов.
"На самом деле гранты были зарегистрированы, и это доказывается представленными сегодня нами материалами, полученными из Интернета. Это подтверждает законность деятельности Интигама Алиева", – сказала Гумбатова.
Суд демонстрирует очевидную предвзятость и действует в угоду гособвинителя, заявил корреспонденту "Кавказского узла" наблюдающий за процессом глава НПО "Школа демократической журналистики"Ровшан Гаджибейли.
"Интересно, что обычно словоохотливый прокурор, когда дело дошло до ходатайства о приобщении к делу скриншотов страниц с сайта Минюста, где содержалась информация о регистрации грантов организации Интигама Алиева, растерялся и попросил времени для "изучения ходатайства". Защита поставила сторону обвинения в затруднительное положение. Фактически обвинение разваливается", – считает Гаджибейли.
Летом 2014 года в Азербайджане прошла волна арестов оппозиционных политических деятелей, журналистов, правозащитников. Информацию об этих арестах "Кавказский узел" объединил в справочном материале "Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)". Случаи преследования активистов в регионах Кавказа освещаются "Кавказским узлом" на тематической странице "Преследование активистов".