ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Представители тейпа Аушевых в Ингушетии на съезде приняли обращение к главе республики Юнус-Беку Евкурову с просьбой не проводить в Джейрахском ущелье шоу "Битва в горах" и другие развлекательные мероприятия.
Как сообщал "Кавказский узел", международные командные соревнования по смешанным единоборствам М-1 Challenge 33, приуроченные к 20-летию республики, прошли в июне 2012 года на открытой площадке в горах Ингушетии. Поединки проходили при активной поддержке зрителей из Ингушетии, Чечни, Дагестана. По информации организаторов турнира, в селении Эги-Кал собралось порядка 20 тысяч человек. Во время соревнований глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров сообщил, что турнир "Битва в горах" станет ежегодным.
"Кавказский узел" представляет видеосюжет на эту тему.
8 июня в этом же месте вновь прошли бои без правил - соревнования по смешанным единоборствам, турнир M-1 Challenge 40. В нем приняли участие 26 спортсменов из Украины, Финляндии, Польши, Франции, Бразилии, США, Голландии, Испании, Болгарии, Австрии. Российские спортсмены представляли клубы Москвы, Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкесию, Ингушетию. Часть поединков транслировалась по телеканалу "Россия", сообщает официальный сайт правительства Ингушетии.
Съезд тейпа Аушевых прошел 15 июня в доме культуры Экажево. На съезде, кроме обращения к главе Ингушетии, был сформирован совет тейпа. Его председателем избран Ахмед-Башир Аушев, являющийся также сопредседателем высшего совета общественного движения "Мехк-Кхел".
Обращение с просьбой не проводить массовые мероприятия в ауле Эги-Кал поддерживают представители и других тейпов Ингушетии, сказал корреспонденту "Кавказского узла" Ахмед-Башир Аушев.
"Такие мероприятия, как турнир в нашем родовом ауле Эги-Кал, не имеют ничего общего с нашим менталитетом, с нашими обычаями и традициями", - заявил собеседник "Кавказского узла". Он согласен с тем, что ингуши должны приобщаться к современной культуре, "но подобного рода крайности ингушскому народу ни к чему". Для проведения таких мероприятий есть стадионы, концертные площадки в городах республики, считает он.
Ахмед-Башир Аушев рассказал, что выступающих на съезде представителей тейпа Аушевых насторожило заявление главы республики о том, что турнир "Битва в горах" планируется проводить в Эги-Кале ежегодно. "Мы выступаем категорически против этого. У нас есть веские основания добиваться отмены проведения таких мероприятий в местах, святых для каждого ингуша", - продолжил Аушев.
Он рассказал, что аул Эги-Кал, который "приглянулся" инициаторам проведения этих мероприятий, является родовым аулом для многих фамилий Ингушетии. "Из Эги-Кала вышли такие известные фамилии как Газдиевы, Базоркины, Аушевы, Ужаховы, Дахкильговы и другие. Каждый род имел свое фамильное кладбище. В Эги-Кале более ста различных по типу средневековых построек: боевые, полубоевые, жилые башни, святилища, склепы. В Эги-Кале было четыре боевых башни. Сегодня осталась только одна высокая боевая башня", - рассказал Ахмед-Башир Аушев. Он также сообщил, что рядом с этой башней находится могила классика ингушской литературы Идриса Базоркина.
"На этом месте раньше проводились национальные праздники, встречи и другие мероприятия, например, посвященные дню образования республики, с соблюдением всех необходимых мер для сохранения наших исторических памятников. Но то, что происходило на последнем мероприятии, собравшем несколько тысяч зрителей, вызывает возмущение", - сказал председатель совета тейпа Аушевых.
По его словам, боевая башня, как и другие средневековые постройки, "использовались в качестве туалетов". "Зрители залезали на башню. Чтобы удобнее было расположиться, сталкивали камни с поврежденных временем башенных строений. Некоторые "любители истории" посетили фамильные склепы, которые находятся в непосредственной близости от аула. О чем свидетельствуют разбросанные вокруг склепов человеческие кости", - рассказывает Ахмед-Башир Аушев.
Если уж нет средств для реставрации башен, так хоть пусть не трогают, не разрушают то, что еще осталось
Неприятные впечатления от мероприятия остались и у экс-главы администрации Джейрахского района Хусена Цурова. "Я был в прошлом году на этих "боях без правил". Неприятный осадок остался. Это не вписывается в наш менталитет, в наши обычаи. Заповедное место, каким является Джейрахский район, не место для таких мероприятий. Эти бои должны проводить на стадионе. Для жителей нашего района подобные шоу – стихийное бедствие. Горы мусора, загаженные башни. Если уж нет средств для реставрации башен, так хоть пусть не трогают, не разрушают то, что еще осталось", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Хусен Цуров.
