14:33 / 07.05.2014Исазаде: вопрос продолжения деятельности в Азербайджане "Женского кризисного центра" решится после возвращения Азизовой

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Азербайджане "Женский кризисный центр" (ЖКЦ) в связи с последними событиями вокруг Института мира и демократии может прекратить свою деятельность, считает эксперт этого общественного объединения Азад Исазаде. По его словам, после возвращения главы центра Метанет Азизовой из зарубежной командировки будет принято решение о дальнейшем существовании организации. Представитель Метанет Азизовой Самира Агаева указывает, что претензий по поводу деятельности организации нет, а сама Азизова привлечена в качестве свидетеля по делу журналиста Рауфа Миркадырова.

Вечером 28 апреля силовики задержали директора Института мира и демократии (ИМД) Лейлу Юнус и ее супруга Арифа Юнуса. В качестве свидетельницы по делу Миркадырова Лейлу Юнус девять часов допрашивали в генпрокуратуре Азербайджана. После допроса она была отпущена. Сотрудники правоохранительных органов провели обыск в офисе ИМД и на квартире правозащитницы, были изъяты документы, компьютеры и ряд печатных материалов.

Как сообщал "Кавказский узел", 1 мая глава "Женского кризисного центра", офис которого расположен в том же здании, что и офис ИМД, Метанет Азизова была вызвана на допрос в качестве свидетельницы по делу журналиста Рауфа Миркадырова, подозреваемого в государственной измене. 3 мая представители правоохранительных органов Азербайджана пришли в квартиру Азизовой с целью обыска, однако ее не оказалось дома, а несовершеннолетний сын Азизовой не открыл дверь силовикам. Позже выяснилось, что Азизова находится в отъезде – на зарубежной международной конференции.

6 мая в отсутствие Азизовой, но в присутствии ее супруга и юридического представителя был проведен обыск на квартире главы ЖКЦ, в ходе которого были изъяты три компьютера, флеш-карты, документ о собственности на квартиру, банковские документы, "визитки" разных людей.

Исазаде: "Женский кризисный центр" может полностью прекратить свою деятельность

Судьба "Женского кризисного центра" решится после возвращения в Азербайджан его главы Метанет Азизовой, сообщил эксперт этого общественного объединения Азад Исазаде.

"В настоящее время "Женский кризисный центр" бездействует", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Азад Исазаде.

По его словам, неопределенность дальнейшей судьбы НПО возникла еще в конце прошлого года в связи с принятием поправок в законодательство Азербайджана, фактически лишающих незарегистрированные общественные объединения осуществлять деятельность.

17 декабря 2013 года парламент Азербайджана внес поправки, согласно которым, незарегистрированные Минюстом НПО фактически потеряли возможность пользоваться грантами. Теперь законодательство обязывает НПО каждые 90 дней сообщать в госорганы об изменениях в своих реестровых списках, также введены новые правила проверок деятельности НПО и установлены новые виды нарушений, за которые полагаются крупные штрафы для НПО и их руководителей. 3 февраля президент страны Ильхам Алиев, несмотря на протесты около 40 неправительственных организацийпринял все внесенные поправки.

"А в связи с последними событиями вокруг Института мира и демократии, с которым "Женский кризисный центр" располагается в одном офисе, вызовом к следователям Метанет Азизовой и ее допросом центр фактически бездействует. Мы ожидаем, возвращения Метанет Азизовой из зарубежной командировки, как сообщалось 12 мая, чтобы она приняла решение, как быть дальше. Скорее всего, деятельность кризисного центра будет прекращена, поскольку законодательство фактически лишает его возможности работать без государственной регистрации", - сказал Исазаде.

По его словам, ЖКЦ был создан в 2001 году, и с тех пор многократно обращался в министерство юстиции для государственной регистрации, но постоянно получал отказ. "То нам говорили, что название не отражает "суть деятельности организации", то требовали справки от государственных органов о надобности такой деятельности и т.д.", - сказал Исазаде, который в организации оказывал психологическую помощь жертвам бытового насилия и частично жертвам торговли людьми.

В 2012 году, по словам Исазаде, ЖКЦ обжаловал действия Минюста в суде, но национальные судебные инстанции не удовлетворили жалобу, и организация подала заявление в Европейский суд по правам человека.

Агаева: деятельность ЖКЦ не имела никакого отношения к политике

Хотя следственное управление по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры интересовалось наличием или отсутствием у ЖКЦ государственной регистрации, претензий по поводу деятельности организации без регистрации не высказывало, сообщила юридический представитель Азизовой Самира Агаева.

"Мы объяснили им, что НПО обращалось за государственной регистрацией, но ему было отказано. С другой стороны, до последних нововведений в законодательстве, принятых в конце 2013 года, НПО в рамках закона могли осуществлять деятельность без государственной регистрации", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Самира Агаева.

По ее словам, следствие никаких официальных претензий не предъявляло по поводу отъезда Азизовой за рубеж, и сообщения некоторых СМИ о том, что глава ЖКЦ скрывается от следствия, являются вымыслом. "Метанет Азизова проходит в качестве свидетеля, и никаких предупреждений о невозможности выезда из страны ей не делалось", - отметила Агаева.

Она отметила, что ЖКЦ оказывал консультативную, в том числе психологическую помощь женщинам, которые пострадали от бытового насилия и ставли жертвами торговли людьми, проводил просветительские мероприятия, участвовал в благотворительных акциях, оказывал экспертную помощь другим профильным НПО. То есть эта деятельность была чисто социальной направленности и не имела никакого отношения к политике, продолжила Агаева.

Она подчеркнула, что Азизову следствие расспрашивало больше о деятельности ИМД, с которым центр располагается в одном офисе.

Ранее  пресс-служба генеральной прокуратуры распространила сообщение о том, что обыск в квартире Метанет Азизовой 6 мая проводился сотрудниками следственного управлениями по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры на основе решения суда.

При этом в сообщении отмечалось, что НПО "Женский кризисный центр" "не прошла государственную регистрацию". "Из квартиры в качестве вещественных доказательств изъяты имеющие значение для уголовного дела документы и электронные носители", - говорилось  в пресс-релизе.

Отметим, в связи с делом Миркадырова на допросах в качестве свидетелей уже побывали политолог Зафар Гулиев и журналист Азер Рашидоглу.

Автор:Фаик Меджид