01:54 / 27.05.2014Помилование в Азербайджане не решило проблему политзаключенных, считают местные правозащитники

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Подписанное президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым 26 мая распоряжение о помиловании не решило проблему политзаключенных, заявляют местные правозащитники. Они считают, что это может вызвать критику в адрес Азербайджана на предстоящей в конце июня летней сессии ПАСЕ.

Как сообщал "Кавказский узел", президент Азербайджана Ильхам Алиев 26 мая помиловал 171 человека. 157 заключенных были освобождены от отбывания тюремного наказания, в том числе четыре человека, признанные правозащитниками политзаключенными. Помилованы также двое, приговоренные к лишению свободы условно, один - освобожден от исполнения общественных работ, 11 - от выплаты присужденных штрафов.

Джафароглу: амнистия вызвала разочарование у правозащитников

"Мы разочарованы. Нынешнее помилование не удовлетворяет нас", - сказала корреспонденту "Кавказского узла" глава Общества защиты прав женщин Новелла Джафароглу.

По ее словам, различные правозащитные организации Азербайджана составили единый согласованный список 30 политзаключенных и представили его руководству страны и в международные организации.

"Но из нашего списка помилованы всего несколько человек. Помилование, к сожалению, не коснулось Ильгара Мамедова (лидер движения ReAl)Тофига Ягублу (зампред партии "Мусават"), Ядигяра Садыгова (советник главы партии "Мусават"), восьмерых активистов движения Nida и ряда других активистов и журналистов", - сказала Джафароглу.

По ее словам, им сказали, что "в отношении указанных лиц еще не вступил в законную силу приговор, и они могут быть помилованы только после завершения рассмотрения апелляционных жалоб". 

"Это не так. Все зависит от президента. Он мог бы проявить добрую волю и гуманизм и освободить всех из нашего списка. Тогда бы мы поехали бы июньскую сессию ПАСЕ с высоко поднятой головой. Теперь боюсь, что Азербайджан станет объектом жесткой критики. Причем, уже будут требовать от властей освобождения не 30 политзаключенных, а 130 человек, которые числятся в списках некоторых наших коллег", - подчеркнула Джафароглу.

На ее взгляд, ситуацию еще можно выправить, срочно рассмотрев апелляционные жалобы Ягублу, Мамедова, Садыгова, активистов Nida и освободив их.

Она считает, что Верховный суд также может освободить главного редактора газеты "Толыши садо" ("Голос Талыша") Гилала Мамедова и экс-министра здравоохранения Али Инсанова

Годжаманглы: помилование не решило проблему политзаключенных в Азербайджане

Глава Бюро по правам человека и соблюдению законности Саида Годжаманлы отметила, что "само по себе помилование большого количества заключенных является отрадным фактом".

"Но, к сожалению, распоряжение не решило проблему политзаключенных. Из списка нашей мониторинговой группы правозащитных организаций и общего согласованного между различными правозащитными организациями списка 30 политзаключенных в него попали только три человека - журналисты Фарамаз Аллахвердиев и Фуад Гусейнов, а также молодежный активист Дашгын Меликов. Да еще помилован Бахтияр Мамедов, которого мы однозначно не признавали политзаключенным, поскольку по его делу у нас не было исчерпывающей информации. Но в других списках он проходил как политзаключенный", - сказала Годжаманлы.

Она считает, что до июньской сессии ПАСЕ еще одно помилование, "вряд ли возможно".

"Помилования каждый месяц не принимаются. Акт амнистии еще может быть. Однако часть политзаключенных могут быть освобождены в ходе апелляционных разбирательств. Так, еще не завершены или не проведены рассмотрения апелляционных жалоб Ильгара Мамедова и Тофига Ягублу, Ядигяра Садыгова и восьмерых активистов движения Nida", - сказала Годжаманлы.

