ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
О необходимости реформирования пенитенциарной системы в России заявил 29 апреля в Краснодаре директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра Михаил Савва, выступивший на "круглом столе" на тему "Содействие общественному контролю пенитенциарной системы". По мнению члена Московской Хельсинкской группы Валерия Борщова, прессинг на правозащитников в Краснодарском крае и на Северном Кавказе "выражен ярче, чем в других регионах РФ".
Как сообщал "Кавказский узел", в качестве основного докладчика на "круглом столе" на тему "Содействие общественному контролю пенитенциарной системы" был заявлен член Общественной наблюдательной комиссии Краснодарского края второго созыва (2010 – 2013 годы) Михаил Савва.
Профессор Кубанского государственного университета и директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра Михаил Савва проходил по делу о мошенничестве, 2 апреля Первомайский районный суд Краснодара вынес ему обвинительный приговор, назначив наказание - 3 года условно, который был обжалован. Сам Михаил Савва не признал своей вины. Против уголовного преследования активиста выступил ряд правозащитных организаций, которые указывали на то, что Савва был задержан вскоре после того, как подверг критике действия правоохранительных органов, проводивших проверки НКО в регионах Юга России.
"После прекращения спецпроверок станет меньше заключений под стражу"
Организатором мероприятия выступил фонд "Социальное партнерство" (Москва).
"В рамках проекта "Спасательный круг", созданного в целях реабилитации и помощи правозащитникам и членам ОНК, мы проводим образовательные мероприятия, "круглые столы", а также организовываем выездные реабилитационные лагеря, в которых работают опытные психологи, юристы и другие консультанты. Мы проводим эти мероприятия за счет президентского гранта", - заявила президент фонда Любовь Волкова.
Согласно плану организаторов, "круглый стол" включил в себя доклад Михаила Саввы и последующую дискуссию по теме. Савва обозначил восемь проблем, с которыми столкнулся в СИЗО №5 Краснодара и меры противодействия им.
"Первая проблема – в моем деле была грубо нарушена часть 12 статьи 108 УПК, которая требует, чтобы лицо, в производстве которого находится уголовное дело в отношении члена ОНК, незамедлительно уведомило о месте содержания под стражей секретаря Общественной палаты РФ, а также соответствующую общественную наблюдательную комиссию. Это не было сделано. По этой проблеме я прошу помощи у ассоциации независимых общественных наблюдателей тюрем и полиции – необходимо коллективное напоминание в адрес главного военного прокурора о необходимости выполнять свои обязанности", - заявил Михаил Савва.
Вторая проблема – содержание в СИЗО без постановления суда о содержании под стражей, отметил директор грантовых программ Южного регионального ресурсного центра.
"Необходимо обжаловать в Конституционном суде практику специальных проверок судей и прокуроров сотрудниками ФСБ. Фактически речь идет о допуске к профессиональной деятельности. О какой независимости судьи или прокурора можно говорить, если он зависит от проводящей спецпроверку ФСБ? Я уверен, что после прекращения спецпроверок станет меньше заключений под стражу на этапе до суда. В настоящее время ходатайство следователя автоматически поддерживается прокуратурой и штампуется судом. И это является способом давления: "Все равно будешь сидеть! Признавайся!". Необходимо добиваться исключения из УК и УПК формулировок, фактически оставляющих на усмотрение судьи применение санкции", - отметил Михаил Савва.
"Вопрос об обоснованности цензурных запретов практически не затрагивается"
По словам Михаила Саввы, третьей проблемой является нарушение нормативов площади.
"В СИЗО №5 всего 13 одинаковых по площади камер. Я в полицейских автозаках по дороге в суд общался с несколькими обитателями СИЗО № 5. Все находились в камерах по трое. По этой проблеме необходимо по результатам общественного контроля, проводимого членами ОНК, требовать от прокуратуры принятия мер прокурорского реагирования. Я бы назвал это принуждением к выполнению служебного долга. Кроме того, возможны обращения в суд о закрытии тех СИЗО, спецприемников и изоляторов временного содержания, в которых нарушаются требования российского законодательства и признанных Россией международных норм. Я напомню пример обращения Сурена Газаряна в Прикубанский суд Краснодара о закрытии спецприемника в городе Туапсе. Я тогда выступил в суде в качестве свидетеля как член ОНК, который был в этом заведении с инспекциями", - подчеркнул Михаил Савва.
