ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представители международных правозащитных организаций Amnesty International и Human Rights Watch заявили о готовности помогать в эмиграции директору грантовых программ Южного регионального ресурсного центра Михаилу Савве, покинувшему Россию из-за опасений в уголовном преследовании.
Как сообщал "Кавказский узел", 16 февраля уголовно-исполнительная инспекция обратилась в суд Краснодара с требованием отправить Михаила Савву в колонию в связи с тем, что он нарушил режим отбывания условного наказания и уехал за границу. 19 февраля Савва подтвердил свой отъезд из России. По его словам, такое решение он принял из опасений дальнейшего уголовного преследования.
2 апреля 2014 года Михаил Савва был приговорен к трем годам лишения свободы условно. Он обвинялся в хищении бюджетных средств, выделенных как грант администрацией Краснодарского края, а также в получении платы за фиктивное проведение занятий в Кубанском государственном университете. Сам Савва вину полностью отрицал. Приговор был обжалован, но оставлен без изменения.
Правозащитники: Савву преследуют исключительно по политическим причинам
За судьбой Михаила Саввы следит международная правозащитная организация Amnesty International, которая готова ему помогать после того, как он определится с местом дальнейшего проживания и получит статус беженца.
"После того, как он получит статус беженца, к нам обратятся представители международных организаций, которые занимаются правами беженцев, и тогда мы решим, чем будем полезны господину Савве", – сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в российском офисе Amnesty International.
За ситуацией вокруг Михаила Саввы следят также представители Human Rights Watch.
"Мы считаем, что его преследуют исключительно по политическим причинам, за его высказывания против незаконных действий кубанских властей. Мы будем и дальше следить за его судьбой и поддерживать в эмиграции", – сказали корреспонденту "Кавказского узла" в российском представительстве организации.
Савва: в фальсификации моего дела принимали участие должностные лица КубГУ
Обращение уголовно-исполнительной инспекции в суд было ожидаемым, написал корреспонденту "Кавказского узла" по электронной почте Михаил Савва.
"Если бы я оказался по месту проживания, то для оформления меня за решетку придумали бы другой повод. Как это было с Евгением Витишко, который якобы нецензурно выражался на остановке", – уверен он.
По словам Саввы, после допроса по делу директора центра "Левадос" Елены Шабло 25 декабря 2014 года, на который его вызывали в качестве свидетеля, он понял, что в ближайшее время будет арестован.
Михаил Савва также рассказал о том, как был уволен из Кубанского государственного университета. Это произошло в июне 2013 года, официальной причиной увольнения стало истечение срока контракта.
"К сожалению, должностные лица университета приняли самое активное участие в фальсификации уголовного дела. Возможно, не по доброй воле. Они упорно пытались доказать, что ущерб университету был нанесен, хотя не могли пояснить, какой именно", – рассказал Михаил Савва.
Преподаватели создали группу поддержки, несмотря на то, что на них давили, продолжил он.
"Руководство вуза требовало в качестве наказания "валить" на экзаменах студентов, которые меня поддерживали. Искали кого-то, кто дал бы показания, что выступал посредником в передаче мне взяток. Ни то, ни другое не получилось", – сказал Михаил Савва.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями руководства КубГУ относительно заявлений Михаила Саввы.
"Мы лишены свободы слова, убеждений, свободы на высказывание своего мнения"
Жена Михаила Саввы пока по личным причинам продолжает жить в Краснодаре и не собирается уезжать в ближайшее время. По ее словам, в их семье никогда не стоял вопрос об отъезде из России, поэтому решение супруга покинуть страну можно назвать спонтанным, и далось оно нелегко.
"Свобода дороже. Находясь на свободе, он может жить полноценной жизнью, в застенках СИЗО он уже был", – пояснила корреспонденту "Кавказского узла" Елена Савва.
Она не сомневается, что если бы Михаил не уехал, то в ближайшее время вновь оказался бы в СИЗО.
В России я уже ничего не боюсь. Чувство страха атрофировалось после ареста Михаила
"Как мы будем жить дальше, я не знаю. Планы я не строю, государство отобрало у меня эту возможность, – заявила Елена Савва. – Оставаясь в России, я уже ничего не боюсь, чувство страха у меня атрофировалось после ареста Михаила".
Во время восьмимесячного содержания Михаила Саввы в СИЗО его супруге неоднократно поступали анонимные угрозы через соцсети. Елена Савва обращалась в правоохранительные органы, но там, по ее словам, никаких действий по этому поводу не предприняли.
"Меня грозились арестовать, якобы за взятки, надеть на меня наручники. Сейчас в связи с отъездом Михаила пока никакого давления на меня не оказывается, но я ко всему готова", – подчеркнула Елена Савва.
Как пояснил Михаил Савва, его супруга еще в 2013 году подала заявление о возбуждении уголовного дела о клевете, но оно не было возбуждено.
"Лена выстояла все это время безукоризненно. На нее клеветали в Интернете, не скрывая, что делает это сотрудник УФСБ", – написал он.
Елена Савва также сообщила, что узнала об объявлении мужа в федеральный розыск из СМИ.
"Уголовно-исполнительная инспекция самостоятельно не обнаружила его исчезновения, они не приходили к нам в дом 10 января 2015 года, как они теперь заявляют. Они явились ко мне 9 февраля 2015 года, после того, как муж уже давно покинул Россию. Скорее всего, они получили сигнал из ФСБ о том, что Михаил уехал", – считает Елена Савва.
Сейчас в России наступило тяжелое время, когда "ведется борьба с законопослушными гражданами, убеждена Елена Савва.
"Рамки сужаются, мы лишены свободы слова, убеждений, свободы на высказывание своего мнения", – сказала она.
Подлесный: отъезд может пойти Савве во вред
Савва преследуется по политическим соображениям, за его политические взгляды, уверен директор Краснодарского центра прикладной социологии и политологии Геннадий Подлесный.
"Я делаю такие выводы на основании его интервью, в которых он об этом заявлял. Только мне непонятно, почему уголовный процесс в отношении Саввы, который длился полтора года, проходил под знаком преследования правозащитника. Я его знаю как минимум 15 лет, с 2000 года, все это время он позиционировал себя как ученый, общественно-политический деятель, но не правозащитник", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Подлесный.
Геннадий Подлесный знакомился с материалами уголовного дела, возбужденного в отношении Саввы, и считает, что вина Саввы не была доказана.
"То, что уголовное преступление было совершено, – это точно, но, что его совершил Савва – не доказано", – сказал он.
Савва уехал из-за неуверенности в том, что ему удастся доказать свою невиновность, предположил Подлесный.
"Я считаю, что отъезд ему в минус, если ты уверен в своей правоте – борись, тем более что сейчас его дело находится на апелляции в Страсбургском суде. Своим отъездом он как бы признал свою вину", – пояснил он.
Выступая против уголовного преследования Саввы, правозащитники отмечали, что он был задержан вскоре после того, как подверг критике действия правоохранителей, проводивших проверки НКО в регионах юга России.
"Кавказский узел" на тематической странице "Преследование активистов" следит за случаями преследования представителей правозащитных, общественных, экологических организаций и политических партий и движений, в том числе в Краснодаре и Сочи.
* - Примечание "Кавказского узла" 02.33 мск 21.02.2015: в заголовок внесено уточнение