12:58 / 09.04.2014Ученые и общественные деятели Кабардино-Балкарии просят Кокова не подписывать новый закон об образовании

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Принятый парламентом Кабардино-Балкарии закон об образовании в республике, определяющий нормы изучения национальных языков в школе, не следует подписывать и необходимо направить на доработку, заявляют в обращении к врио главы региона Юрию Кокову 35 ученых и общественных деятелей.

8 апреля парламентом республики в третьем чтении был принят закон "Об образовании в Кабардино-Балкарской Республике". В соответствии с ним национальные языки, кабардинский и балкарский, будут изучаться с первого класса в качестве обязательного учебного предмета детьми, для которых тот или другой язык является родным.

Закон находится на подписи у врио главы республики и на сегодняшний день еще не подписан, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" член Совета адыгских общественных организаций Муаед Чеченов.

Авторы обращения просят Юрия Кокова вернуть закон в парламент на доработку, настаивая на том, чтобы воспитание и обучение в детсадах и начальных классах школ велись на родных языках.

В обращении говорится, что в нарушение всех конституционных норм происходит вытеснение национальных языков из всех сфер жизни. Кабардинский и балкарский языки являются государственными, но этот их статус является чистой формальностью, считают авторы документа. Они также ссылаются на опыт Татарстана, где родной язык является обязательным для изучения с детского сада. 

Письмо подписали 35 человек, в том числе профессора КБГУ Андрей Хакуашев, Мадина Хакуашева и Зейтун Толгуров, а также ректор Кабардино-Балкарского института бизнеса Феликс Хараев.

Кабардинский и балкарский языки уже сейчас в соответствии с протоколами ЮНЕСКО отнесены к категории исчезающих языков, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" доктор филологических наук Мадина Хакуашева. По ее мнению, национальные языки не должны изучаться как предмет, на который отводится лишь три часа в неделю.

"Мы считаем, что при таком отношении к национальным языкам они просуществуют еще максимум 20-25 лет. Уже выросли три поколения людей, которые не знают родной язык, либо знают его плохо. Сейчас, чтобы спасти родные языки от исчезновения, необходимо вводить принципиально новую программу", - уверена Хакуашева.

Она пояснила, что ребенок с рождения должен быть погружен в национальную языковую среду, и обучение в дошкольных учреждениях и начальной школе по общеобразовательным предметам также должно вестись именно на родных языках.

Хакушаева сообщила, что еще на стадии работы над законопроектом специалисты по родным языкам подготовили и внесли в парламент более 80 поправок к нему, однако они не были приняты. "Парламент удивительным образом не идет нам навстречу", – сказала Хакаушева, добавив, что, по ее мнению, закон в таком виде, в каком он принят, создает условия для дальнейшей деградации языков.

Ситуация с национальными языками действительно катастрофическая, рассказала корреспонденту "Кавказского узла" на условиях анонимности преподаватель кабардинского языка одной из школ Нальчика.

"Приходят дети, вроде у них кабардинские фамилии, а языка они не знают. Сейчас у меня второй класс, где из трех классов я набрала одну группу в 12 человек, которые говорят на родном языке и хотят его учить. В одном классе, например, 20 кабардинцев, из них только трое знают язык, в другом языком владеют девять из 22 детей. А за три учебных часа в неделю научить их языку невозможно", - отметила учительница.

Педагог считает, что на данный момент следует увеличить количество часов, отводимых для преподавания национальных языков в школах, поднять на государственном уровне значение родных языков и убедить родителей в том, что глубокое знание родного языка не только не помешает их детям получить хорошее образование, а даже наоборот. В дальнейшем, по ее мнению, можно будет перейти к изучению языка с детского сада и начальной школы.

Автор:Людмила Маратова
11.04.2014 в 02:46АуДи1

30-22.     "Среди Его знамений – сотворение небес и земли и различие ваших языков и цветов. Воистину, в этом – знамения для обладающих знанием".            Но ОН бы,Гром,мог бы создать нас всех говорящих и на одном языке!Поэтому,недопустимо на мой взгляд такое небрежное отношение к нашим языкам.И к тому же,я никак не хотел бы,чтобы наши самобытные народы поглатил другой народ,с "великой" культурой!Спасибо...А вот как-раз РАЗВИТИЕ своих языков в совокупности с укреплением Богобоязненности,и является одним из тех элементов защиты от того...растворения в чуждой нам культуре.

