ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В Азербайджане на процессе по делу активистов Nida 27 февраля судья Джавид Гусейнов удалил обвиняемых из зала и принял решение о проведении заседания без их участия. Такое решение он принял после бурной реакции подсудимых на слова одного из свидетелей. Обвиняемые в свою очередь отказались от адвокатов, что вынудило судью отложить суд до 28 февраля.
7 марта 2013 года по подозрению в призывах к насилию перед акцией против небоевых потерь в армии были задержаны активисты Nida Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов. 14 марта – один из лидеров движения Рашад Гасанов, 30 марта – два члена правления Nida Узеир Мамедли и Рашадат Ахундов, 1 апреля - активист организации Заур Гурбанлы. Илькин Рустамзаде был задержан 17 мая по подозрению в хулиганстве - так следствие расценило организацию танцевального флешмоба Harlem Shake и размещение видеосюжета в YouTube.
Как ранее сообщал "Кавказский узел", изначально активистов обвиняли в хранении наркотиков и взрывчатки. 12 сентября 2013 года всем им, а также Рустамзаде было предъявлено новое обвинение в организации массовых беспорядков. 28 ноября 2013 года во время судебного заседания прокурором Нематом Авазовым был зачитан обвинительный акт. 15 января на процессе начался этап заслушивания показаний свидетелей обвинения.
Несмотря на то, что судебное заседание 27 февраля было назначено на 10.30, оно началось почти с одночасовым опозданием, поскольку произошла задержка с доставкой обвиняемых.
Ожидающие начала заседания родные и сторонники активистов стали аплодировать, топать ногами и скандировать требования доставки обвиняемых в зал. Далее они стали петь гимн движения Nida. Судебные надзиратели плотно закрыли двери зала, чтобы голоса не распространились по зданию суда.
Около 11.20 обвиняемых доставили в зал в наручниках. Присутствующие вновь зааплодировали, уже поздравляя обвиняемого Бахтияра Гулиева с днем рождения.
Далее началось заслушивание показаний свидетеля обвинения Анара Аббасова. Ранее он, несмотря на направление повесток, не приходил в суд, и 15 февраля было принято решение о его принудительном приводе.
На суде Анар Аббасов заявил, что подтверждает свои показания, данные на предварительном следствии. Он сказал, что познакомился с подсудимыми в конце января – начале февраля 2013 года в сквере Мирзы Фатали Ахундова в Баку и принял участие в их встречах в кафе.
По словам Аббасова, "некоторые из этих молодых людей в сквере Ахундова были в масках". "Вот этот парень в очках (Аббасов указал на обвиняемого Заура Гурбанлы, – прим. "Кавказского узла") в кафе сказал мне: "Когда будет свободное время, заходи к нам. Мы сидим в этом кафе. Сейчас мы обеспокоены солдатскими смертями. Мы хотим провести митинг. Пойти на митинг с бутылками с бензином и взрывать их". Мне это не понравилось, и я перестал общаться с этими людьми", - рассказал Аббасов.
"Взрывать или поджигать?" - спросил гособвинитель у Аббасова. Отметим, так как адвокаты утверждали, что "коктейли Молотова" являются не взрывчатыми веществами, а зажигательной смесью, то следствие впоследствии изменило квалификацию обвинения.
В свою очередь адвокат Эльтон Гулиев напомнил судьям, что личность свидетеля не была проверена в начале заседания. По словам адвоката, свидетель не предоставил удостоверения личности.
Выяснилось, что Аббасов явился без удостоверения личности. "Откуда нам теперь знать, что этот человек действительно Анар Аббасов. Суд должен был удостоверить личность, но не сделал этого. Насколько законен допрос его сейчас здесь как свидетеля?" - спросил адвокат.
Сам свидетель представил служебное удостоверение работника строительного треста Государственной нефтяной компании Азербайджана. Председательствующий судья Джавид Гусейнов, посчитав этот документ достаточным для удостоверения личности, предложил продолжить допрос свидетеля.
"В течение 10 дней мы старались обеспечить явку этого свидетеля. Теперь он явился в суд. Задавайте вопросы по существу, а вопрос с удостоверением личности решим потом", - сказал судья.
"Кто конкретно из подсудимых в сквере Ахундова был в маске?" - спросил адвокат Асабали Мустафаев свидетеля. Свидетель никак не ответил на вопрос и стоял молча.
В этот момент гособвинитель Немат Авазов сказал свидетелю: "Скажи: не помню", что вызвало бурную протестную реакцию подсудимых.
"За 22 года власти Азербайджана только и занимаются тем, что создают таких людей. Этот свидетель – лучшее "произведение" азербайджанской власти. Вот так они делают людей жалкими существами", - сказал обвиняемый Рашадат Ахундов.
"Вы тут играете нашими судьбами. Проводите нормальный процесс", - в свою очередь сказал другой обвиняемый Бахтияр Гулиев.
Далее подсудимые стали выкрикивать оскорбительные реплики в адрес свидетеля и прокурора. Судьи, посовещавшись на месте, приняли решение о дальнейшем продолжении заседания без участия обвиняемых. В ответ обвиняемые, чтобы заседание не проводилось в их отсутствие, заявили, что отказываются от адвокатов. Судья объявил перерыв.
После перерыва адвокат Гулиев призвал судей пересмотреть свое решение. "Эти молодые люди вот уже как год безвинно находятся под арестом. Мы все - судьи, прокурор, адвокаты - прежде всего люди и должны с пониманием относиться к человеческим судьбам. У одного из обвиняемых за время ареста родился ребенок, у другого в семье произошла трагедия, и он не смог в тяжелый момент быть вместе с родными. Их сегодняшнее поведение связано с эмоциональным состоянием. Участие молодых людей в процессе важно", - сказал Гулиев.
Решение не будет пересмотрено и обвиняемые сегодня не будут возвращены в зал, заявил в ответ судья Гусейнов.
Судья объявил заседание закрытым и назначил следующее заседание на 10.30 28 февраля.
Представители стороны обвинения оказались недоступны для комментариев. Пресс-служба генеральной прокуратуры также пока не комментирует ход судебного следствия.
Международная правозащитная организация Amnesty International признала всех обвиняемых по этому делу "узниками совести".