23:38 / 26.02.2015Родственники уроженца Карачаевска Вадима Баскаева потребовали проверить обстоятельства его смерти в больнице

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Родственники уроженца Карачаевска Вадима Баскаева, скончавшегося в больнице Смоленской области после ДТП, направили в правоохранительные органы и Минздрав заявления о том, что ему была оказана ненадлежащая медпомощь. Баскаев отказывался от операции, что спровоцировало ухудшение его состояния, утверждают врачи.

Вадим Баскаев 16 января попал в ДТП в Смоленской области, рассказали корреспонденту "Кавказского узла" его друзья и родственники. Баскаев был доставлен в больницу. С 18 января Вадим писал в Facebook о своем состоянии, а также жаловался на неоказание медицинской помощи и высказывал опасения за свою жизнь. Последняя запись была сделана им 21 января, а 26 января пользователь Facebook Алина Байбанова сообщила, что "уже несколько дней Баскаев находится в состоянии комы".

Вадим Баскаев родился в Карачаевске, по национальности осетин. В Смоленской области Вадим Баскаев владел хозяйством по разведению птиц. На своей странице в Facebook он уделял большое внимание общественной и политической ситуации в стране, в том числе высказывался о проблемах прав человека и межнациональных отношений. Похоронен Баскаев в Беслане. У него осталось трое несовершеннолетних детей.

"Если помру, виноваты в этом будут врачи больницы"

19 января на своей странице в Facebook Вадим Баскаев написал о том, что в случае его смерти ответственность будет на медперсонале больницы.

"Я реально боюсь умереть от переломов. Сейчас опухло поломанное плечо, с криком через 30 минут дозвался дежурного. Его ответ: "Так должно быть, так нормально". За целый день ко мне с поломанным плечом и бедром пришли кардиолог и окулист. Это нормально?! На вопрос о состоянии моих травм никто не может ответить ничего. Я не знаю, как быть!" - писал Вадим.

В своем последнем сообщении, 21 января, Баскаев сообщал о предстоящей операции, приложив к сообщению фотографию перебинтованного сустава.

Жалобы поданы в прокуратуру и Минздрав, в них говорится, что 16 января Баскаев был доставлен в смоленскую больницу с неизвестным диагнозом, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" супруга умершего Светлана Баскаева.

"В данном лечебном учреждении он находился с 16 января по 30 января, однако фактически не получал там медицинской помощи, и в результате халатного отношения медицинского персонала к исполнению своих обязанностей, отсутствия надлежащего ухода и лечения 30 января наступила его смерть", - заявила Баскаева.

Родственники просят инициировать проверку своевременности, полноты и качества лечения, и оказания Баскаеву медицинской помощи, а в случае выявления нарушений принять меры и привлечь виновных к ответственности. С момента произошедшего ДТП никто из представителей правоохранительных структур с родственниками не связывался, подчеркнула Баскаева.

"Когда мы забирали тело из морга нам сказали, что результаты этих анализов будут готовы через месяц. Сегодня (25 февраля, – прим. "Кавказского узла") я ездила в Смоленск в больницу, где находился мой супруг, разговаривала с главным врачом, который сказал, что сейчас говорить о чем-то без результатов заключения судмедэкспертизы, без истории болезни – бессмысленно", – сказала Светлана Баскаева.

Главврач сообщил супруге Баскаева, что когда ее муж скончался, то историю болезни отдали в морг.

"На словах он помнит, что ему докладывали, что ему делали, как лечили, и потому он сказал, что нужно подождать результатов анализов, которые делали после вскрытия, после чего он пригласит нас с родственниками, пригласит врачей, и они попытаются ответить на наши претензии", - рассказала Светлана Баскаева.

Она также сообщила, что, со слов врачей больницы, у Вадима развилась жировая эмболия, однако в морге такой диагноз не подтвердили.

