00:17 / 06.03.2014В Азербайджане подсудимый журналист Парвиз Гашимли ходатайствовал об отводе составу суда

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В Бакинском суде по тяжким преступлениям 4 марта продолжились предварительные слушания по делу журналиста Парвиза Гашимли, обвиняемого в контрабанде и незаконной торговле оружием. Подсудимый заявил, что подвергался в СИЗО министерства национальной безопасности (МНБ) Азербайджана физическому и моральному давлению.

"Кавказский узел" писал, что Парвиз Гашимли был задержан 17 сентября 2013 года. Еще одним фигурантом его дела является некий гражданин Таваккюль Гурбанов, с которым, по версии следствия, Гашимли вступил в сговор, чтобы продавать оружие из Ирана. 27 февраля в Бакинском суде по тяжким преступлениям начались предварительные слушания по делу журналиста. В связи с отсутствием адвоката у обвиняемого Гурбанова судья Новруз Керимов перенес заседание на 4 марта. На заседании 4 марта стало известно, что коллегия адвокатов обеспечила Гурбанова адвокатом за счет государства. Им стал Анар Рустамов.

Парвиз Гашимли является сотрудником газеты "Бизим йол" (Наш путь), главой сайта moderator.az и руководителем общественного объединения "Центр защиты политических и гражданских прав граждан". Журналист не признает свою вину и считает, что его преследование политически мотивировано.

Судья спросил у обвиняемых, есть ли у них отвод составу суда. Гашимли и адвокаты заявили, что они выразят отношение к этому вопросу в зависимости от того, как будет вестись судебное следствие.

Об изменении меры пресечения в отношении Гашимли и замене ареста на домашний арест ходатайствовал его адвокат Эльчин Садыгов. "Паспорт Парвиза находится в суде. Его семья проживает в Баку. Отъезд его из страны невозможен. Да и ни к чему ему скрываться от следствия, он не считает себя виновным", - сказал адвокат Садыгов.

В ответ судья Новруз Керимов заявил о невозможности удовлетворения этого ходатайства. "Обвиняемый в тяжком преступлении не может находиться под домашним арестом", - сказал судья.

Далее Гашимли и Садыгов с учетом "общественной значимости" процесса ходатайствовали о разрешении журналистам вести аудио- и видеозаписи. После короткого совещания судья отклонил и это ходатайство. Он мотивировал это тем, что ведутся протокольные записи заседаний, и желающие, спустя три дня после каждого процесса, могут ознакомиться с ними.

Адвокат Садыгов заявил о нарушении прав его подзащитного следственным органом, а именно МНБ. По словам адвоката, начальник СИЗО МНБ Заур Баннаев не позволяет ему посещать своего подзащитного для подготовки Гашимли к судебным заседаниям.

Садыгов попросил суд признать действия Баннаева незаконными и принять решение о прекращении следствия со стороны МНБ и передаче дела на дорасследование в прокуратуру.

"Вот уже шесть месяцев меня содержат в одиночной камере СИЗО. По закону я имею право дважды в неделю по 15 минут разговаривать по телефону с членами моей семьи и раз в неделю встречаться с ними. Это мое право продолжает нарушаться. Мне на голову периодически надевают черный мешок и часами содержат в такой форме. Господин судья, если бы с вами так обращались бы, вы не почувствовали бы себя униженным?" - спросил Парвиз Гашимли, поддержав ходатайство своего адвоката.

Судья, отметив, что вопрос не по существу, снял его. Садыгов же выразил мнение, что нежелание судьи отвечать на этот вопрос  означает, что "он также считает подобное обращение унижением". В ответ судья сделал предупреждение Гашимли и Садыгову, чтобы они "не мешали ходу судебного следствия".

Далее адвокат Садыгов напомнил, что в период предварительного следствия в СИЗО МНБ у него отбирали записи, сделанные в ходе встреч с Гашимли.

О том, что не пускают к журналисту в СИЗО, заявили также адвокаты Гашимли Бахруз Байрамов и Фариз Намазлы. По их мнению, нет оснований для содержания Гашимли в изоляторе. Адвокаты ходатайствовали о переводе журналиста в СИЗО пенитенциарной службы.

Гашимли заявил, что в СИЗО МНБ он подвергается психологическому и моральному давлению. "Я шесть раз терял сознание и приходил в себя после вмешательства врачей. Мне угрожали пытками", - сказал Гашимли.

Гашимли ранее также обращался в суды с жалобой на пытки в МНБ, но в судах это не находило своего подтверждения, заявил гособвинитель Рахиль Исмайлов. "Неправильно одно и то же ходатайство рассматривать повторно", - сказал прокурор.

Судья согласился с ним и снял ходатайство. Были также отклонены ходатайства о переводе Гашимли в СИЗО пенитенциарной службы и передаче дела на доследование в прокуратуру.

Далее Гашимли выступил с отводом составу суда, поскольку судья Керимов в прошлом был следователем МНБ и является, по мнению подсудимого, пристрастным в этом деле.

Отвод не принимается в связи с  тем, что не основывается на требованиях законодательства, заявил в свою очередь судья. 

Другой обвиняемый Гурбанов и его адвокат на заседании не выступали.

Представители МНБ отвергают заявления Гашимли и его адвокатов о фальсификации уголовного дела против журналиста и нарушении его прав в СИЗО.

Процесс будет продолжен 7 марта.

Напомним, что 25 ноября 2013 года Гашимли начал голодовку, протестуя против условий содержания и непредоставления ему встреч и телефонных разговоров с родными. После встречи с омбудсменом страны он прекратил голодовку.

МНБ Азербайджана пыталось склонить Парвиза к сотрудничеству со спецслужбами, заявлял ранее отец журналиста Кямран Гашимли. По его словам, его Парвиз является членом высшего меджлиса партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА), и в связи с этим на него оказывалось давление.

Автор:Фаик Меджид