00:39 / 14.08.2014В Ереване участники "Марша миллиона масок" заявили на суде, что добивались смены власти в Армении

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

13 августа суд первой инстанции общей юрисдикции административных районов Кентрон-Норк-Мараш в Ереване допросил пятерых подсудимых, участников акции 5 ноября 2013 года. Подсудимые заявили, что видели необходимость реформ в стране и своей акцией пытались разбудить волю борьбы за свободу в обществе.

Как сообщал "Кавказский узел", в Ереване 5 ноября 2013 года состоялся "Марш миллиона масок". Участники акции вступили в противостояние с полицией, были задержаны организатор акции, лидер партии "Цегакрон" Шант Арутюнян и еще 19 участников мероприятия. 14 из них позже было предъявлено обвинение в сопротивлении представителям власти с применением насилия. 31 марта 2014 года стало известно, что обвинение изменено на хулиганство. 21 мая дело было передано в суд первой инстанции общей юрисдикции административных районов Центр и Норк-Мараш. В ходе заседания суда 27 июня подсудимые заявили о своей невиновности.

Шаген Арутюнян: "Полицейские заявили, что мой отец уже умер"

14-летний сын Шанта Арутюняна Шаген рассказал, что принимал участие в сидячем пикете, а также в шествии, организованном его отцом 5 ноября 2013 года. Он отметил, что шествие было мирным, но, увидев среди собравшихся на площади Свободы провокаторов, его отец, Шант Арутюнян, в громкоговоритель обратился к полицейским с просьбой изолировать их из рядов участников мероприятия.

Шаген Арутюнян также рассказал суду, что во время акции полицейские применили силу в отношении его отца. "Несколько полицейских стали избивать его ногами. Я попытался защитить отца, не дать его избивать, поэтому ударил громкоговорителем по голове одного из полицейских", - заявил Шаген, добавив, что после этого полицейские погнались за ним, поймали и начали его бить.

Он также рассказал о том, как его задержали сотрудники полиции. В отделении, по его словам, он встретился с отцом, потом их разделили, и его увели в другую комнату. "Через некоторое время в комнату вошли несколько полицейских и начали при мне рассказывать, что мой отец вместе с несколькими его друзьями умер", - заявил Шаген Арутюнян.

Шант Арутюнян: в моих действиях были только политические мотивы

"Сыну специально соврали, что я якобы умер, а мне угрожали, что зарежут Шагена при мне, если пойдет против них", - заявил лидер партии "Цегакрон" Шант Арутюнян во время допроса, добавив, что начальник полиции Владимир Гаспарян "слегка ударил его, а к голове приставляли пистолет и угрожали".

По его заверениям, 5 ноября 2013 года ничего провокационного не планировалось - наоборот, все делалось для того, чтобы шествие прошло спокойно. Арутюнян добавил, что у организаторов мероприятия были намерения провести 2 декабря 2013 года серьезную акцию к приезду президента России Владимира Путина. До этого времени, заявил подсудимый, в планах активистов было увеличение числа своих сторонников.

"История доказала, что во все времена необходимы были реформы, а наш народ на данном этапе испуганный, в страхе. Я хотел выбить из людей этот страх, потому что трусливый народ не может встать на защиту своей родины", - заявил Шант Арутюнян, добавив, что не признавал и никогда не признает свою вину.

Арутюнян также отметил, что перемены, которых он добивается, носят идейный характер, но, по его словам, он был уверен, что власти станут искать уголовные моменты в его действиях. "Я не уголовный преступник, в моих действиях политические мотивы, и я знал, на что иду", - заявил он.

По его мнению, "власти были уверены в его непредсказуемости, поэтому сами устроили провокацию и сразу изолировали". "Нас обвиняют в нарушении порядка - власти их нарушают ежедневно", - сказал подсудимый.

Он призвал сторону обвинения, а также судью снять добавленную нескольким участникам шествия, помимо хулиганства, статью 316 (применение насилия в отношении представителей власти).

"С ребят снимите, добавьте мне, как организатору, сколько хотите", - обратился к суду Шант Арутюнян.

Вардан Варданян: стыдно приписывать нам хулиганство

В свою очередь подсудимый Вардан Варданян заявил, что "лучше оставить статью 316, а снять 258 (хулиганство), поскольку в действиях активистов нет его признаков". "Стыдно приписывать нам хулиганство", - сказал Варданян.