"В морге сказали, что у него были травмы, не совместимые с жизнью, удар головы и хроническое заболевание печени, о чем мы впервые в жизни услышали. Когда спросили, а как же жировая эмболия - патологоанатом ответил, что ничего не нашел", – заявила Баскаева.

Баскаев отказывался от операции, утверждают врачи

Адвоката семье Баскаева для консультирования и представления их интересов предоставил управляющий партнер компании "Найдем адвоката" Чермен Дзотов. Юристы компании подготовили жалобы на ненадлежащее оказание медицинской помощи, которые были направлены в департамент здравоохранения Смоленской области, а также в областную прокуратуру.

"25 февраля жалобы поданы непосредственно супругой Вадима Баскаева и, соответственно, в жалобе указывается на то, что у нас есть подозрения, что пациенту Вадиму Баскаеву была оказана некачественная медицинская помощь с определенными признаками халатности, и мы хотели бы, чтобы следственные органы провели проверку и выяснили, как оказывалась медицинская помощь, сделали ли врачи все от них зависящее, потому что у нас на сегодня противоречивые показания", - рассказал Чермен Дзотов корреспонденту "Кавказского узла".

По данным юристов, дело Баскаева было передано в СКР после того, как он умер, однако на сегодня никакой информации оттуда не поступало.

"Поэтому мы решили подать дополнительно жалобы на халатное отношение врачей. Врачи говорят, что смерть наступила из-за жировой эмболии, которая развилась у пациента. Ему нужно было сразу же оказать медицинскую помощь, ему нужна была операция, но Вадим якобы, со слов врачей, отказался от операции, очевидно испугавшись их отношения к пациентам. Сейчас мы можем только предполагать. Впоследствии жировая эмболия развилась и привела к смерти, но, по одним данным, она появилась, когда ему вставляли пластины, по другим – что она появилась сразу и отдала на почки", - заключил Дзотов.

У Баскаева была сложная травма, сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник больницы Андрей.

"Я в то время был врио завотделением реанимации. У Вадима была тяжелая сочетанная травма, и это всегда сложно", – сказал врач.

В больнице всегда проводится внутренняя проверка по факту смерти пациента, отметил источник, однако сообщить о результатах проверки, связанной со смертью Баскаева, не смог.

Ситуацию с отказом ее супруга от операции Светлана Баскаева назвала "странной".

"16 января его привезли, он лежал там всю ночь, в субботу сутки лежал, в воскресенье была собрана бригада, чтобы его прооперировать, но он почему-то написал отказ, хотя об этом он мне ничего не говорил. Когда в понедельник я позвонила и начала ругаться, почему не делают операцию, мне было сказано, что он написал отказ. Я позвонила мужу и спросила об этом, на что он ответил, что не помнит. Сейчас по переписке я узнаю, что он надеялся, что его переведут в Москву", – рассказала женщина.

Светлана Баскаева подчеркнула, что никаких документов о пребывании мужа в больнице у нее нет.

"У меня на руках ничего нет, никакого заключения, и я не знаю, может, так и должно быть, у нас только свидетельство о смерти. В морге говорят, что в таких случаях отправляется все в СКР в связи с тем, что он попал в ДТП", – заключила она.

"До операции состояние Баскаева не вызывало опасений у врачей"

Ситуацию с несвоевременным оказанием помощи подтвердила пользователь Facebook Айна Молаева, которая находилась на связи с Баскаевым и привлекла внимание врачебного сообщества к ситуации.

"17 января я увидела ссылку у себя в Facebook о том, что Вадим находится в больнице. Я ранее не была с ним знакома, лишь знала, что он очень хороший человек, он приятель моего родственника, и он очень внимательный, и когда узнала, что у него такая проблема, и он столкнулся с подобным безразличием со стороны медперсонала, то отреагировала, позвонила ему, он подробно рассказал о том, как попал в аварию, что его привезли в больницу, о тех болях, которые на тот момент он испытывал, что ему дают темпалгин, и он не может допроситься ни воды, ни судна", - рассказала Айна Молаева.