11.04.2014 в 03:27АуДи1

Конечно,Асс,мы сами виноваты,но чем дальше,тем хуже,пользующихся своим языком всё меньше и меньше.Просто,долгое время ничего ни делалось,а тут...очнулись!И то,хорошо...А если нас не обязать,для нашего же блага,то мы так и будем дальше..."русеть"!Для начала программу изучения род.языков упростить,а по значимости поставить,хотя бы,в один ряд с матемом и русязом.И эти 2-3 поколения,неразговаривающих на род.языках,помогая своим детям в выполнении дом.заданий,глядишь и заговорят на своём,себе на радость!Ну а далее,от сохранения своих языков, необходимо будет плавно переходить,к их развитию,а это уже,отдельная тема..."Величайшее богатство народа — его язык",-М.А.Шолохов.

13.04.2014 в 19:21АуДи1

Нам,Гевара,вовсе не обязательно растворяться в чей-либо культуре,сколько людей в прошлом с лестью и завистью отзывались о нас и о нашем быте...Неободимо любить и развивать свою культуру,повторюсь с одним условием,что это не будет идти в противовес,в разрез с нормами Ислама,если мы себя действительно считаем мусульманами,ещё при жизни,а не тогда,когда отправляют уже в последний путь,как и бывает за частую!Гевара.

13.04.2014 в 02:08АуДи1

С твим определением величия нации,гевара,я не согласен!И что теперь нам,при отсутствии своих Чеховых и Пушкиных,повеситься предлагаешь?Тебе трудно будет понять,но главное это-степень богобоязненности,а культур-мультур приложится,в рамках дозволенного!И мне не понятно вот что,ты пытаешься судить о сегоднешнем уровне культуры рф по её...прошлому?(((,по моему это не позволительно,и не корректно!Их сейчас я например воспринимаю как отдельно взятых личностей,а не как представителей какой-то культуры...Согласись,что тот уровень развития нынешней росии,не имеет ничего общего с тобою перечисленными...И если уж нам придётся выбирать какую из культур,то приоритеты нужно отдать той,которая ближе к Исламу,если мы не желаем насладившись этой дунья,попасть в АД!!!А в выборе цитаты,я просто не запариваясь,подобрал подходящую.

10.04.2014 в 21:08minumma

правильно, ислам не признает национальных границ. Родной язык знать надо, конечно, но упор надо делать на том, что приносит пользу

то,что дети не знают родного языка- полностью вина родителей, и никакая школа не восполнит этого. Думаю и авторы этого проекта прекрасно понимают это, но у них видимо свои интересы

10.04.2014 в 01:24АуДи1

Многие голосуют толком "не въехав в тему",до конца не осознав серьёзности происходящего,очнитесь сельчане и нальчане,речь о более глобальном,-"Наши языки уже сейчас в соответствии с протоколами ЮНЕСКО отнесены к категории исчезающих языков",-неужели вас и это не настораживает!!!(( И если врио уж не совсем пофигист,то обязан прислушаться к мнению учёных,пусть и местных!Скорее всего,он будет это согласовывать с центром,как у нас это и принято...

11.04.2014 в 16:22gevara

А что же ты, Ауди цитату из взятой тобой в кавычки, культуры взял...у более "великих" не нашел? Величие нации оценивается по вкладу в мировую культуру, достижениями в науке, литературе, музыкальным шедеврам:например Рахманинова, Чайковского знают в мире, Толстого, Достоевского, Чехова, Пушкина, знают в мире. Гагарина знают в мире, я не говорю о победе над фашизмом: здесь все народы страны вместе сломали хребет фашистам.Ты знаешь, вот я бы не хотела, чтобы наш народ растворился в чуждой нам арабской культуре.Народы России сохранили  свои языки, культуру, идентичность, нац.традиции, а что случилось с завоеванными арабами, народами? И что случилось с индейцами в США:они дожиают в резервации.Ты боишься "орусеть", а вот я не хочу ,"обарабиться". Никто не мешает учить свой язык в нашей стране, было бы желание, повторюсь: без хорошего знания русского, нет никаких перспектив, это нужно и для того, чтобы профессионально защищать права своих же народов:)))

11.04.2014 в 17:36Гром

Ну это всё равно не избежно. Если не в российск4ой культуре, то в арабской, немецкой или английской. Рано или поздно останутся 100-200 человек носителей языка и всё. Как у камчадалов, чукчей, эвенков, тунгузов ... североамериканских индейцев в конце концов.

