ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Верховный комиссар по правам человека Совета Европы Нилс Муйжниекс в Ереване подверг критике предложение обвинителя приговорить несовершеннолетнего участника "Марша миллиона масок" к пяти годам лишения свободы и пообещал представить информацию о деле своим коллегам в ПАСЕ, передает корреспондент "Кавказского узла".
Четыре-пять лет лишения свободы для несовершеннолетнего равносильно пожизненному заключению, заявил 9 октября журналистам в ходе подведения итогов своего пятидневного визита в Армению Нилс Муйжниекс. Верховный комиссар коснулся дела лидера партии "Цегакрон" Шанта Арутюняна и других участников акции 5 ноября 2013 года, в ходе которого произошло столкновение между активистами и полицейскими. В частности, Муйжниекс заявил, что подходы к несовершеннолетним должны отличаться от подходов к взрослым.
5 ноября 2013 года во время акции "Марш миллиона масок" в Ереване произошли стычки с полицией. По данным властей, в ходе беспорядков пострадали восемь полицейских и подросток, были задержаны 37 человек. Участникам акции было предъявлено обвинение в сопротивлении представителю власти с применением насилия, позже его переквалифицировали в хулиганство.
"Кавказский узел" сообщал, что 8 сентября прокурор Геворг Геворгян потребовал признать Шанта Арутюняна виновным и приговорить его к 7 годам лишения свободы. Остальным подсудимым Геворгян потребовал назначить наказание в виде лишения свободы на сроки от 4 лет до 8,5 года. Сыну Шанта Арутюняна 15-летнему Шагену – 5 лет лишения свободы.
Нилс Муйжниекс отметил, что этот вопрос им был поднят во время встречи с генпрокурором Армении Геворгом Костаняном, который ответил, что "действующее законодательство не позволяет запросить иное наказание для детей, совершивших подобное деяние".
Одной из основных целей обсуждений в парламенте и с генпрокурором было снижение вероятности выборочного правосудия, заявил Муйжниекс. По его мнению, провокаторы или сотрудники полиции, которые нарушают закон во время демонстраций, должны быть наказаны так же, как участники акций.
"Кавказский узел" также сообщал, что 7 октября родственники арестованных активистов передали находящемуся в Армении с рабочим визитом Верховному комиссару по правам человека Совета Европы Нилсу Муйжниексу письмо, в котором рассказали об уголовном преследовании своих близких.
По словам верховного комиссара, письмо изучит его команда, и он использует информацию в отчете, а также передаст письмо коллегам в ПАСЕ, которые будут заинтересованы данной темой.
Во время пресс-конференции журналисты обратили внимание Верховного комиссара также на оценку президентом Сержем Саргсяном в Калифорнийском университете действий Шанта Арутюняна, которую он высказал до вынесения судебного вердикта. Нилс Муйжниекс отметил, что в ходе встречи с президентом Сержем Саргсяном этот вопрос не обсуждался.
В отчете ПАСЕ должны быть указаны "как имена высокопоставленных лиц, нарушивших презумпцию невиновности, так и факты избирательного или политизированного правосудия", считает Шогер Акопян, жена активиста Армена Ованнисяна, одного из подсудимых по делу "Марша миллиона масок".
"Конечно, это отрицательно повлияет на рейтинг Армении и выставит напоказ всю сущность армянского правосудия, но, к сожалению, мы вынуждены искать правосудие за пределами своей страны", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" Акопян.
Она уверена, что такой поворот событий положительно повлияет на ход судебного расследования активистов. "Мы не надеемся на армянское правосудие, но существует ряд подписанных международных соглашений, где Армения обязуется уважать и принять определенные статьи Конвенции о правах человека", - заключила Шогер Акопян.