Четвертая проблема – нарушение нормативов передачи писем и избыточная цензура в СИЗО №5, отметил Михаил Савва.
"Письма находящимся под стражей должны передаваться в течение 3 дней. У меня был случай, когда я осенью прошлого года не получал письма в течение 5 недель. Я не получил ни одного письма от своих студентов. Конечно, не передавать письма – это способ давления. Безусловно, такие формы "пресса" должны быть исключены. Вопрос – как это контролировать? Думаю, что одним из вопросов, адресованных руководству учреждений в ходе инспекций членов ОНК, должен быть вопрос об учете поступивших и переданных писем. Когда поступило письмо, когда его отдали, сколько писем и почему не передали. Вопрос об обоснованности цензурных запретов очень важен, и он практически не затрагивается в ходе общественного контроля", - сказал профессор Кубанского государственного университета.
В интервью "Кавказскому узлу" Михаил Савва рассказал, чем для него были наполнены 8 месяцев, проведенные за решеткой.
"Пятая проблема – выборочное ухудшение условий содержания. Ко мне это было применено. 28 мая прошлого года меня с сокамерником без объяснения причин перевели в камеру, где телевизора и кондиционера не было, а вот грибка на стенах и потолке было много. Когда я обратился с заявлением на имя начальника СИЗО с просьбой разрешить принять от моих родственников телевизор, мне было отказано. Телевизор разрешили передать только в октябре. Думаю, в результате посещения СИЗО №5 прокурором края. Но если такие незначительные проблемы разрешаются только в результате вмешательства прокурора края – это дефект системы", - заявил Михаил Савва.
Совершенно очевидно, что "информационная блокада в результате выборочного ухудшения условий содержания" является "формой давления на человека", отметил докладчик.
По его словам, необходимо введение категорического запрета на выборочное ухудшение условий содержания. Условия содержания в границах норматива могут ухудшаться или для всех, или ни для кого, считает Михаил Савва.
"Шестая проблема – запрет для членов ОНК посещать те камеры СИЗО № 5, откуда не было жалоб. Об этой проблеме я знаю от Татьяны Андреевны Рудаковой, члена ОНК Краснодарского края первого и второго созывов. Федеральный закон, регламентирующий деятельность ОНК, четко говорит о праве посещения камер без ограничений. По данной проблеме необходимо обращение в прокуратуру Краснодарского края членов ОНК, которые сталкивались с этим незаконным запретом", - сказал Михаил Савва.
"Фальсификаторы стремятся к полной информационной тишине"
Седьмой проблемой является доставка в суд из СИЗО №5 конвоем УФСБ, заявил Михаил Савва.
"Конвой УФСБ означает, что человек находится не в клетке под зданием суда, а в автозаке все время ожидания до и после суда. Цель – обеспечить информационную блокаду, а также иметь дополнительную возможность сделать предложение. Например: "Признайтесь. Получите по минимуму". Это точная цитата. В отношении меня эта проблема была решена после 5 ноября прошлого года. После первого заседания суда меня возил полицейский конвой", - отметил Михаил Савва.
Восьмая проблема заключается в том, что отсутствует информация о том, куда выводят подозреваемых из камеры, сказал профессор КубГУ.
"Представьте: открывается окно кормушки, и вы слышите – "Собирайтесь!". Куда? Если к адвокату, то нужно брать какие-то бумаги, если на свидание, то их брать нельзя. Я обращался с этим к надзирающему прокурору, но без малейшего результата. Необходимо внести в правила внутреннего распорядка норму об обязанности сообщать, куда выводят человека из камеры. Многих из названных мной проблем не было бы, если бы сотрудники прокуратуры выполняли свой служебный долг", - заявил Михаил Савва.
Отдельно Савва рассказал присутствовавшим о способах давления на его семью: "В таких случаях, как мой, фальсификаторы уголовного дела стремятся к полной информационной тишине. С учетом явной надуманности обвинения для них важно, чтобы о деле никто ничего не знал. Универсальный инструмент – запугивание".
"24 апреля 2013 года Елена Савва (жена Михаила Саввы. - Прим. "Кавказского узла") на форуме kuban.ru обнаружила текст пользователя этого сайта под ником "Слуга народа". Цитирую текст, он очень показателен: "это оперативная информация, пока фамилий нет, так как студенты боятся мести коллег Саввы и не хотят заявления, но мы кого-нибудь найдем. Лично Савва ничего ни у кого не вымогал, но есть оперативная информация о людях, которые платили посредникам за экзамены у Саввы и его жены. Кроме того, подельница задержанного уже раскололась и дает признательные показания, думаю, что к суду Савве М.В. предъявят новые более серьезные обвинения", - рассказал Михаил Савва.