 

Оставят конечно колорит, национальные ансамбли танцев, чтобы гостей встречать и развлекать на концертах и фестивалях ... для фотографий на обложках кавказских изданий ... Что не видите как индейцев используют в костюмах и в перьях ...

Кстати сами русские не меньше нас с вами утратили свою культуру даже в приготовлении пищи, а костюмы и наряды в каждой губернии тоже разнообразные были. 

  

11.04.2014 в 19:28alldan

я учился в институте бизнеса это там где ректор феликс хараев в нем были так называемые адыгские чтения они проходили кажется раз в неделю или 4 или 5 парой чтобы студенты их посещали просто закрывали все выходы из здания при этом в КБИБе было достаточно большое количество любителей поездить с флагами сходить потанцевать на площадь абхазии прикупить майку Я ЧЕРКЕСС но почему то даже эти славные люди не испытывали большой радости от знакомства с историей и обычаями своего народа кто то тут предложил версию что подписавшиеся имеют некоторую тягу к написанию неликвидной макулатуры и по чему то мне кажется что так оно и есть

09.04.2014 в 14:51Adiga2

КУ, что я нарушил?)

10.04.2014 в 17:46Gamlet07

Не знаю ни одного человека, которого дома не учили кабардинскому языку, а в школе его учителя научили:)

Дал же бог таких ученых! С такими друзьями и врагов не надо!

Где можно узнать полный список подписавшихся гениев? Хочу записать на память :) Чтобы потом их же самих мордой тыкать в этот список, а повод будет, 100% )))

09.04.2014 в 20:41BOGNER

что плохого в том что дети будут с 1-го класса родные языки, или я что-то недопонимаю? ))

09.04.2014 в 19:14siminer

Вы что-то хотели сказать?

09.04.2014 в 22:47gevara

Я не пойму: у нас, что одни адыги и балкарцы, а как быть с детьми других национальностей? Потом, если дети с детсада не будут знать русский язык, будут очень большие проблемы в будущем....

10.04.2014 в 17:04gevara

Как они , вообще все это прадставляют, детей в садике сортировать что ли? Согласно, этносу? Адыги направо, балкарцы налево, остальные прямо...бред какой то!

10.04.2014 в 19:49NIKA
12.04.2014 в 03:08a.tor1.

Сельская братва не за этим в город приехала .

09.04.2014 в 14:59aniskin555

А что у него не так то написано? Чтобы его нашли и что то там еще

22.04.2014 в 12:28imagnola

Отдельно хочется сказать об учебниках по кабардинскому языку. Это просто нечто!!!!!! Учась по этим учебникам, тот кто его не знал, никогда в жизни не выучит, а тот кто знал- забудет.

22.04.2014 в 12:31imagnola

Подписываюсь под каждым Вашим словом!

09.04.2014 в 23:02Асс

Гевара,это уже сложный вопрос,украинцы,корейцы,турки и т.д,наверное лучше оставить как есть,а знание родного языка оставить на совести родителей ребёнка.

09.04.2014 в 15:28SinD

мент![...] со своими страшилками!Ты видимо совсем [...] или по пинцету что писать!Это тебя надо банит [...]!

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Оскорбления запрещены Правилами]

09.04.2014 в 14:51Adiga2

собственно а что он не так написал?

09.04.2014 в 14:24DINAMO

а ты не боишься умник что если тебя найдут то [...] могут а??

[Комментарий отредактирован модератором интернет-СМИ "Кавказский Узел". Переход на личности и угрозы запрещены Правилами]

09.04.2014 в 19:23nik16

.

