06:19 / 08.03.2014Адвокаты журналиста Гашимли в Азербайджане заявляют о предвзятости суда

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Содержащийся под стражей по обвинению в контрабанде и незаконной торговле оружием Парвиз Гашимли и его адвокаты выражают сомнения в объективном судебном расследовании дела, считая, что председатель судейской коллегии Новруз Керимов является пристрастным лицом. В суде отвергают обвинения защиты в предвзятости. 

"Кавказский узел" писал, что Парвиз Гашимли был задержан 17 сентября 2013 года. Еще одним фигурантом его дела является некий гражданин Таваккюль Гурбанов, с которым, по версии следствия, Гашимли вступил в сговор, чтобы продавать оружие из Ирана. 27 февраля в Бакинском суде по тяжким преступлениям начались предварительные слушания по делу журналиста. В связи с отсутствием адвоката у обвиняемого Гурбанова судья Новруз Керимов перенес заседание на 4 марта. На заседании 4 марта стало известно, что коллегия адвокатов обеспечила Гурбанова адвокатом за счет государства. Им стал Анар Рустамов. 

Парвиз Гашимли является сотрудником газеты "Бизим йол" (Наш путь), главой сайта moderator.az и руководителем общественного объединения "Центр защиты политических и гражданских прав граждан". Журналист не признает свою вину и считает, что его преследование политически мотивировано.

На заседании 4 марта суд отклонил ходайства Гашимли и его адвокатов об изменении меры пресечения, передаче дела на доследование в прокуратуру. Начало рассмотрения дела по существу назначено на 11 марта.

«Мы считаем, что данный судейский состав не может рассматривать дело против Парвиза Гашимли. Еще на этапе предварительного следствия на Парвиза оказывалось давление, и ему говорили в МНБ, что в суде дело также будет рассматривать «наш человек» и Парвизу дадут 6 лет тюремного наказания», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Гашимли Фариз Намазлы.

При этом судья Керимов в прошлом работал следователем в Министерстве национальной безопасности (МНБ) Азербайджана, в котором проводилось предварительное следствие по делу Гашимли.

По мнению адвоката, на подготовительном заседании судья продемонстрировал свою пристрастность. «Поэтому на заседании 4 марта Парвиз выступил с отводом судейскому составу. Вообще-то в нашей судебной системе институт отвода суду не работает. Очень редко отводы принимаются. Но ради приличия обычно судьи объявляют перерыв, и отвод идет на рассмотрение председателя суда. Однако судья Керимов вообще оставил отвод не рассмотренным, заявив, что он не мотивирован», - сказал адвокат. 

С доводом судью защитник не согласен. «В статье 109 УПК Азербайджана оговорены случаи, когда отвод может быть признан обоснованным и быть удовлетворен. Одним из них является «личная зависимость» судьи от участников уголовного процесса со стороны обвинения и защиты. Также отвод может быть подан и принят , если «имеются конкретные и веские доказательства, подтверждающие заинтересованность судьи в уголовном преследовании». В данном случае судья Керимов является пристрастным лицом, поскольку в прошлом был следователем МНБ. У него там много коллег, друзей. Не станет же принимать решения, ставящие под угрозу их репутацию», - сказал Фариз Намазлы.

"Сотрудники СИЗО МНБ нарушали права самого Гашимли и его адвокатов"

«После завершения предварительного следствия и поступления дела в суд мы почти 20 дней не могли получить разрешение на посещение Гашимли в СИЗО. В МНБ говорили, что теперь надо получить разрешение у судьи. В суде же говорили, что должно состояться подготовительное заседание и потом нам дадут такое разрешение. Потом судья дал такое письмо-разрешение. Теперь в СИЗО стали говорить, что начальство должно рассматривать письмо в течение трех дней. Хотя в СИЗО Пенитенциарной службы, как только адвокат приходит с письмом, его сразу пропускают к клиенту. Фактически Парвиза лишили возможности готовиться к суду, ибо он не мог консультироваться с адвокатами. Это нарушение права на защиту и самозащиту», - сказал Намазлы. 

