ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Ключевой проблемой некоммерческих организаций Карачаево-Черкесии является отсутствие активного сотрудничества с властью, и стороны должны стремиться к организации такого партнерства, считают опрошенные корреспондентом "Кавказского узла" представители НКО, участники "круглого стола" на тему урегулирования конфликтов на Северном Кавказе.
"Круглый стол" "Международный опыт по урегулированию конфликтов на Северном Кавказе" прошел в Черкесске 11 декабря. Организатором мероприятия выступил фонд содействия социальному развитию "Новая Евразия". В обсуждениях приняли участие более 20 представителей НКО Карачаево-Черкесии и органов республиканской власти.
В ходе "круглого стола" был представлен доклад зампредседателя ростовского регионального "Движения пострадавших в чеченском конфликте" Людмилы Насоновой на тему "Презентация предварительных итогов мониторинга деятельности международных и российских организаций на Северном Кавказе".
Биджиев: мы сами виноваты в том, что начинаем раболепствовать перед властью
Многие некоммерческие организации в Карачаево-Черкесии существуют лишь "на бумаге", заявил руководитель отделения Российского союза молодежи в КЧР Владимир Биджиев.
"Я в общественной жизни 7-8 лет, и я знаю пять-шесть общественных организаций в республике, которые реально работают", – отметил он.
Эксперт убежден, что у НКО есть проблемы во взаимодействии с республиканской властью.
"Почти все организации боятся вступить с ней в конфликт, боятся сказать свою точку зрения, которая может отличаться от официальной. Власть нередко дает указания таким организациям", – рассказал Биджиев.
По его мнению, власть должна быть партнером некоммерческих организаций.
"Но мы сами виноваты в том, что начинаем раболепствовать перед ней. Взаимодействие должно быть на партнерских отношениях. Никаких наболевших вопросов НКО и представители власти, к сожалению, не обсуждают", – заключил он.
Камбиев: зачастую НКО выживают лишь за счет своего энтузиазма
Общественные организации Карачаево-Черкесии не проявляют особую активность, считает и руководитель Национального культурного центра "Абаза" Руслан Камбиев.
"Это отражает состояние гражданского общества в целом. НКО либо "мертвые", то есть, существуют лишь "на бумаге", либо активизируется лишь в период раздачи денежных грантов, после чего, либо бездействуют, либо исчезают вообще", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Камбиев.
Еще в республике есть прослойка общественных организаций, с которыми установили устойчивый контакт представители власти, добавил Камбиев.
"Именно такие организации получают гранты, которые распределяют уполномоченные министерства. Это полностью подконтрольные власти НКО, и они не выражают мнения общества, а лишь выполняют заказ местной элиты. В сухом остатке, мы получаем небольшое количество общественных организаций, зачастую лишенных финансирования и выживающих за счет своего энтузиазма", – заключил Руслан Камбиев.
Токов: правозащитная деятельность воспринимается как оппозиционная
Правозащитная деятельность в Карачаево-Черкесии никак не поддерживается, считает председатель Общественной правовой организации "ЩИТ" Мурат Токов.
"Правозащитная деятельность у нас почему-то воспринимается как оппозиционная. Но это не так. Есть группа людей со своими взглядами, позициями, которая решила создать НКО. Все НКО начинают работать на общественных началах. Как только НКО открывается, ей нужна помощь власти. Но этой помощи оказывается мало", – пояснил корреспонденту "Кавказского узла" Токов.
По его словам, независимым организациям тяжело выиграть гранты.
"Они раздаются определенному кругу лиц, постоянно одним и тем же людям. А нужно обращать внимание на все НКО. Правительственных грантов я ни разу не получал, к сожалению. Хотя я предлагал свои проекты на всех форумах, которые у нас были. Гранты выдаются приближенным", – подчеркнул Токов, добавив, что сам не считает реализацию таких проектов эффективной.
По его мнению, полноценной правозащитной деятельности в Карачаево-Черкесии пока нет.
"Если она есть, то на уровне маленького протеста, который даже если и озвучивается, то нигде не воспринимается", – считает руководитель организации "ЩИТ".
Со стороны властей необходима поддержка правозащитников, добавил он.
"У нас жалуются на то, что правозащитников переманивают зарубежные фонды. В КЧР жители нуждаются в правозащитниках. Но правозащитная деятельность требует средств – это аренда офиса, выплата зарплаты сотрудникам и другие расходы. Это конкретная работа, и поддержка должна быть со стороны властей", – заключил Мурат Токов.
Аленина: проблемы НКО в Карачаево-Черкесии и других регионах Северного Кавказа схожи
Проблемы НКО Карачаево-Черкесии стоят те же, что перед некоммерческими организациями всех остальных регионов Северного Кавказа, заявила в интервью корреспонденту "Кавказского узла" руководитель программного направления "Развитие социальной сферы" фонда содействия социальному развитию "Новая Евразия" Надежда Аленина.
"Проблемы для всех НКО схожи. Это расширение пакета услуг, которые может оказать некоммерческая организация населению, региону. Это вопрос компетенции представителей НКО", – добавила Аленина.
Она отметила, что сами руководители некоммерческий организаций Карачаево-Черкесии озвучили в ходе "круглого стола" наболевшие вопросы.
"Это правомерные грамотные механизмы взаимодействия с властью, СМИ, друг с другом. Эти проблемы общие для всех НКО Северного Кавказа. Где-то может, наоборот, внимание власти НКО излишне. Хотя я сторонница того, чтобы власть взаимодействовала с НКО и знала, что происходит", – заключила представитель "Новой Евразии".