ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Найденные у двух активистов Nida бутылки с "коктейлем Молотова" не были начинены порохом, как пытается представить следствие, заявил сегодня на суде в Баку член организации "Свободная молодежь" 22-летний Илькин Рустамзаде, также проходящий в качестве обвиняемого.
7 марта 2013 года по подозрению в призывах к насилию перед акцией против небоевых потерь в армии были задержаны активисты Nida Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов. 14 марта – один из лидеров движения Рашад Гасанов, 30 марта – два члена правления Nida Узеир Мамедли и Рашадат Ахундов, 1 апреля - активист организации Заур Гурбанлы. Илькин Рустамзаде был задержан 17 мая по подозрению в хулиганстве - так следствие расценило организацию им танцевального флешмоба Harlem Shake и размещение видеосюжета в YouTube.
Активистам изначально вменялось хранение наркотиков и взрывчатки. Однако 12 сентября 2013 года всем им, а также Рустамзаде было предъявлено новое обвинение - организация массовых беспорядков. 28 ноября 2013 года во время судебного заседания прокурор Немат Авазов зачитал обвинительный акт. 15 января на процессе начали заслушивать показания свидетелей обвинения, 6 марта было объявлено о завершении слушаний свидетелей стороны обвинения. Далее на процессе стали выступать с показаниями свидетели защиты, а с 14 марта – подсудимые. Сегодня подсудимые закончили давать показания.
В зале суда состоялся флешмоб
Перед началом заседания 4 апреля в зале суда Бакинского суда по тяжким преступлениям молодые люди из группы общественной поддержки устроили флешмоб. Они надели на себя маски с фотоизображением всех восьми обвиняемых. Это вызвало восторженную реакцию у самих обвиняемых и их родных, устроивших аплодисменты.
Конвойные не препятствовали акции, а, напротив, восприняли происходившие с улыбкой. Лишь один человек в штатском из числа сотрудников охраны суда потребовал убрать маски, однако молодые люди не выполнили это требованием. Акция продолжалась около 10 минут до появления в зале судей.
Суд отклонил ходатайство защиты о вызове дополнительных свидетелей
В начале заседания было рассмотрено ходатайство, выдвинутое адвокатом Халидом Багировым 3 апреля. Адвокат ходатайствовал о допросе дополнительных свидетелей, которые могут подтвердить, что 28 февраля 2013 года обвиняемые не были в кафе "Венеция" и не обсуждали план организации массовых беспорядков.
Багиров также представил гиперссылки материалов СМИ, свидетельствующих, что 28 февраля еще не было известно о смерти солдата Сеймура Аллахвердиева, и поэтому акция протеста против небоевых потерь в армии 10 марта 2013 года в связи с этим не могла быть назначена в указанный день.
Государственный обвинитель Немат Авазов выступил против ходатайства. По его словам, в итоговом обвинительном акте не указана точная дата проведения собрания обвиняемых в кафе "Венеция". По его словам, дату 28 февраля называл только Мамед Азизов. (Ранее Азизов заявил, что признательные показания в министерстве национальной безопасности он дал под физическим и морально-психологическим давлением. – Прим. "Кавказского узла").
В ходе судебного следствия будут просмотрены "определенные материалы из Интернета", заявил председательствующий судья Джавид Гусейнов, однако отклонил ходатайство.
Илькин Рустамзаде: в отношении меня у следствия нет никаких улик
Перед допросом подсудимого Илькина Рустамзаде гособвинитель Немат Авазов объяснил ему суть предъявляемых обвинений. Прокурор заявил, что Рустамзаде обвиняется в том, что был "членом организованной преступной группы", и его роль заключалась в создании "евента" в Facebook с призывом к участию в акции протеста 10 марта.
Призыв к участию в акции является реализацией свободы собраний, гарантированной Европейской конвенцией по правам человека, заявил Илькин Рустамзаде. "Если даже предположить, что я, согласно азербайджанскому законодательству, нарушил правила проведения демонстраций, то это влечет не уголовную, а административную ответственность. Впрочем, и эти нормы азербайджанского законодательства противоречат Европейской конвенции по правам человека", - отметил Рустамзаде.
