ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На судебном процессе по делу семи членов движения Nida и активиста организации «Свободная молодежь» на заседаниях 13 и 14 февраля были заслушаны свидетельские показания молодежных активистов, привлеченных стороной обвинения. Один из них бывший член Nida, блогер Этибар Салманлы заявил, что на предварительном следствии под психологическим давлением вынужден был дать показания против бывших коллег.
Другой свидетель, сотрудник Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР), блогер Мехман Гусейнов признал, что видеоролик об исполнении танца Harlem-Shake на Бакинском бульваре, инкриминируемого двум обвиняемым как хулиганские действия выставил он. При этом Гусейнов отметил, что обвиняемые Илькин Рустамзаде и Бахтияр Гулиев в исполнении танца не участвовали.
7 марта 2013 года по подозрению в призывах к насилию перед акцией против небоевых потерь в армии были задержаны активисты Nida Бахтияр Гулиев, Шахин Новрузлу и Мамед Азизов. 14 марта – один из лидеров движения Рашад Гасанов, 30 марта – два члена правления Nida Узеир Мамедли и Рашадат Ахундов, 1 апреля - активист организации Заур Гурбанлы. Илькин Рустамзаде был задержан 17 мая по подозрению в хулиганстве - так следствие расценило организацию танцевального флешмоба Harlem Shake и размещение видеосюжета в YouTube.
13 февраля на процессе в качестве свидетелей были допрошены член правления движения Nida Ульви Гасанли и бывший член этого движения, блогер Этибар Салманлы.
Гасанли сообщил, что на предварительном следствии его допрашивали в течение 6 часов, следователи интересовались организацией несогласованной акции протеста в Баку 10 марта 2013 г.
Он на следствии и в суде заявил, что молодежные активисты уведомили заранее Бакинскую мэрию о намерении провести 10 марта акции протеста против небоевых потерь в армии. «Исполнительная власть отказала нам. Мы провели, хотя несогласованную, но мирную акцию протеста. Это было нашим конституционным правом», - сказал Гасанли.
Отвечая на вопросы гособвинителя, Гасанли сказал, что Nida является организацией, приверженной мирным формам политической борьбы. На его взгляд, обвинение его товарищей в подготовке массовых беспорядков с применением «коктейлей Молотова» - надуманно.
Бывший член Nida блогер Этибар Салманлы сообщил, что в марте прошлого года (точную дату не назвал) его «прямо с рабочего места, скрутив руки, взяли лица в штатском».
Меня привезли в Следственное управление по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры и в течение 6 часов содержали там под психологическим давлением
«Меня привезли в Следственное управление по тяжким преступлениям генеральной прокуратуры и в течение 6 часов содержали там под психологическим давлением. Я подумал, что меня арестуют», - сказал Салманлы.
По словам блогера, в результате он заявил следствию, что покинул движение Nida из-за «политизации организации и скатывания ее на насильственные методы борьбы». Он также сказал, что на митинге 17 марта 2012 г. он возразил протест оскорблению руководства страны с трибуны, но «никто его не поддержал». И после акции протеста 17 марта Салманлы вышел из организации.
Однако на судебном заседании свидетель заявил, что покинул Nida, не из-за «политических разногласий», а «по семейным обстоятельствам». Салманлы также сообщил, что не верит в то, что обвиняемые готовили массовые беспорядки с применением "коктейлей Молотова".
На судебном заседании 14 февраля в качестве свидетеля был допрошен сотрудник Института свободы и безопасности репортеров (ИСБР), блогер Мехман Гусейнов. Он был привлечен в качестве свидетеля, в связи с предъявлением двум подсудимым Бахтияру Гулиеву и Илькину Рустамзаде обвинения в хулиганстве из-за организации танцевального флешмоба Harlem Shake 27 февраля 2013 г. на приморском бульваре в Баку.
На судебном заседании Гусейнов заявил, что видеоролик с флешмоба на сервисе Youtube.com выставил он.