Ситуация изменилась, когда Молаева дозвонилась на прямую линию губернатора Смоленской области.

"Я решила, что на войне все средства хороши. Я зашла на сайт губернатора Смоленской области, зашла на сайт Минздрава России, выписала названия всех департаментов, имена руководителей, ну и позвонила губернатору Смоленской области на прямую линию", – рассказала Айна Молаева.

Она представилась ведущим специалистом департамента Росмеднадзора и пригрозила, что доведет информацию о ситуации с Баскаевым до министра здравоохранения.

"Через 10 минут мой телефон разрывался, мне позвонил главный хирург области, завотделением, какие-то врачи. Они сообщили, что сейчас все предпримут, поедут на место и все урегулируют. Затем мне позвонил завотделением и сказал, что сейчас ему окажут компенсированную медицинскую помощь. Они мне сказали, что ему нужно делать срочно операцию, но он не соглашается, и попросили его уговорить. Я с ним стала переписываться, просила его согласиться на операцию, пока все горячо, он сказал, что согласится. Затем я звонила, он не отвечал, а до этого он написал, что "шевеление пошло", – рассказала Айна Молаева.

Однако затем Вадим позвонил ей и сообщил, что операцию ему делать отказываются.

"Он был очень напуган. Я пыталась его успокоить, я позвонила своей приятельнице, она пенсионерка, ей 88 лет, она работала завотделением Боткинской больницы. Она позвонила своему знакомому, главному анестезиологу Смоленска, который поехал туда в больницу", - рассказала Айна Молаева.

По словам Молаевой, специалисту удалось выяснить, что у Вадима легкое сотрясение мозга, и он будет жить, но после операции 3-4 месяца уйдет на его восстановление.

"Потом я им перезвонила узнать, почему они ему отказывают в операции. Я понимала, что они лукавят. Мне показалось, что они побоялись с ним связываться, и им захотелось поскорее его перевести в другую клинику. Главный хирург мне потом сказал: "Куда угодно мы отвезем его, предоставив реанимобиль", - чтобы я договорилась в любой клинике страны. Затем пришли к консенсусу, это было 19-го числа, – вроде собрались делать операцию. 20 января я ему позвонила поздравить с днем рождения, и когда я уже знала, что операция будет, я позвонила заведующему, вновь переговорила, он мне сказал, что все будет нормально", - сообщила Айна Молаева.

С ее слов, Вадим жаловался, что у него начинается жировая эмболия и болит сердце.

"А они приводят ему кардиолога, хотя это на нервной почве. Окулист к нему пришла, заставляет глаза закатывать, а у него все болит. Через 5 минут после того, как сделали операцию, мне позвонил завотделения и сказал очень спокойно, что две бригады делали плечо и сустав, что все успешно, что никаких волнений не должно быть о результате", – рассказала Молаева.

После операции Баскаев не отвечал на звонки, его телефон был отключен. 1 февраля Молаева узнала, что Вадим скончался.  

Прокуратура: результаты проверки станут известны в течение месяца

Жалоба родственников Баскаева будет перенаправлена в районную прокуратуру по месту нахождения медицинского учреждения, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в прокуратуре Смоленской области.

"Оттуда заявителю будет дан ответ в течение месяца", - рассказал старший помощник генерального прокурора Смоленской области по взаимодействию со СМИ Александр Боровиков.

Представитель прокуратуры также сообщил, что сделанная Баскаевым 19 февраля видеозапись того, как одна из медсестер разговаривает с пожилой пациенткой, может стать предметом изучения правоохранительных органов. В случае обнаружения состава преступления в деле Баскаева материалы прокурорской проверки будут направлены в Следственный комитет, подчеркнул Боровиков.

"Кавказский узел" пока не располагает официальными комментариями от руководства больницы, в которой скончался Вадим Баскаев, относительно заявлений семьи погибшего.

Автор:Магомед Туаев