16:47 / 22.04.2014На суде по делу активистов Nida защита заявила о фальсификации дела

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

На процессе по делу активистов Nida сегодня начались заключительные выступления адвокатов. Обвиняемые заявили, что продолжают голодовку, начатую 17 апреля. В штаб-квартире партии "Мусават" также по-прежнему голодают матери трех обвиняемых.

"Кавказский узел" писал, что 17 апреля прокурор попросил суд признать обвиняемых виновными по всем пунктам обвинения и предложил приговорить к лишению свободы на срок от 6,5 до 8,5 года. В знак протеста молодые люди непосредственно в зале суда объявили голодовку. 20 апреля в штаб-квартире партии "Мусават" голодовку начали родители обвиняемых

Семь членов организации Nida (активисты Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу, Мамед АзизовЗаур Гурбанлы и члены правления Рашад ГасановУзеир Мамедли и Рашадат Ахундов), а также активист движения "Свободная молодежь" Илькин Рустамзаде обвиняются в приготовлении к организации массовых беспорядков, а также незаконном хранении взрывчатых веществ. Трое подсудимых также подозреваются в незаконном хранении наркотиков, двое – в хулиганстве. Слушания проходят в Бакинском суде по тяжким преступлениям.

"Мы не остановим голодовку. Мы требуем справедливого оправдательного приговора"

На сегодняшнем судебном заседании были приняты особые меры безопасности с использованием сил полиции. Всех проходящих в зал тщательно проверяли, чтобы в зал не было пронесено оборудование для съёмки, в том числе мобильные телефоны. При этом были созданы ограничения для журналистов, и в зал попали не все представители СМИ.

Когда около 11.00 обвиняемых завели в зал, присутствующие стали аплодировать им. Около 100 активистов, находившихся на улице у здания суда, также начали аплодировать, после чего полиция разогнала эту группу поддержки.

В связи с тем, что в зале присутствовали адвокаты не всех обвиняемых, был объявлен перерыв, который затянулся на полчаса.

Благодаря этому журналисты смогли пообщаться с обвиняемыми, которые проводят голодовку уже шестой день. Молодые люди выглядели бледными и вялыми. "Мы не остановим голодовку. Мы требуем справедливого оправдательного приговора", – заявил Рашад Гасанов.

Бахтияр Гулиев сообщил, что ему "вчера было плохо". Рашадат Ахундов, отвечая на вопрос о самочувствии сказал, что испытывает боли в желудке.

Заур Гурбанлы на просьбу прокомментировать голодовку некоторых родителей обвиняемых, и в том числе его мамы, сказал: "Мы сильно беспокоимся за родителей и просим их прекратить голодовку".

По словам обвиняемых, за шесть дней голодовки лишь однажды врач обследовал некоторых из них. На вопрос, посетили ли участников акции представители международных организаций, обвиняемый Илькин Рустамзаде сказал, что ни представители Международного Комитета Красного Креста, ни омбудсмены не посещали арестованных.

Иманов: активисты пострадали за реализацию своего права на свободу выражения

После явки всех адвокатов суд продолжил заслушивать сторону защиты. Адвокат Рашада Гасанова

Асабали Мустафаев заявил о "полной фальсификации уголовного дела". При этом он указал на несостоятельность представления обвиняемых "организованной преступной группой". "До ареста некоторые из них вообще не знали друг друга. А Шахина Новрузлу знал, и то через Facebook, Бахтияр Гулиев", – сказал Мустафаев.Далее он указал, что хранившиеся у активистов бутылки, которые сторона обвинения представляет как "коктейли Молотова", в действительности являлись "зажигательной смесью". "Уже постфактум на бутылки были прикреплены шприцы с порохом, и бутылки были представлены "взрывчатыми устройствами". Когда по телевидению впервые были показаны изъятые бутылки, на них не было шприцов. Следствие "исправило свою ошибку", ибо в таком случае молодым людям невозможно было бы предъявить обвинение по более тяжкой статье "Незаконное хранение взрывчатых веществ", – заявил адвокат.

В заключение Мустафаев попросил суд вынести оправдательный вердикт его подзащитному.

Адвокат Узеира Мамедли Ялчин Иманов назвал уголовное дело "надуманным". "Это дело от начала до конца вымышлено. Всем активистам были представлены одинаковые трафаретные обвинения", – сказал Иманов.

Он обратил внимание на то, что следствие не представило доказательств того, что обвиняемые были в составе организованной преступной группы. При этом адвокат напомнил, что таковой согласно законодательству считается "сообщество с четким распределением должностей и функций между членами, строгой внутриорганизационной дисциплиной, наличием конкретных планов по распределению прибыли от преступной деятельности". Он призвал судью при оглашении приговора "смотреть в глаза находящимся в зале".

Судья Джавид Гусейнов сделал адвокату замечание, чтобы он выступал "с защитной речью, а не обвинительной".

Иманов заявил, что активисты "пострадали за реализацию своего права на свободу выражения". "И вообще в отношении них нарушены права на запрет пыток, свободу и личную неприкосновенность, справедливое судебное разбирательство, уважение тайны личной и семейной жизни, свободу выражения, свободу собрания, гарантированные Европейской конвенцией по правам человека", – сказал защитник.

"Суд, который не вынесет оправдательный приговор,  для меня не суд", – заявил Иманов, призвав судей оправдать обвиняемых.

Далее выступил адвокат Немат Керимли, защищающий права Илькина Рустамзаде и Шахина Новрузлу. Керимли заявил, что присоединяется к выступлениям своих коллег и требует вынесения оправдательного приговора для подзащитных.

Судья объявил о завершении заседания и назначил следующий процесс на 24 апреля.

Женщины из партии "Мусават" заявили о намерении присоединиться к голодовке

Между тем в штаб-квартире партии "Мусават" матери троих обвиняемых – Заура Гурбанлы, Рашадата Ахундова и Шахина Новрузлу – продолжают голодовку, начатую 20 апреля. Им выделена специальная комната, в которой они, по словам представителей партии, находятся круглосуточно.

Состояние участниц акции пока удовлетворительное, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" член меджлиса партии "Мусават" Башханым Аббасова. "Правда, чувствуется, что они чувствуют себя слабо. Вчера Сакине Гурбановой вызывали "скорую" – у нее резко упало давление", – пояснила она.

"Мы, женщины из партии "Мусават", с завтрашнего дня также присоединимся к голодовке. Каждая наша активистка в знак солидарности каждые сутки поочередно будет проводить голодовку. Мы также протестуем против выступления прокурора и требования им сурового приговора для вообще невинных людей. К акции намерены присоединиться и другие родители. Некоторые из них не участвуют в акции, потому что живут в районах страны", – сказала Аббасова.

По ее словам, каждый день десятки активистов гражданского общества, партий, представителей международных организаций и дипломатических миссий посещают участниц голодовки.

Между тем в пенитенциарной службе Азербайджана продолжают отрицать факт голодовки со стороны арестованных активистов.

Напомним, первый вице-спикер парламента Азербайджана Зияфет Аскеров отверг утверждения о политических мотивах преследования активистов Nida и наличии в стране политзаключенных.

Международная правозащитная организация Amnesty International признала всех обвиняемых "узниками совести".

Автор:Фаик Меджид