Что касается обвинения "в незаконном хранении взрывчатых веществ", то, по словам Рустамзаде, оно строится только на показаниях обвиняемого Шахина Новрузлу.
"У Шахина под пытками получили показания, что я якобы в закрытой группе Nida в Facebook призывал к беспорядкам", - сказал Рустамзаде. При этом он обратил внимание на то, что тогда он не был членом движения Nida. (Рустамзаде вступил в Nida после ареста, но также остается членом организации "Свободная молодежь". - Прим. "Кавказского узла").
"У меня даже не нашли этих "коктейлей Молотова", то есть даже нет сфальсифицированных улик. С другой стороны, даже подброшенные домой к Шахину Новрузлу и Бахтияру Гулиеву "коктейли Молотова" не являются взрывчатым веществом. Это воспламеняющее вещество и не попадает под действие статьи 228.3. Но чтобы исправить свою оплошность, следствие пошло на фальсификацию вещдоков. Вдруг на бутылках появились обертки "Начиненные порохом". А то, что Шахин Новрузлу и Бахтияр Гулиев переписывались в Facebook и вели обсуждения вообще о "коктейле Молотова" не может быть предметом уголовного преследования. Это было сугубо их приватная переписка", - сказал обвиняемый.
По его словам, личный профиль в социальных сетях считается частной собственностью, а за выражения на своем профиле никто не может быть наказан.
Рустамзаде также заявил о несостоятельности и абсурдности обвинения в хулиганстве. Так, следствие инкриминирует ему организацию танцевального флешмоба Harlem Shake.
Согласно обвинительному акту Илькин Рустамзаде и Бахтияр Гулиев с группой лиц, грубо нарушив общественный порядок, совершили на бронзовой скульптуре на приморском бульваре хулиганские безнравственные действия, сняли их на видео, а затем 1 марта разместили видеоролик под названием Harlem Shake-ParkBulvar на сервисе Youtube.com.
По мнению Рустамзаде, в результате хулиганских действий, за которые наступает уголовная ответственность, должно быть нанесение кому-либо имущественного или физического ущерба. "Но в данном случае, нет потерпевших", - сказал Рустамзаде. Он также указал на то, что на видео его вообще нет.
Рустамзаде также заявил, что видеоролик используется следствием для дискредитации обвиняемых. В частности, по его словам, Ведущий телеканала "АТВ", депутат парламента Этибар Гусейнов использовал видеоролик для представления их как аморальных людей, не являющихся политически преследуемыми.
Следствие требовало показаний против американской НПО.
По словам Рустамзаде, следователи добивались от него признания, что бывший представитель американского Национального демократического института (НДИ) в Азербайджане Алекс Григориевс финансировал проекты для морального разложения азербайджанской молодежи.
"Якобы средства для снятия Harlem Shake Григориевс выделил Узеиру Мамедли, а он дал деньги нам с Бахтияром Гулиевым", - сказал Рустамзаде.
Кроме того, по утверждению обвиняемого, за день до ареста, то есть 16 мая 2013 года ему было предложено оговорить другого обвиняемого по делу Рашада Гасанова. "В обмен мне обещали, что я не буду арестован, и мне дадут возможность эмигрировать за рубеж. Естественно я отказался от этого гнусного предложения", - заявил обвиняемый.
В заключение Рустамзаде заявил, что не ожидает справедливого решения, поскольку уголовное дело является политическим заказом.
Судья, объявляя о завершении заслушивания показаний обвиняемых, сообщил, что на следующем заседании 8 апреля предполагается заслушать двух свидетелей, явку которых до сих пор обеспечить не удалось.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев. Ранее представитель Центра общественных связей МНБ опровергал заявления обвиняемых и их адвокатов о каком-либо давлении на активистов Nida.
Международная правозащитная организация Amnesty International признала всех обвиняемых по этому делу "узниками совести.