ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Армении суд первой инстанции общей юрисдикции административных районов Кентрон-Норк-Мараш в Ереване сегодня допросил трех потерпевших по делу лидера партии "Цегакрон" Шанта Арутюняна и других участников акции 5 ноября 2013 года - полковника полиции Хачатура Аветисяна, старшего сотрудника полиции Генриха Леонского и сотрудника четвертого взвода подразделения "Ангелов" полиции Арсена Саргсяна.
"Марш миллиона масок" прошел в Ереване 5 ноября 2013 года. После того как протестующие вступили в противостояние с полицией, были задержаны организатор акции Шант Арутюнян и еще 19 участников, 14 из них затем было предъявлено обвинение в оказании сопротивления представителям власти с применением насилия. 31 марта стало известно, что обвинение изменено с оказания сопротивления представителям власти на хулиганство. 21 мая дело было передано в суд первой инстанции общей юрисдикции административных районов Центр-Норк-Мараш. В ходе заседания 27 июня подсудимые заявили о своей невиновности.
Как сообщал "Кавказский узел", в ходе заседаний 11, 16 и 18 июля дали показания сотрудники полиции, признанные потерпевшими по делу участников "Марша миллиона масок". По словам потерпевшего Андраника Аракеляна, полиция пресекла выход участников акции на проезжую часть, чтобы обеспечить соблюдение правопорядка, однако он не получил телесных повреждений в результате столкновений. Полицейский Гегам Хачатрян в свою очередь заявил о нападении на него троих активистов. На предыдущем заседании подсудимые объявили себя политическими заключенными.
На сегодняшнем суде все трое потерпевших утверждали, что не были знакомы ни с одним участником акции, кроме Шанта Арутюняна. По их словам, полиция была намерена обеспечить безопасность участников акции, "однако после выхода Арутюняна и его сторонников на проезжую часть дороги еще не начавшееся шествие превратилось в хаос".
Хачатур Аветисян: участники акции призывали избить сотрудника полиции
Участники акции кричали: "Бейте его, это полицейский", - заявил суду полковник полиции Хачатур Аветисян. По его словам, он видел, как избивали человека в гражданской одежде, с которым он лично не знаком. Однако, по его словам, все настолько было хаотично, что он не усмотрел, кто именно выкрикивал эти слова.
Аветисян отметил, что сам он находился у служебного входа у здания Национального академического театра оперы и балета, когда увидел, как командир четвертого взвода подразделения "Ангелов" полиции Гегам Хачатрян подошел к вышедшему уже на проезжую часть улицы Шанту Арутюняну.
"Я предполагаю, что Гегам Хачатрян предупредил Арутюняна, чтобы тот не выходил на проезжую часть, а продолжил шествие по тротуарам. Я не слышал, как обратился к Шанту Арутюняну Гегам Хачатрян, но я видел, как он сзади подошел к нему, а тот его толкнул", - заявил Хачатур Аветисян.
По его словам, в тот момент движение на части улицы было парализовано, но полицейские специально не закрывали дорогу.
Указание о выведении активистов с проезжей части проспекта Маштоца, как отметил Хачатрян, дал он сам. "Лично Гегам Хачатрян отозвался по рации на мое указание, сказал, что попытается это сделать", - рассказал полковник полиции.
В то же время Аветисян отметил, что посредством громкоговорителя полицейские не обращались к участникам акции. Однако проезжую часть полиция, по его словам, изначально не закрыла, поскольку к ним никто из активистов с такой просьбой не обращался.
Он также добавил, что изначально акция была мирная, но о законности шествия ему ничего не было известно.
Шант Арутюнян заявил о том, что посредством громкоговорителя он лично обратился в тот день к сотрудникам полиции, присутствующим на площади Свобода, откуда началось шествие, с просьбой изолировать провокаторов, которые нагнетают ситуацию.
По словам Хачатура Аветисяна, он не слышал этого обращения от Арутюняна, поскольку в тот момент находился в другом месте.
Генрих Леонский: со стороны активистов не было хулиганских действий
"Я сам лично не слышал призывов его командира Гегама Хачатряна о выходе с проезжей части улицы, но издалека заметил, как Хачатрян протянул руку Шанту Арутюняну", - рассказал суду старший сотрудник полиции Генрих Леонский. "Я предполагаю, что Гегам Хачатрян обратился с Арутюняну именно с этой просьбой", - отметил он.
По словам Леонского, он навестил своего командира Гегама Хачатряна в больнице вечером 6 ноября 2013 года. Тогда Хачатрян находился в палате.
По его утверждению, они не говорили о столкновении активистов с полицейскими, он справлялся лишь о самочувствии Хачатряна. "Долго у Хачатряна я не оставался, я вышел и подождал своих сослуживцев, которые пришли навестить командира вместе со мной", - сказал полицейский.