Отметим, что Гусейнов в ходе заседания отвечал на вопросы судьи с юмором и иронией. (Гусейнов ведет популярный среди пользователей сайт sancaq.biz и возглавляет продакшн-студию «Санджаг» («Булава»), прим. корреспондент «Кавказского узла») Высказывания Гусейнова вызывали смех в зале и раздражение судьи.
Когда судья спросил «кто подал идею танца и снятия его на видео?» Гусейнов ответил: «Мы, я и еще 6 человек, шли по бульвару… Но, сейчас на скамье подсудимых вместо Илькина должен был находиться штатив. Ибо Илькин вообще не причем. Он просто стоял за штативом». Свидетель сообщил, что идея флешмоба и снятия его на видео была спонтанной.
По его словам, Рустамзаде в танце не участвовал. «Он всего лишь стал одним из многочисленных зрителей», - пояснил свидетель.
Гусейнов добавил, что Гулиев также не танцевал, а стоял рядом с бронзовой скульптурой.
К ним на бульваре подошел человек в штатском, пояснил свидетель, и потребовал покинуть набережную, а Рустамзаде напомнил, ему про свободу собраний.
Это было всего 30-секундное видео. В Интернете масса видеороликов Harlem-Shake в разных вариациях.
Он подчеркнул, что танец Harlem-Shake - популярен по всему миру. «Это было всего 30-секундное видео. В Интернете масса видеороликов Harlem-Shake в разных вариациях. Проправительственная молодежная организация «Ирели» («Вперед») также провела флешмоб Harlem-Shake в общественном месте», - сказал Гусейнов.
Блогер сообщил, что видео он сам смонтировал и выложил в Youtube. На вопрос судьи почему исполнители танца разделись, Гусейнов ответил: «Это только я разделся по пояс».
Адвокат Немат Керимли спросил у свидетеля, был ли нанесен какой-либо ущерб государственному или частному имуществу при исполнении танца. Гусейнов сообщил: «Скульптура не возражала. Половина бульвара с интересом наблюдала за танцем».
Обвиняемый Рустамзаде сказал: «Мне следователь сказал, что будь его воля, дал бы нам статью «изнасилование» … скульптуры. А я ему сказал, для азербайджанской прокуратуры нет никаких проблем взять показания даже со скульптуры». По его словам, он девять месяцев не понимает, за что его арестовали.
В ответ судья примирительно сказал: «Вот мы и расследуем это».
Рустамзаде в свою очередь указал на абсурдность обвинения в совершении хулиганства против скульптуры.
В качестве свидетеля также был допрошен глава молодежной организации OL («Будь») Вугар Саламлы. По его словам, следствие интересовалось отношениями между OL и Nida, проектами организации, ее финансовыми вопросами.
Как отметил Саламлы, OL является неполитической, просветительской организацией и не финансировало Nida.
OL организовал «Университет свободной мысли», который был дискуссионной площадкой, в которой участвовали многие молодые люди, в том числе члены Nida.
Отвечая на вопросы обвиняемых и адвокатов, Саламлы опроверг информацию следствия о том, что найденные на квартире обвиняемого Новрузлу 94.100 манатов (около 125 тыс. долларов) и 750 долларов были переданы движению Nida OL.
Судебный процесс будет продолжен 20 февраля.
Этот танец исполняют по всему миру, и усматривать в этом безнравственные действия - безнравственно
Адвокат Рустамзаде Асабали Мустафаев после окончания заседания заявил корреспонденту «Кавказского узла», что 14 февраля стало ясно, насколько нелепо следствию было квалифицировать исполнение флешмоба Harlem-Shake как хулиганские действия.
«Этот танец исполняют по всему миру, и усматривать в этом безнравственные действия - безнравственно. Скульптура на бульваре не является памятником какой-либо конкретной личности, а просто фигура. Поэтому о гипотетическом неуважении к чьей-то памяти тоже не может быть речи. В-третьих, ни Рустамзаде, ни Гулиев не участвовали в исполнении танца, они вообще не причем. Это обвинение с молодых людей должно быть безоговорочно снято», - сказал Мустафаев.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от представителей стороны обвинения относительно хода судебного процесса по делу активистов Nida.
Международная правозащитная организация Amnesty International признала всех обвиняемых по этому делу "узниками совести".