Он пояснил, что только 6 марта адвокат Бахруз Байрамов смог встретится с Парвизом. «И то, после встречи у него отобрали письменные записи, сделанные в ходе встречи с журналистом. Таким образом, была нарушена конфиденциальность встречи адвоката со своим подзащитным», - заявил Фариз Намазлы.

Намазлы пояснил, что адвокат вправе беспрепятственно встречаться со своим подзащитным наедине и в условиях соблюдения конфиденциальности, без ограничения числа свиданий и их продолжительности. Введение ограничений на посещений адвокатом своего клиента в СИЗО является нарушением закона.

Асабали Мустафаев: в Азербайджане единичны случаи, когда принимаются отводы судьям

Аргументы защиты журналиста, заявляющей о возможной предвзятости судьи, обоснованны, считает глава Правозащитного ресурсного центра, адвокат Асабали Мустафаев.

«Конечно, судья может интерпретировать законодательство в свою пользу. Все случаи в законе не пропишешь. Но есть принципы, на которых зиждется правосудие. Они заключаются в том, что судья должен быть абсолютно беспристрастен. Если есть малейшие сомнения в этом, то судья не может и не должен рассматривать данное дело. Практика в демократических государствах такова, что там в подобных случаях судьи берут самоотвод, не дожидаясь того, что им дадут отвод», - сказал корреспонденту «Кавказского узла» Асабали Мустафаев.

Однако, по его словам, в Азербайджане единичны случаи, когда принимаются отводы судьям. «У нас нарушается принцип беспристрастности суда. Так, судьи, избиравшие в отношении лица мер ой пресечения арест впоследствии ведут против них и судебное следствие. Это само по себе уже служит основанием для признания нарушения прав осужденных в Европейском суде по правам человека», - сказал Мустафаев.

Он также считает необоснованным ограничение доступа адвокатов к арестованному.

«Право на эффективную юридическую защиту гарантируется Европейской конвенцией о правах человека. Консультации с адвокатом является ключевым механизмом в реализации этого права. С момента задержания подозреваемый, а потом и обвиняемый вправе встречаться со своим адвокатом», - отметил Мустафаев.

Рашид Гаджилы: суд должен обеспечить максиммальную прозрачность в расследовании дела

Вопрос доверия обвиняемого к объективности судейского состава является одним из важных составляющих отправления правосудия, считает директор Института права медиа Рашид Гаджилы

«Сами судьи, если есть малейшие сомнения к их беспристрастности, должны добровольно отказываться от рассмотрения дел», - сказал Гаджилы корреспонденту «Кавказского узла». 

По его мнению, в таком важном резонансном деле, как преследование известного журналиста и правозащитника, суд должен обеспечить максимум объективности и прозрачности в расследовании дела. 

"Претензии к судье Керимову необоснованны"

Судья Керимов оказался недоступным для комментариев. Один из сотрудников аппарата Бакинского суд по тяжким преступлениям, не пожелавший быть названным, заявил корреспонденту «Кавказского узла», что «в данном случае претензии к судье Керимову необоснованны».

«Этот человек в прошлом работал в МНБ. Сейчас он работает в иной ветви власти. Никакой подчиненности у него МНБ нет. Если у него нет родства с кем-либо из представителей следствия, расследующих дело против журналиста, или какой-либо личной вражды с обвиняемым, то оснований для отвода не может быть», - считает сотрудник суда. 

Отметим, что другим обвиняемым по этому делу является Таваккюль Гурбанов. Его адвокат по назначению Анар Рустамов воздерживается от комментариев.

Представители МНБ отвергают заявления Гашимли и его адвокатов о фальсификации уголовного дела против журналиста и нарушении его прав в СИЗО.

Напомним, что 25 ноября 2013 года Гашимли начал голодовку, протестуя против условий содержания и непредоставления ему встреч и телефонных разговоров с родными. После встречи с омбудсменом страны он прекратил голодовку.

МНБ Азербайджана пыталось склонить Парвиза к сотрудничеству со спецслужбами, заявлял ранее отец журналиста Кямран Гашимли. По его словам, его Парвиз является членом высшего меджлиса партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА), и в связи с этим на него оказывалось давление.

Автор:Фаик Меджид