Потерпевший также отметил, что видел, как активисты избивали человека в гражданской форме. "Некто крикнул, что это полицейский, бейте его", - сообщил Леонский.
В то же время он отметил, что "не заметил, чтобы в тот день, 5 ноября 2013 года, кто-либо из активистов производил хулиганские действия по отношению к гражданским лицам".
Как отметил Генрих Леонский, он не получил телесных повреждений ни от кого, кроме того, что от дыма взорванных веществ защипало у него в глазах. Он сообщил, что его допросили "приблизительно через неделю после акции". Однако адвокаты заметили, что протокол допроса потерпевшего составлен 15 декабря 2013 года, то есть спустя полтора месяца.
Арсен Саргсян: подсудимый Вардан Варданян избивал человека палкой
Сотрудник четвертого взвода подразделения "Ангелов" полиции Арсен Саргсян сообщил, что в день акции находился на службе на площади Свобода.
По его сведениям, участники шествия должны были направиться к президентской резиденции. "Мы получили приказ от командира, чтобы сопровождали активистов и не допустили их выхода на проезжую часть. Но они вышли на улицу, применяли насилие, используя палки, и бросали под ноги полицейских взрывчатые вещества", - заявил Саргсян.
Приказ о недопущении выхода активистов на проезжую часть улицы, по словам Саргсяна, был получен от командира около 16.30. Шанта Арутюняна, как он отметил, предупредил об этом его командир Гегам Хачатрян.
"Я не слышал словесное обращение Хачатряна, но видел, как он жестикуляциями попросил Шанта Арутюняна не выходить на проезжую часть", - рассказал Арсен Саргсян.
До выхода активистов на проезжую часть улицы, по словам Саргсяна, полицейскими не были предприняты шаги по его предотвращению. "Но каждый полицейский предупредил об этом рядом стоящего активиста", - отметил потерпевший.
Одним из самых активных участников акции Саргсян назвал подсудимого Мисака Аракеляна, который, по его словам, взрывал самодельные взрывчатые вещества.
По утверждению полицейского, он сразу подошел к Мисаку Аракеляну, чтобы задержать, но в тот момент сопротивление полиции оказал Вардан Варданян, также задерживаемый.
Саргсян сообщил, что, усаживая Варданяна в машину, сотрудники полиции применили насилие по отношению к активисту.
Арсен Саргсян также отметил, что сам Вардан Варданян палкой избивал человека в гражданской форме и одновременно кричал, что "он полицейский, бейте его". Голова человека в гражданской одежде была в крови, утверждает Саргсян.
Потерпевший рассказал, что командира Гегама Хачатряна он вместе с десятью сослуживцами навестил в больнице 6 ноября 2013 года. Хачатрян, по его словам, лежал в палате, и они остались у него около часа, где говорили о столкновении полиции с активистами. Гегам Хачатрян не жаловался на самочувствие, отметил он.
Подсудимые: мы – не хулиганы, а активная часть общества
На заявление Арсена Саргсяна о самодельных взрывчатых веществах подсудимый Вардан Варданян возмущенно отметил, что "данное заявление может быть рассмотрено, как статья о террористическом акте". "Вы хоть представляете себе, что такое самодельное взрывчатое вещество? Что вы имеете ввиду под этим выражением?" - обратился к потерпевшему Варданян.
"Я, наверное, должен максимально стараться сформулировать свои мысли и слова, дабы не казаться в глазах суда и общества хулиганом. Мы – не хулиганы, мы – та активная часть граждан Армении, которая осталась после 1 марта 2008 года", - заявил Вардан Варданян.
Он отметил, что суд над активистами является политическим заказом. "Это не справедливый суд, а суд над справедливостью. В нашей стране стало традицией арестовывать тех, кто выступает в защиту своей родины. Арестовывают и дают им имя "хулиган", - заявил подсудимый.
Позиция суда предсказуема, заявил подсудимый Мкртыч Ованнисян. "Нас в любом случае осудят, и показания полицейских, а также выступления в нашу защиту здесь излишни. Главное – наши выступления, которые мы хотим донести до ушей нашей общественности", - сказал он.
"Власти обвиняют активистов в хулиганстве, а я обвиняю власти в предательстве", - заявил подсудимый Ваге Мкртчян. Он отметил, что "из-за преступного предательства властей в стране изменились ценности". По его словам, люди кроме денег, должности и власти больше ни о чем не могут думать.
Активисты также подняли вопрос о безопасности страны и курсе ее внешней политики . Они призывали пересмотреть отношения с другими странами, отношения со стратегическим партнером Армении, положить конец коррупции в стране и пресечь процесс миграции.
Следующее заседание суда намечено на 30 июля.
"Кавказский узел" не располагает комментариями со стороны участников процесса в связи с ходом судебного следствия.