Елена Савва, по утверждению ее супруга, 30 апреля 2013 года направила в прокуратуру и Следственный комитет заявление о возбуждении уголовного дела по факту клеветы. Это заявление поступило в отдел полиции Карасунского округа 21 мая 2013 года.
"Около года от этого отдела полиции не было никакой информации. Через некоторое время после обращения в прокуратуру Краснодарского края 19 февраля 2014 года пришел ответ. Ответ отказной, и я обязан процитировать главное основание отказа: "в данном случае прямой клеветы в отношении супругов Савва нет, так как смысл текста идет о посредниках", - заявил Михаил Савва.
Давление оказывалось и другими способами, утверждает Михаил Савва.
"Так, один из свидетелей обвинения, начальник учебного управления КубГУ, давая показания в суде, заявила зачем-то, хотя это никак не было связано с ее показаниями, что в отношении доцента Елены Савва проводится служебная проверка, потому что у нее не все хорошо с трудовой дисциплиной. Правда, другие должностные лица университета факт такой проверки официально не подтвердили". 28 апреля Елена Савва направила через сайт прокуратуры края очередную жалобу по факту клеветы с требованиями принять меры прокурорского реагирования для возбуждения уголовного дела в отношении "Слуги народа" и в отношении бездействия сотрудников полиции Карасунского округа Краснодара", - отметил профессор Кубанского государственного университета.
"На Юге России процессы прессинга на правозащитников выражены ярче"
В "круглом столе" приняли участие более 30 правозащитников и членов ОНК Краснодарского края и Республики Адыгея, члены "Экологической вахты по Северному Кавказу".
"Северный Кавказ и Краснодарский край – регионы из группы риска. По сравнению с другими регионами РФ, здесь процессы прессинга на правозащитников выражены ярче. Полагаю, что это связано с личностями чиновников, занимающих руководящие посты. Большую роль в этом процессе сыграла и Олимпиада. В 90-е годы ситуация в крае была иной. Даже, когда руководителем ФСИН был генерал-лейтенант Михаил Яров, к правозащитникам относились лояльнее", - сказал в ходе мероприятия член Московской Хельсинкской группы, сопредседатель Ассоциации независимых общественных наблюдателей тюрем и полиции, член научно-методического совета при Генеральной прокуратуре РФ Валерий Борщов.
По мнению Валерия Борщова, "произвола чиновников нужно не бояться, главная цель любого правозащитника – поймать чиновника в момент его "прокола" и использовать эту информацию для борьбы с недобросовестным чиновником".
В рамках открытой дискуссии участники делились своим опытом общения с начальниками СИЗО и тюрем, рассказывали об условиях содержания заключенных в разных регионах РФ.
Участники "круглого стола" высказывали различные идеи по усовершенствованию механизмов работы пенитенциарной системы, в частности, предложили направить открытое письмо – обращение к лицам, имеющим в соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ право посещать тюрьмы, колонии и СИЗО, реализовывать это право в деле: депутатам, главам районов, мэрам и губернаторам чаще посещать места лишения свободы; уполномочить членов ОНК составлять протоколы нарушений в местах лишения свободы; внести в УК РФ правку о возбуждении уголовного дела в отношении чиновников, допускающих нарушения.
В настоящее время в колонии Тамбовской области содержится известный правозащитник Евгений Витишко, член "Экологической вахты по Северному Кавказу".
"Как и многие другие правозащитники, я участвую в общественной кампании по поддержке Евгения Витишко: подписываю петиции, направляю письма, в том числе и лично Евгению. По своему опыту знаю, что письма – хорошая психологическая отдушина для человека, находящегося за решеткой. Организацией правовой защиты Евгения Витишко занимается "Экологическая вахта по Северному Кавказу". Безусловно, его дело фальсифицировано. Уже вынесены приговоры городского и краевого судов. Далее - обжалование приговора в Верховном суде РФ и Европейском суде по правам человека. Насколько я в курсе, это сейчас и происходит", - сказал Михаил Савва.
Михаил Савва планирует подготовить предложения по решению каждой из высказанной им на "круглом столе" проблем, которые, возможно, будут использованы фондом "Социальное партнерство" при подготовке рекомендаций по завершению проекта в соответствующие органы власти.