09.04.2014 в 19:58gaiska

настоящему джентельмену всегда есть что сказать ))))))))))

инет глючил....не понял отправлял или нет свой пост

модер отдыхает

 

09.04.2014 в 20:35gevara

gaiska+)))

09.04.2014 в 21:01Асс

Это очень даже хорошо,человек должен знать родной язык, чем больше языков он знает тем лучше.имхо

10.04.2014 в 09:40don pedro

"Просят"? - Требовать! Поека люди на улицы не выйдут с ними будут обращаться как с быдлом. Если людям не нужен родной язык - они не люди вообще.

09.04.2014 в 15:36gaiska

пока мама папа не будут дома прелести анэдэлъхубзэ объяснять на этом самом анэдэлъхубзэ языковой вопрос не сдвинется.....

хотя он в принципе уже никуда не денется......глобализация понимаешь ли......

а так эти все законы это дополнительные средства для освоения....и никакой пользы языку(кам) не принесут. ((((((((((

11.04.2014 в 08:55Louri

Вот вам и общественное обсуждение, уважаемые учёные)))  

09.04.2014 в 14:26DINAMO

Кавказский Узел, почему не блокируешь таких людей распростроняющих такие комментарии!??

09.04.2014 в 20:34gevara

Проблем других нет...gaiska прав, просто один из методов :выбить деньги и "распилить".На самом деле, никто не мешает знать родной язык и тем более говорить на нем...

09.04.2014 в 18:27
09.04.2014 в 21:50gaiska

а вообще нехер делить....

раз столько разговоров про дружбу народов и мир май рай  то пусть дети с самого начало учат обязоном три гос языка....в кабардинких селах балкарский  ...соответственно в булунгу например кабардинский...

глядишь и давление в задницах у наших нациков поуменьшится

09.04.2014 в 22:31Гром

Модер удалите второй и третий пустые посты.

09.04.2014 в 20:39BOGNER

если честно, перечитал статью несколько раз и ни хрена не понял...

09.04.2014 в 21:52Amnistiya

предлагается обучение малышей на родном... Вопрос: специалистами обеспечат?

09.04.2014 в 20:08nik16

Если у нальчинских "обрусевших" недонационалистов проблемы с родным языком, то это не значит что это проблема всей кб. В районах нет такой проблемы. наооборот, проблемы там с русскии язык. особенно в селах. Так что по себе не судите и за других не решайте, щхьэудэгу гуп..

09.04.2014 в 22:26Гром

Но это всё стоит денег. И не федеральных, а местных. Это и подготовка педагогов, и учебников, и словарей, мультфиильмов в конце концов и комиксов если быть совсем современными. Финская полиграфия, финская печать убогих чухонцев ... А где взять лишние деньги? 

09.04.2014 в 22:21Гром

А я так понял, что закон преддлагает учить языкм с 1 класса, а несогласные говорят, что нужно с детского сада и предлангают внести соответствующие поправки. 

10.04.2014 в 07:53Асс

Ауди,согласись,что виновны в этом мы сами,особенно те кто живёт в городах.

10.04.2014 в 12:21Асс

Спасение утопающего, дело рук самого утопающего, как будут осваивать сложные науки дети без знания русского языка,а родному языку и адету и любви к труду должны обучать родители,а не скидывать всё на школу,то есть госудатство.имхо

10.04.2014 в 14:49Чуров

А те умники, которые предлагают изучать все предметы только на родных языках... Они не думают о том, что тогда наши выпускники не будут знать русский язык и не смогут поступать в российские вузы.

Они вообще не будут нормально знать ни один предмет.

10.04.2014 в 17:04gevara

представляют.

10.04.2014 в 12:10Эльдар

Так оно и есть. Школьные программы все разные и разных авторов, Виноградова, Занкова, Эльконина — Давыдова, Плешакова, Истомина .... и многих других.  Все изгаляются и экспериментируют над нашими детьми, внедряя якобы свои разработки полученные по гранты Сороса. Один раз зарабатывают на Соросе, а второй раз на наших школах и системе образования.

