15:19 / 14.01.2015Понятые по делу журналиста Хази в Азербайджане опровергли свое участие в осмотре места инцидента

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На процессе по делу азербайджанского журналиста Сеймура Хази, обвиняемого в хулиганстве, допрошенные в качестве свидетелей понятые заявили, что не участвовали в осмотре места происшествия, а просто подписали протокол по просьбе полицейского. Участковый же Амирджан Салманов заявил, что понятые при осмотре места происшествия присутствовали.

Как сообщал "Кавказский узел", обозреватель газеты "Азадлыг" (Свобода) Сеймур Хази, член Национального совета демократических сил, был задержан 29 августа. По версии правоохранителей, журналист избил незнакомого ему человека по имени Магеррам Гасанов. 6 сентября было объявлено о заключении под стражу и самого Гасанова, который, как утверждают в прокуратуре, оскорбил и ударил Хази.

11 ноября Апшеронский райсуд начал слушать дело, на скамье подсудимых оказались оба фигуранта. На заседании суда 4 декабря Хази отверг предъявленные ему обвинения и назвал их политически мотивированными, Гасанов отказался от дачи показаний. Адвокаты ходатайствовали признать обоих подсудимых потерпевшими, но суд отказал в этом.

Рассмотрение дела в Апшеронском районном суде под председательством судьи Шовкет Наджафовой продолжилось 13 января. По ходатайству защиты в качестве свидетелей были допрошены понятые, подписавшие протокол об осмотре места происшествия и сбора осколков стеклянной бутылки, которой, по данным правоохранителей, Хази ударил Гасанова, сообщает корреспондент "Кавказского узла".

"Я подписал протокол по предложению инспектора полиции, не видя осмотра места происшествия"

О том, что подписался под протоколом по предложению участкового инспектора полиции Амирджана Салманова, не присутствуя при осмотре места происшествия, заявил в ходе заседания один из понятых, занимающийся извозом пассажиров на своем частном такси в поселке Джейранбатан Сарраф Рустамов.

"Я стоял у въезда в поселок. Амирджан муаллим (форма почтительного обращения к мужчине. - Прим. "Кавказского узла") подозвал меня к себе. Рядом с ними были еще двое-трое полицейских. Он сказал, что это - протокол об осмотре места происшествия, составленный следователем, и предложил подписать его. На бумаге сверху было написано - "Протокол об осмотре места происшествия". Но я не видел проведения осмотра, изъятия там чего-то", - сказал свидетель.

По данным защиты, из протокола следовало, что при осмотре присутствовал другой обвиняемый - Гасанов. В связи с этим адвокат Хази Адиль Исмайлов спросил у свидетеля, видел ли он Гасанова.

На что Рустамов ответил, что никогда ранее не видел Гасанова. Гасанов также подтвердил это, сказав, что не знает "этого человека", показав на свидетеля Рустамова.

По словам еще одного свидетеля, жителя поселка Джейранбатан Сабира Абушева, ему также предложили подписать протокол, хотя осмотра места происшествия он не видел. "Участковый Амирджан муаллим сказал, что подпишись, что это протокол об осмотре места происшествия. Я сказал, что не видел осмотра. Тогда он сказал, что достаточно того, что "ты видел приход сюда следователей". Я подписался под коротким текстом из двух предложений. Но сейчас выясняется, что туда еще многое дописали", - сказал Сабир Абушев.

На месте происшествия осмотр провели трое сотрудников Апшеронского районного управления полиции, подтвердил в ходе судебного заседания участковый Амирджан Салманов.

Однако, по его словам, при этом присутствовали понятые. Текст протокола составил пришедший со следователем человек по имени Фуад, добавил Амирджан Салманов.

"Допрос свидетелей подтвердил, что дело сфабриковано"

Уголовное дело сфабриковано, вновь заявил в ходе судебного заседания обвиняемый Сеймур Хази.

"Допрос сегодняшних свидетелей также подтвердил фальсификацию обвинения. Это откровенно сфабрикованное дело", - сказал Хази.

Он также заявил, что постоянно подвергался давлению со стороны властей из-за своей журналистской деятельности. "В 2010 году меня арестовали в административном порядке. В изоляторе меня пытали. Это дело уже в Европейском суде по правам человека. 26 марта 2011 года меня похитили лица в масках, которые также подвергали пыткам. По этому делу также направлена жалоба в Европейский суд по правам человека", - отметил Хази.

По его словам, в 2012-2013 годах он находился в Турции и его выезд и въезд в страну отслеживался государственной пограничной службой и государственным таможенным комитетом.

Журналист представил судье некий документ. По его утверждению, "это выписка из документации государственного таможенного комитета и в ней зафиксировано проставление специальных кодов перед его фамилией". Как полагает Хази, "эти отметки свидетельствует о слежке за его передвижением, хотя никакого судебного решения по этому поводу не было".

"Это мое журналистское расследование. Это свидетельство постоянной слежки за мной из-за моей журналистской деятельности", - заявил Хази, отвечая на вопрос судьи о том, откуда у него этот документ.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей государственной пограничной службой и государственного таможенного комитета по поводу заявлений Саймура Хази и предоставленного им суду документа.

Суд удовлетворил ходатайство защиты о вызове для дачи показаний сотрудников Апшеронского районного управления полиции

В свою очередь адвокат Адиль Исмайлов ходатайствовал о вызове в суд следователя Билала Набиева, проводившего предварительное следствие, а также установлении функциональных обязанностей Фуада Насибова, составившего протокол об осмотре месте происшествия. "Надо выяснить кто этот человек – Фуад, который составлял протокол – оперативник, писарь, секретарь, кто?" - сказал адвокат.

Он также попросил суд расследовать вопрос, была ли переписка между Хази и Гасановым в сети Facebook. "Гасанов утверждает, что вступил в конфликт с Хази из-за того, что он не отвечал на его вопросы в Facebook. Но на суде выясняется, что он не имеет представления о Facebook. Значит, следует расследовать, была ли переписка в Facebook", - сказал Исмайлов.

Суд, однако, удовлетворил только ходатайство о вызове в суд сотрудников Апшеронского районного управления полиции Набиева и Насибова. Ходатайство же о расследовании того, была ли переписка Гасанова с Хази в Facebook, оставлено без удовлетворения.
Следующее заседание суда назначено на 22 января.

"Допрос понятых выявил фальсификацию при составлении протокола об осмотре места происшествия", - заявил адвокат Исмайлов, комментируя итоги судебного заседания.

По его словам, "теперь свидетельства понятых, зафиксированные в протоколе, должны быть исключены, из списка доказательств". "С каждым судебным заседанием обвинение против Хази рассыпается", - подчеркнул защитник.

Представители стороны обвинения и другого обвиняемого Гасанова оказались недоступны для комментариев, сообщает корреспонденту "Кавказского узла"

Напомним, что в апреле 2013 года Хази заявлял о давлении со стороны инспекторов департамента транспорта Минтранса, когда пытался защитить коллегу. В марте 2011 года Хази был похищен и избит в поселке Джейранбатан, расположенном в 20 км севернее столицы Азербайджана. Он заявил, что причиной инцидента послужила его профессиональная деятельность.

Летом 2014 года в Азербайджане прошла серия арестов оппозиционных политиков, журналистов, правозащитников. Случаи преследования активистов в регионах Кавказа, освещаемые "Кавказским узлом", представлены на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:Фаик Меджид