ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
На судебном процессе в Бакинском суде по тяжким преступлениям по делу семи активистов Nida и члена организации "Свободная молодежь" Илькина Рустамзаде обвиняемые провели акцию протеста в связи с решением судьи удалить из зала лидера партии "Мусават" Ису Гамбара. В знак несогласия с решением председательствующего судьи Джавида Гусейнова они повернулись к судьям спиной. Только ближе к концу заседания после настойчивых просьб адвокатов активисты повернулись лицом к судьям и сели на свои места.
Как сообщал "Кавказский узел", первоначально активисты Nida обвинялись в хранении наркотиков и взрывчатки. 12 сентября всем им, а также Рустамзаде было предъявлено новое обвинение - в организации массовых беспорядков, сопровождавшихся поджогами или погромами, за что им грозит до 12 лет тюрьмы. На заседании 28 ноября прокурор Немат Авазов зачитал обвинительный акт. 5 декабря обвиняемые отказались от дачи показаний. В связи с этим судья стал зачитывать показания обвиняемых предварительному следствию. В ходе заседаний 5 и 18 декабря были зачитаны показания Б.Гулиева и Ш.Новрузлу.
Заседание 19 декабря было назначено на 10.30, однако в связи с процедурой проверки желающих наблюдать за процессом и отъема у них мобильных телефонов и других устройств, позволяющих вести аудио и видеозапись, процесс начался с 40-минутной задержкой.
Адвокат: судебные надзиратели не позволяют защите общаться с обвиняемыми
В начале заседания адвокат Рашадата Ахундова Рашид Гаджилы напомнил судье, что ходатайство защиты о разрешении обвиняемым сидеть на процессе рядом со своими адвокатами, было отклонено. "Но даже когда до заседания или в перерывах мы подходим к железной решетке и общаемся с обвиняемыми, судебные надзиратели мешают нам. Они начинают подслушивать наши беседы, не позволяют передавать бумаги. Хотя бы пусть в этом они не нарушают нашу конфиденциальность", - сказал Гаджилы.
В ответ судья Джавид Гусейнов сказал, что не знает наизусть обязанностей судебных надзирателей. "Но я призываю их (судебных надзирателей) не препятствовать тому, что не запрещено законом", - сказал судья.
"Передача листа бумаги независимо от содержания текста не может считаться нарушением закона", - заявил в ответ Гаджилы.
Судья попросил выйти из зала лидера партии "Мусават"
Судья, оставив это замечание без ответа, обратился к присутствующему в зале лидеру партии "Мусават" Исе Гамбару. "Я вижу тут уважаемого Ису муаллима (форма почтительного обращения к мужчине. - Прим. "Кавказского узла"). Прошу его подняться. Он должен покинуть зал, потому что в прошлый раз было принято такое решение в связи с нарушением им порядка", - сказал судья Гусейнов и потребовал от судебных надзирателей вывести Гамбара из зала.
Напомним, что на заседании 14 ноября Иса Гамбар, заявив о невиновности подсудимых, призвал судей освободить их. "Вы - седовласые люди. Стыдно держать невиновных людей под стражей. А вы еще тут занимаетесь какими-то процессуальными формальностями. Невиновность этих людей очевидна", - заявил тогда Гамбар. В ответ судья Гусейнов, обвинив Гамбара в популизме, сделал ему предупреждение и пригрозил удалением из зала. После этого Гамбар сам демонстративно покинул зал.
В свою очередь, лидер "Мусават" предложил суду объяснить, в чем он нарушил порядок.
Судья в ответ заявил, что не считает своим долгом давать Гамбару объяснения, и стал настаивать на выводе его из зала.
Судебные надзиратели оказались в замешательстве. Они не решались применять силу против оппозиционного политика и пытались в мягкой форме уговорить его.
В ответ Гамбар сказал, что не боится ни судью, ни вообще правящего режима Азербайджана. "Целью моего обращения к вам было заставить вас и таких как вы испытывать угрызения совести за содержание под арестом невинных людей. Убежден, что после сегодняшнего решения вы и такие как вы еще долго будете испытывать угрызения совести. Наступит время, за незаконные действия вы ответите перед законом", - сказал Гамбар.
Эти слова были встречены аплодисментами обвиняемых и присутствующих в зале.
"Ход заседания доказывает политический характер дела"
Подсудимые стали выкрикивать, что если Гамбар будет удален, то "процесса не будет". Они повернулись спиной к судье.
После этого Гамбар сам покинул зал.
Вслед за этим глава аппарата партии "Мусават" Ариф Гаджилы выразил протест против действий судьи.
В свою очередь, судья заявил, что "не надо превращать суд в политическую арену".
В ответ Гаджилы сказал, что судья "своим предвзятым отношением к политикам страны демонстрирует политический характер дела". "Этот суд проводится на основе политических решений. Решение о выводе Исы Гамбара из зала является еще одним свидетельством тому. На месте невинно арестованных молодых людей должны сидеть те, кто их судит. По грамотности и достоинству они выше судей", - заявил Гаджилы.
В ответ судья распорядился, чтобы вывели из зала и Гаджилы. Однако он также сам вышел из зала под аплодисменты присутствующих.
Далее судья, невзирая на то, что обвиняемые стоят спиной к нему, стал зачитывать показания обвиняемого Мамеда Азизова предварительному следствию.
Когда секретарь заседания подошел к Азизову чтобы он посмотрел материалы уголовного дела, касающиеся его показаний и подтвердил, что под материалами стоит его подпись, обвиняемый отказался смотреть в дело.
В зале вновь раздались аплодисменты.
