11:16 / 31.08.2002Родственники военнопленных и пропавших без вести смогут ездить в Карабах

С 24 по 27 августа в Тбилиси при содействии Хельсинкской гражданской ассамблеи была проведена встреча совместной армяно-азербайджанской комиссии ХГА по проблемам без вести пропавших, военнопленных и заложников. В этой встрече участвовала делегация Азербайджанского национального комитета (АНК) ХГА во главе с сопредседателем Арзу Абдуллаевой.

"На первом этапе встречались родственники без вести пропавших в карабахской войне из Баку, равнинного и Нагорного Карабаха. На втором - родственники без вести пропавших из Ванадзора (Армения) и Гянджи", - сообщила "Зеркалу" А.Абдуллаева. По ее словам, программа действий этой комиссии включала сотрудничество, мониторинг, разработку и обеспечение имплементации механизма по освобождению военнопленных и заложников (имплементация - это выполнение каждым государством общепринятых международных норм - ред.). Основная цель встречи заключалась в налаживании координации работы между организациями и лицами, вовлеченными в поиск без вести пропавших на Южном Кавказе. Действия сторон и заинтересованных лиц должны быть скоординированы, считает А.Абдуллаева.

Заметим, что комиссия работает с 1992 года. "За все это время, - сказала Арзу Абдуллаева, - мы содействовали освобождению около 500 человек. Как только обнаруживали военнопленных, печатали их списки в газете социал-демократов "Истиглал". Теперь же в рамках сотрудничества АНК ХГА намерена вовлекать Ванадзорский и Иджеванский (Армения), Газахский и Гянджинский (Азербайджан), а также Телавский и Марнеульский (Грузия) офисы ХГА Южного Кавказа. "Тем самым мы создадим региональную организацию родственников без вести пропавших", - сказала А.Абдуллаева.

Затруднившись назвать официальную цифру находящихся у армян азербайджанских военнопленных, А.Абдуллаева заметила, что список без вести пропавших насчитывает более 4 тысяч человек: "Некоторые были освобождены, некоторые умерли, сегодня трудно назвать точную цифру. По этой же причине мы не располагаем и точной информацией о том, живы эти люди или нет. Мы можем только предполагать, что кто-то из них жив..."

С другой стороны, отвечая на вопрос о наличии в Азербайджане армянских военнопленных, сопредседатель ХГА сказала, что раньше их было 800 человек. "Однако, как нам сказали, сейчас эта цифра завышена, так как списки без вести пропавших собирали по всей Армении. Поэтому сейчас, кроме цифры 800, фигурируют еще две цифры, - "около двух" и "около четырех" тысяч", - сказала Абдуллаева. Для того, чтобы разобраться в их достоверности, АНК ХГА использует свои источники - лиц, представляющих "власть" в НК, местных лидеров, силовые структуры Армении.

Говоря о перспективах сотрудничества, А.Абдуллаева указала на то, что они касаются совместных поисков в Нагорном Карабахе: "В данный момент председатель Армянского национального комитета ХГА с 1992 года Карен Агаджанян добился разрешения на организацию поисковых работ в Нагорном Карабахе. Это намного облегчит работу комиссии. Теперь матери без вести пропавших сами смогут приехать на место, в Карабах, и провести встречи по имеющимся у нас адресам, поговорить с людьми. Или с теми людьми и организациями, с которыми у матерей пропавших была переписка, имеется какая-то информация".

Более сложным для комиссии оказался вопрос, связанный с захоронением (точнее, перезахоронением) бывших военнопленных. "Если есть информация о том месте, где был бой, после которого армяне осуществили захоронение, родственники могут посетить братские могилы. Если возникнет вопрос о перезахоронении, то в этом году уже можно будет что-то сделать", - отметила она.

А.Абдуллаева высказала сомнения по поводу того, что процесс перезахоронения сейчас может оказать негативное воздействие на психологическое состояние нашего общества: "Многие коллеги (с армянской стороны - авт.) согласны со мной в том, что Карабах является неотъемлемой частью Азербайджана, поэтому я с ними и сотрудничаю. В этом плане перезахоронение не имеет смысла. Ведь Карабах - азербайджанская земля, и в будущем, если будут обнаружены братские могилы азербайджанских солдат, родители могут их посетить".

"А как матери могут опознать своих сыновей?", - на этот вопрос А.Абдуллаева ответила, что "есть сохранившиеся общие списки братских могил. Однако можно говорить лишь о некоторых местах захоронений". Что касается опознания, то большие сложности может вызвать то, что люди захоронены в братских могилах, неизвестно, кто именно там лежит, неизвестно, были ли бирки на шеях наших солдат, ведь это было время беспорядочных боев, в которых участвовало много добровольцев. К тому же неизвестно, была ли у солдат какая-то определенная военная амуниция".

Автор: