ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Выступивший на процессе по делу президента Ассамблеи народов Кавказа Руслана Кутаева свидетель подтвердил версию защиты о том, что задержание обвиняемого в селении Гехи Урус-Мартановского района Чечни было заранее спланированной операцией, сообщил адвокат Петр Заикин.
Как сообщал "Кавказский узел", Руслан Кутаев был задержан в селе Гехи Урус-Мартановского района Чечни 20 февраля. Ему было предъявлено обвинение в незаконном хранении наркотиков. По данным правозащитников, к нему применялись пытки. 25 апреля Урус-Мартановский городской суд приступил к рассмотрению дела Кутаева. Сам Кутаев заявил о своей невиновности. На заседании суда 2 июня, как сообщил адвокат подсудимого Петр Заикин, один из свидетелей обвинения дал показания, расходящиеся с официальной версией обстоятельств задержания правозащитника.
Руслан Кутаев считает, что возбуждение против него уголовного дела связано не столько с его правозащитной работой, сколько с политической деятельностью на посту члена высшего политического совета партии "Альянс зеленых - социал-демократическая партия". "Сейчас в Чеченской Республике взят курс на применение более изощренных мер в виде действий, направленных на подрыв авторитета, имиджа и доверия к лицу, которое посмело бы иметь собственное мнение, отличающееся от официальной позиции власти по какому-либо вопросу", - заявил подсудимый в своих показаниях суду.
19 июня стало известно о том, что Правозащитный центр "Мемориал" принял решение о признании Кутаева политическим заключенным.
Решение правозащитного центра "Мемориал" отразилось на поведении участников процесса, которые "понимают, что являются участниками не уголовного процесса, а политической расправы", отметил адвокат Петр Заикин, представляющий интересы Руслана Кутаева.
На заседании суда по делу Кутаева, состоявшемся 20 июня показания дал свидетель защиты, один из родственников обвиняемого, который был очевидцем событий, происходивших накануне задержания правозащитника, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат.
"На суде выяснилось, что накануне задержания 19 февраля домой к Руслану Кутаеву приезжали сотрудники полиции, его искали. Обнаружив дома младшего брата Руслана Кутаева, они его задержали и доставили в Ачхой-Мартановский отдел полиции, где продержали около трех часов, пытаясь выяснить информацию о том, где находится Руслан",- рассказал о данных свидетелем показаниях адвокат.
"Получается, что версия стороны обвинения о том, что задержание носило случайный характер, звучит как-то странно. Кого бы не допрашивали: будь то свидетелей обвинения или защиты, у нас к этому делу появляется все больше вопросов. Каждый свидетель открывает все новые и новые подробности, еще раз показывая, что версия стороны защиты выглядит намного убедительнее версии гособвинения",- сказал Петр Заикин.
"Несмотря на утверждения сотрудников полиции о том, что задержание Руслана Кутаева в селении Гехи носило случайный характер и никаким образом не связано ни с какими событиями, происходящими в республике, свидетельские показания говорят о заранее спланированной операции", - резюмировал адвокат.
Следующее заседание назначено на 23 июня, сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в канцелярии Урус-Мартановского суда. По словам сотрудника суда, на процессе продолжится допрос свидетелей защиты.
После задержания Кутаева один из его родственников сообщил корреспонденту "Кавказского узла", что проблемы у Кутаева начались сразу после проведения в Чечне 18 февраля научной конференции "Депортация чеченского народа. Что это было и можно ли это забыть?". Human Rights Watch связала уголовное преследование Кутаева с тем, что на этой конференции он выступил с критикой позиции главы Чечни Рамзана Кадырова, запретившего проводить 23 февраля мемориальные мероприятия, приуроченные к дате начала депортации чечено-ингушского народа. Незадолго до задержания Кутаев связался с корреспондентом "Радио "Свобода" в Чечне Арсламбеком Дадаевым, и сообщил ему, что после конференции 18 февраля он и еще несколько участников были приглашены к руководству Чечни на разговор.