10.04.2014 в 14:53L.on

Асс, от меня тебе + !   )

10.04.2014 в 19:48NIKA

Бред! родному языку учатся дома  в кругу семьи. Никакая школа не даст должного уровня

10.04.2014 в 08:57Гром

Конечно сами виноваты. А с другой стороны многомиллионные народы исчезли с лица земли и растворились в среде других более развитых или более сильных и многочисленных народов, впитав в себя чужую культуру и внеся свою культуру в развитие поглотивших народов. И мн6е кажется, что хоть как не старайся, а всё равно раньше или позже языки малых народов исчезнут.

 

Даже ислам не признаёт национальных границ, декларируя равенство и братство всех народов принявших ислам. Почти как коммунизм. 

13.04.2014 в 16:59gevara

А кто ближе к исламу, Ауди? Афганистан или может быть, Судан или Сомали....нет, наверно Иран, хотя...возможно  Таджикистан или Узбекистан?

11.04.2014 в 21:05Сиам

Молодёжи нужен кураж, машины, девушки, музыка ... А под каким соусом это преподносится им не обязательно. Главное чтобы весело было и людей побольше. Потусить все любят вне зависимости от национальности или вероисповедания. Одни на дискотеках тусят, другие на болотной площади, а третьи в храмах. Просто не все это осознают.

09.04.2014 в 22:29Гром

А лишние деньги всегда найдутся у врагов России и Сороса для издания нужных книжек и разжигания межнациональной розни. Худой мир всегда лучше доброй войны. По крайней мере наши предки всегда так говорили.

14.04.2014 в 10:44Resident oo7

Гевара+

09.04.2014 в 13:34esen

35 общественных деятелей, и еще тысяч 500 населения  подпишутся под этим обращением. надеюсь прислушаются в высоких кабинетах, а не замажут вопрос как с массовым отравлением. вчера случайная попутчица врач одной из районных больниц жаловалась, что сверху получили строгий запрет ставить кому бы то ни было диагноз ОТРАВЛЕНИЕ. лечить как от отравления но писать нужно что-угодно, хоть орз. маразм.

22.04.2014 в 12:11imagnola

Не пойму в чем проблема??? В общественных местах, кроме как местной, другой речи и не услышишь! О каком забвении речь? А обучать с малолетства грамоте детей на родных языках это путь самый недальновидный. И кроме как разобщенности в дальнейшем это ни к чему не приведет. Т.Е отдельно кабардинские классы, отдельно, балкарские, отдельно русские и т.д? Это путь в никуда!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Все должны быть единым целым, а обучению  родному языку пусть озадачатся родители.

10.04.2014 в 11:50Louri

Разговаривайте на родном в своей семье и ваши дети будут знать язык, уважаемые 35 подписчиков обращения. Вы очень быстро забыли что практиковалось обчучение на кабардинском. Ничего хорошего из этого не получилось. Переходя в старшие классы дети не могли дальше изучать тот же предмет на русском, а преподавать его на родном было уже невозможно. Кто мешает разговаривать, писать и петь на родном? Законы? Не смешите)) Покажите хоть один закон, запрещащющий родной язык. Вы бы, уважаемые профессоры, лучше перестали каждый год издавать новые учебники. А с вашей подачи минобр естесственно меняет программу. Надо же ваши книжки пихнуть ученикам. Адыгэбзэ учебники младших классов не выдерживают никакой критики. Спрашивал у балкарцев - то же самое и у них. Эти учебники и их содержание (если это можно назвать содержаением) отталкивают детей от родного языка, от его изучения. Авторы-умники, вы хоть знаете, что дети плачут сидя с вашими гениальными учебниками?! Верните старые программы. Нам было интересно учить кабардинский, но нас не обучали другим предметам на кабардинском. ТАк что не несите чушь!!!! ВСЕ ВАШИ ПОДПИСИ И ОБРАЩЕНИЯ НАПРАВЛЕНЫ НА ТО, ЧТОБЫ ОЧЕРЕДНЫЕ ВАШИ КНИЖКИ-ПЕРЕВОДЫ (теперь уже по другим предметам) В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПРОДАТЬ В ШКОЛАХ!!! Это вершина айсберга. Подробности здесь не буду писать.