Глава Общества правовой защиты и просвещения также критически оценил распоряжение о помиловании

"Вообще, помилованиями проблему политзаключенных не решить. Эта проблема будет решена тогда, когда людей перестанут преследовать по политическим мотивам. Но помилования важны с точки зрения освобождения конкретных политзаключенных. К сожалению, нынешнее помилование коснулось всего четырех политзаключенных", - отметил глава Общества правовой защиты и просвещения Расул Джафаров

С другой стороны, считает он, "нынешнее помилование еще раз показало ошибочность подхода представления властям сокращенного списка политзаключенных, чтобы их число выглядело малым в надежде на освобождение хотя бы части осужденных по политическим мотивам". 

"Я против такой дифференциации", - подчеркнул глава Общества правовой защиты и просвещения.

Он отметил, что нерешенность проблемы политзаключенных усиливает вероятность восстановления в ПАСЕ института специального докладчика по политзаключенным в Азербайджане. По его словам, по инициативе депутата из Ирландии Майкла МакНамары разработан проект резолюции "Председательство Азербайджана в Совете Европы: какие шаги надо предпринимать с точки зрения уважения прав человека?".

Председательство Азербайджана в Совете Европы: какие шаги надо предпринимать с точки зрения уважения прав человека?

Проект резолюции в числе прочих предусматривает и восстановление института докладчика по политзаключенным в Азербайджане.

По словам Джафарова, проект будет рассматриваться на Бюро ПАСЕ перед летней сессией ПАСЕ, которая состоится в последнюю неделю июня в Страсбурге. Если Бюро одобрит проект, то, он будет вынесен на обсуждение пленарной сессии ПАСЕ, сообщил Джафаров.

Юнус: в тюрьмах Азербайджана на 20 мая находились 130 политзаключенных

Директор Института мира и демократии (ИМД) Лейла Юнус также выступает против дифференциации политзаключенных на тех, кто должен быть освобожден в первоочередном порядке, и тех, кто – позже. По данным ИМД, на 20 мая в тюрьмах Азербайджана содержались 130 политзаключенных, в том числе 41 "узник совести".

"Мы настаиваем на немедленном освобождении всех 130 политзаключенных. Эту позицию я подчеркнула и 20 мая в Баку на встрече группы правозащитников с генеральным секретарем Совета Европы (СЕ) Турбьерном Ягландом. Я тогда сказала, что не согласна с коллегами, которые передали Ягланду список 30 политзаключенных, которые должны были быть освобождены немедленно, а в отношении 70 человек, как они считают, следует провести повторные суды", - заявила Юнус.

По ее словам, она "в принципе не согласна с делением политзаключенных на группы, когда одних надо сразу освободить, а других позже".

"В отсутствии независимой судебной власти надеяться, что повторно дела будут рассмотрены справедливо, не приходится. У нас это уже было. После вступления Азербайджана в Совет Европы повторные процессы проводились и завершились новым осуждением политзаключенных", - сказала Юнус корреспонденту "Кавказского узла".

При этом она подчеркнула, что власти не помиловали даже и указанных 30 политзаключенных, список которых был вручен правительству и руководству СЕ.

Она также скептически оценила план действий между СЕ и Азербайджаном на 2014-2016 гг., назвав его по декларативности близким резолюциям съездов КПСС.

"Этот план не отличается от решений съездов КПСС. Здесь очень много красивых слов, похожих на лозунги "Все для человека". В плане также содержатся благие пожелания о справедливом и прозрачном суде. Не будет всего этого, если граждане Азербайджана сами не будут требовать законности и демократии. Ни одна международная организация нам в этом не поможет. Если мы не будем добиваться своих прав, то, как жили по-рабски, так и будем жить", - резюмировала Юнус.

Отметим, что власти отрицают наличие в стране политзаключенных. 15 января в Брюсселе президент Азербайджана Ильхам Алиев на совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО Андерсем Фог Расмуссеном заявил, что в Азербайджане нет политзаключенных.

Вопрос о политзаключенных в Азербайджане поднимался 23 мая на заседании Постоянного комитета ПАСЕ перед главой МИД страны Эльмаром Мамедъяровым. Министр заявил, что ситуация с правами человека в Азербайджане - "ничуть не хуже, чем в Нидерландах или Ирландии", однако стране нужны большие инвестиции в пенитенциарную и судебно-правовую системы.

Автор:Фаик Меджид