ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На судебном процессе по делу активистов движения Nida 7 марта были заслушаны показания двух понятых, принимавших участие в осмотрах квартир обвиняемых Бахтияра Гулиева и Шахина Новрузлу. Защита считает, что понятые в этом деле не были случайными свидетелями.
7 марта 2013 года по подозрению в призывах к насилию перед акцией против небоевых потерь в армии были задержаны активисты Nida Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов. 14 марта – один из лидеров движения Рашад Гасанов, 30 марта – два члена правления Nida Узеир Мамедли и Рашадат Ахундов, 1 апреля - активист организации Заур Гурбанлы. Илькин Рустамзаде был задержан 17 мая по подозрению в хулиганстве - так следствие расценило организацию танцевального флешмоба Harlem Shake и размещение видеосюжета в YouTube.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", изначально активистов обвиняли в хранении наркотиков и взрывчатки. 12 сентября 2013 года всем им, а также Рустамзаде было предъявлено новое обвинение в организации массовых беспорядков. 28 ноября 2013 года во время судебного заседания прокурором Нематом Авазовым был зачитан обвинительный акт. 15 января на процессе начали заслушивать показания свидетелей обвинения, 6 марта было объявлено о завершении слушаний свидетелей стороны обвинения.
"Пакет с наркотиками был найден после повторного обыска"
7 марта на судебном заседании сначала был допрошен инспектор Сабунчинского поселкового муниципалитета Алим Аскеров, участвовавший в качестве понятого при осмотре дома Бахтияра Гулиева.
Аскеров сообщил, что 7 марта 2013 года по служебным обязанностям он находился на территории в поселке Сабунчи, и к нему подошли трое сотрудников министерства национальной безопасности (МНБ), одетые в штатское.
"Они попросили быть свидетелем при их действиях в одном из ближайших домов. Я согласился", - сказал Аскеров.
По словам Аскерова, всего к дому Гулиевых подошли около 8-10 человек, и хозяева разрешили провести осмотр. Пришедшие в дом Гулиева группами по 3-4 человека стали заходить в разные комнаты, а потом все выходили в коридор и сообщали о результатах ожидающим там сотрудникам МНБ, отметил свидетель.
Свидетель также сообщил, что в комнате, где проводился осмотр с его участием, ничего не было найдено.
"Вначале из комнаты этого парня (Бахтияра Гулиева) проверяющие вышли в коридор с пустыми руками. Тогда руководитель группы сказал, что "давайте еще раз проверим". Был повторно проведен обыск в шкафу в той комнате, и этот предмет (целлофановый пакет с наркотиками) вышел из кармана брюк парня. У парня спросили, "что это такое?", он сказал, что "не знаю". Потом все пошли во двор. Там стоял старый шкаф, в котором была найдена коробка. Из нее извлекли 7-8 бутылок. От них пахло бензином. А горлышки были завязаны конфетными бумажками", - сказал свидетель.
По данным МНБ и генеральной прокуратуры, в квартире студента третьего курса профессионального лицея №17 Бахтияра Гулиева в Сабунчинском районе Баку "были обнаружены 19 бутылок быстро воспламеняющейся жидкости, называемой "коктейль Молотова", наркотики – 255 граммов гашиша, 40 граммов смолистого гашиша и 15,48 грамма высушенной марихуаны".
При этом адвокат Эльтон Гулиев и сам Бахтияр Гулиев обратили внимание, что если бы целлофановый пакет находился бы в шкафу, то его обнаружили бы с первого раза.
"Весь шкаф перевернули, всю одежду проверяли и бросали на пол", - сказал Бахтияр Гулиев.
При этом свидетель обратил внимание на то, что когда сотрудники МНБ вошли в комнату, то они заявили, что в комнате "тяжело дышать", и открыли окно.
"Когда все вышли из комнаты, окно оставалось открытом, а дверь прикрыли. И находящиеся в коридоре не могли видеть того, как кто-то из двора мог бы через окно перелезть в комнату и подбросить туда целлофановый пакет", - сказал обвиняемый Бахтияр Гулиев.
При этом Бахтияр Гулиев отметил, что во время осмотра все время во дворе находились четверо сотрудников МНБ. По мнению обвиняемого, именно они подложили бутылки в шкаф во дворе.
"Сотрудники МНБ забрали деньги из сейфа"
Свидетель Рафаэль Гасымов был понятым в ходе осмотра в квартире Шахина Новрузлу. Гасымов заявил, что его попросили быть свидетелем, когда он гулял по саду Самед Вургуна в Баку.
Свидетель, сославшись на то, что многое уже не помнит, заявил, что "все, что было найдено, записано на видео и в протоколе".
"Один из наших сотрудников записывал, другие обыскивали", - сказал свидетель.
При этом адвокат Намик Гаджиев спросил, кого имел в виду свидетель, говоря о "наших сотрудниках"?
Однако судья Джавид Гусейнов снял вопрос. Адвокат Гаджиев попросил предоставить информацию о личности свидетеля, но и этот вопрос был снят.
Обвиняемый Рашадат Ахундов спросил у свидетеля, давал ли он интервью государственному телевидению 9 октября 2013 года, на что тот дал отрицательный ответ. В связи с этим Ахундов сказал, что этого человека видели, как "он по телевидению расхваливал президентские выборы".
Сам Новрузлу сказал, что к ним домой пришли около 9-10 человек, и "трое из них вошли в квартиру, остальные оставались снаружи".
По словам Новрузлу, кулек, в котором были "обнаружены" бутылки с "коктейлями Молотова", принесли сами сотрудники МНБ. Они же, по словам обвиняемого, подбросили ему пакет с наркотиками.
По данным МНБ и генеральной прокуратуры, в квартире студента третьего курса университета "Одлар юрду" в Насиминском районе Баку Шахина Новрузлу были найдены три бутылки "коктейля Молотова", 94 тысячи манатов (около 120 тысяч долларов), 252 грамма гашиша.
"Они также забрали деньги из сейфа, несмотря на то, что отец сказал, что он их занял у друзей для ведения бизнеса", - сказал Новрузлу.
Показания понятых показали, что это были не случайные свидетели, заявил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Немат Керимли.
"Один из них работает в муниципалитете, то есть чиновник. А чиновники у нас сильно зависимы от власти и правоохранителей. Другой вообще непонятно, кем является. Он ничего по существу и не мог сказать. С другой стороны, понятые фактически подтвердили, что сотрудники МНБ проводили не осмотры, которые являются визуальными действиями, а обыски, то есть они рылись в шкафах, сейфах, а на обыск санкции не было. Это нарушение закона", - сказал адвокат Керимли.
Представители со стороны обвинения оказались недоступны для комментариев.
Международная правозащитная организация Amnesty International признала всех обвиняемых по этому делу "узниками совести".