Относительно наличествовавших на акции палок и взрывчатых веществ Шант Арутюнян отметил, что принес их сам, и многие участники акции даже не знали об этом. По его словам, палки были взяты для самозащиты. "За принесенные палки и все сделанные заявления ответственность несу один я. Ребята не несут ответственности", - заявил подсудимый.

Прокурор Геворг Геворгян отметил, что акция была несанкционированная, и, как организатор, Шант Арутюнян был обязан проинформировать соответствующие инстанции о проведении шествия и его маршруте.

В ответ Арутюнян заявил, что он уже несколько лет говорит по ТВ о намерении начать революцию, а СМИ с 23 октября 2013 года активно освещали его заявления по поводу проведения шествия и его мотивах. Заявления и информация о проведении шествия, по его словам, была распространена и в социальной сети Facebook.

"Мы официально присоединились к акции в Международный день Гая Фокса еще за 48 часов до наступления 5 ноября. Об этом говорилось во всех СМИ. А если вы имеете в виду не информирование, а разрешение на проведение шествия, то это мое конституционное право, согласно которому я имею проводить акции где и когда угодно", - заявил Шант Арутюнян.

Лидер партии также добавил, что о возможной провокации он говорил с заместителем начальника полиции Еревана Валерием Осипяном, который заверил, что будет находиться рядом с ним до конца шествия и гарантирует безопасность активистов, а также недопущение какой-либо провокации.

По словам подсудимого, у выхода на проезжую часть Осипян отстал от него, сразу после чего сотрудники полиции схватили Арутюняна с разных сторон. "Сейчас они выступают в роли благодетелей, которые созданным между нами конфликтом якобы пресекли больший конфликт”, - отметил Арутюнян, добавив, что его предупредили, что на площадь пришли "верноподданные определенных группировок с намерением организовать драку".

Ваге Мкртчян: Я воевал не ради Армении, которую мы видим сейчас

Подсудимый Ваге Мкртчян заявил, что является идейным другом Шанта Арутюняна, который в деле борьбы за свободу и независимость родины является его наставником. "Я воевал в Карабахе, рисковал своей жизнью не ради такой Армении, которую мы видим сегодня. Я осознавал, что стране необходимы реформы, поэтому решил присоединиться к идее Шанта Арутюняна", - сказал Мкртчян.

По его словам, борьба была начата не из-за социальных проблем, ибо свои социальные вопросы он способен решать сам. "Я вышел на акцию из-за моральных проблем в обществе, ибо чувствовал потерю свободы в стране, которая продолжается по сей день".

Ваге Мкртчяна обвиняют в том, что он ударил палкой сотрудника полиции. "Полицейский Петрос Айрапетян пытался отобрать у меня палку. Я держался за него крепко, потом решил отпустить, и палка по инерции ударила Айрапетяна по голове", - пояснил суду Мкртчян.

Подсудимый Альберт Маргарян отметил, что после его задержания в полицейский участок явился следователь и стал задавать вопросы.

Маргарян отметил, что прежде чем на них отвечать, он потребовал себе адвоката, на что следователь заявил, что вряд ли задержанный способен нанять адвоката.

"Разве у тебя есть 1,5 миллиона драмов (примерно 3650 долларов США), чтоб нанять адвоката?", - по словам подсудимого, заявил ему следователь.

Маргарян также рассказал, что его допросили под давлением 7-8 полицейских, и в показаниях могут отсутствовать детали, о которых он заявил следователю.

Алек Погосян: причина протеста - в политике властей

Подсудимый Алек Погосян в свою очередь отметил, что причиной их протеста являются действия властей, "которые оставляют впечатление политики предателей родины".

По его словам, "предательство проявляется в разных сферах". "Оно заключается в продаже России всех стратегически важных объектов, позиции Армении на международной арене и многих других деяниях", - уверен  подсудимый.

“Спасение Армении я видел лишь в предлагаемом плане Шанта Арутюняна - в смене власти. Я продолжу борьбу до тех пор, пока мы не приобретем ту Армению, ради которой пошел в Карабах воевать и ради которой мои друзья погибли там", - заявил Алек Погосян.

Следующее заседание суда, на котором планируется допросить остальных подсудимых, судья Мнацаканян назначил на 15 августа.

Автор:Армине Мартиросян