"Вы словно аплодируете какому-то геройству", - сказал председательствующий. После этого судьи встали, чтобы покинуть зал.
"Вы тут устраиваете театр, мы аплодируем этому. Вы уходите, чтобы, наверное, принять решение об освобождении зала и ведения закрытого процесса. Но, знайте, вы - убийцы молодых жизней", - заявил поднявшийся с места активист партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Сеймур Хази.
После получасового перерыва судьи вернулись на место. Судья Гусейнов подозвал к себе главу судебных надзирателей и что-то ему шепотом сказал. Руководитель надзирателей, подойдя к сидящим в зале родным и сторонникам активистов, очень вежливо попросил их не нарушать общественный порядок.
Молодые люди, однако, продолжали стоять спиной к судье.
Судья продолжил читать показания Азизова.
Однако спустя 10 минут адвокат Гаджилы от имени всех защитников настойчиво попросил молодых людей повернуться лицом к суду и сесть на свои места.
Молодые люди выполнили эту просьбу.
При этом обвиняемый Рашадат Ахундов сказал, что "протест был направлен против действий судьи, и акция удалась".
Мамед Азизов: следователи принуждали подписывать готовые тексты
Далее судья Гусейнов продолжил зачитывать показания обвиняемого Мамеда Азизова предварительному следствию.
В показаниях, данных 7, 8 и 9 марта, Азизов сообщал, что 7 марта к нему на съемную квартиру пришли сотрудники Министерства национальной безопасности (МНБ) с ордером на обыск. В ходе обыска в обувном шкафу был обнаружен целлофановый пакет с 174, 54 г высушенной марихуаны. Заявив, что он не имеет никакого отношения к наркотикам, Азизов по данным следствия, якобы признал, что обсуждал с другими активистами Nida вопрос об организации массовых беспорядков на митингах.
Как утверждает следствие, Азизов дал показания, что на встречах активистов Nida в конце февраля – начале марта обсуждались вопросы о том, что "мирные акции не дают эффекта". В зачитанных материалах утверждается, что Азизов дал показания, что другой обвиняемый Рашад Гасанов заявлял, что необходимо устраивать массовые беспорядки с использованием "коктейлей Молотова", дымовых шашек с "целью запугивания полиции, активизации населения, привлечения поддержки других оппозиционных сил и верующих, а также получения политической и финансовой помощи от зарубежных посольств и международных организаций". По данным следствия, Азизов говорил, что Гасанов заявлял, что "революция в Египте также начиналась с применения "коктейлей Молотова".
По данным следствия, у Азизова были изъяты листовки с текстом: "Срочно требуется демократия: тел.:+994 адрес: Азербайджан".
Примечательно, что показания, которые записаны 7, 8 и 9 марта совпадали слово в слово.
Однако на допросе 14 сентября в присутствии своего доверенного адвоката Азизов заявил, что все эти показания были выбиты у него под физическим и психологическим давлением. Он заявлял, что не имеет никакого отношения к наркотикам. Кроме того, в ходе встреч активистов Nida никогда не обсуждались вопросы применения насилия в ходе акций и подготовки революции, говорилось в материалах следствия.
На судебном заседании Азизов сказал, что никакого допроса не было, и его принуждали подписывать готовые тексты.
На вопрос судьи, в чем проявилось давление на него в МНБ, по совету адвокатов Азизов не стал отвечать и заявил, что обо всем расскажет, когда будет давать показания после расследования доказательств стороны обвинения.
Суд отказал в ходатайствах адвоката Шахина Новрузлу
Адвокат обвиняемого Шахина Новрузлу (его показания были зачитаны на предыдущем заседании 18 декабря) Немат Керимли ходатайствовал о направлении запроса в МНБ с целью предоставления сведений регистрационного журнала о посещении этого ведомства 7-9 марта отцом обвиняемого Ибрагимом Новрузлу.
"Так мы сможем установить, действительно ли отец молодого человека присутствовал при допросе своего сына, как утверждает следствие. Присутствие отца было обязательным, поскольку на тот момент Шахину Новрузлу еще не исполнилось 18 лет. Но в реальности Шахина допрашивали без отца и даже назначенного государством адвоката. Этого адвоката он увидел лишь в суде, когда избирали меру пресечения", - сказал адвокат Керимли.
Адвокат также ходатайствовал о проведении медицинской экспертизы Ш.Новрузлу, поскольку, по словам обвиняемого, ему выбили четыре зуба в МНБ.
Прокурор Немат Авазов, выступив против первого ходатайства, не стал возражать против второго. Однако суд после совещания принял решение оставить первое ходатайство на этом этапе судебного следствия не рассмотренным. А второе ходатайство отклонил.
Судья мотивировал это тем, что отец Ш.Новрузлу будет еще допрошен на процессе.
Решение отклонить второе ходатайство судья мотивировал тем, что Новрузлу отказался на этапе следствия от показаний и подробно не рассказал, что против него применяли пытки.
Адвокат Эльтон Гулиев заявил о несостоятельности позиции суда. "А может, отец Шахина Новрузлу зол на своего сына и даст против него показания. Это не значит, что Шахин говорит неправду. Поэтому сведения с регистрационного журнала МНБ по любому нужны. Там зафиксирована вся информация о входящих в здание и выходящих. Это важно для установления истины", - сказал адвокат.
В ответ судья сказал, что к вопросу можно вернуться на последующих этапах процесса, объявив, что следующее заседание назначено на 10.30 25 декабря.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей следственных органов и прокуратуры в связи с ходом процесса.
Отметим, что международная правозащитная организация Amnesty International признала всех обвиняемых по этому делу "узниками совести".