"В этот день, когда проходило мероприятие, шел дождь. Народу было много - тысяч пять-шесть. Многие приехали на машинах, в основном на внедорожниках. Так перепахали все вокруг, что от травяного покрова ничего не осталось, одни канавы и рытвины. Я потом на своей "Ниве" не мог проехать", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" житель селения Гули Руслан.
Мужчина также сказал, что потом жители сел района убирали мусор, пытались навести порядок на месте проведения боев без правил. По его словам, из одного могильного склепа во время уборки вытащили пакет с остатками пищи, пустыми бутылками от кока-колы и минеральной воды. "На подмогу прислали сотрудников министерства культуры", - рассказал житель селения Гули.
Гладиаторские бои в историческом заповеднике - это не самый разумный вариант
"На территории Джейрахско-Ассиновского музея-заповедника если уж что-то и проводить, то в плане этнографического направления. Но при этом нужно проводить разумно, не нарушая ничего вокруг. Уникальные памятники средневековья должны находиться под охраной государства. Что же касается боев без правил, так для этого есть стадионы. Мне кажется, что гладиаторские бои в историческом заповеднике - это не самый разумный вариант", - сказал Хамид Мамаев, археолог, кандидат исторических наук, изучающий башенные комплексы горной Ингушетии.
С решением тейпа Аушевых согласен и археолог, сотрудник Министерства культуры Республики Ингушетия Умалат Гадиев. "И с точки зрения ислама, и с точки зрения ингушских адатов подобных мероприятий здесь проводить нельзя. И я согласен с требованиями Аушевых на сто процентов", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" Умалат Гадиев.
"Иначе как варварством не назовешь то, что происходит на территории Джейрахско-Ассиновского музея-заповедника. Я имею в виду эти самые турниры боев без правил и различные развлекательные шоу", - заявила председатель Центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, член Общественной палаты РФ Галина Маланичева.
"Проведение турниров на месте, где чувствуется дух предков, - явное неуважение к истории, к этой красоте, воплощенной в камне, к тем, кто строил эти величественные башни, аналогов которым нет в мире, к предкам, кто населял ущелье и защищал свою землю от врагов", - сказала Маланичева.
По ее оценке, башенные комплексы "великолепны и органично вписываются в горный пейзаж". "Еще в советское время мы издавали календари, и всегда там были ингушские средневековые башни. Мне и в голову не могло прийти, что на месте этих исторических памятников можно проводить турниры боев без правил, различные развлекательные шоу. Башни – символ ингушской земли, память прошлого. В отношении памяти – это неправильно, несправедливо и неверно. И здесь я полностью поддерживаю местных жителей", - высказала свое мнение Галина Маланичева.
В канцелярию главы Ингушетии это обращение было доставлено 24 июня. Как сообщил корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник канцелярии, обращение будет рассмотрено в течение 30 дней и о результатах будет сообщено заявителю. Комментировать проблемы, поднятые в обращении, сотрудник администрации президента республики отказался.
Отметим, сразу после окончания турнира, прошедшего 8 июня, в своем блоге в "Живом журнале" глава республики Юнус-Бек Евкуров оценил мероприятие как "очень значимое и важное", признав при этом наличие ряда проблем в его организации.
"Люди, которые приезжали на вчерашнее мероприятие, как впрочем, и любые гости ранее, набрались эмоции, они восторгались красотой наших гор и башен... С каждым годом мы будем все лучше и лучше проводить это соревнование", - написал 9 июня в своем блоге Евкуров.
"Лично у меня много вопросов по организации, но в целом хорошо", - написал глава республики в комментариях, отвечая на реплику пользователя о хорошей организации турнира.
В 1980 году будучи студентом ист.фака ЧИГУ я летом водил туристов по этим местам. Был такой 102 всесоюзный туристический маршрут-Верхний Алкун-Таргимская котловина, далее через перевал Салги и заканчивался в Ольгетты. Тогда не было авто-дороги по Ассе до Таргима и Гули. Вот когда люди набирались впечатлений! Посмотрите старый фильм Татаева Ильяса- В стране башен, там я запечатлен во главе тургруппы. Нельзя там проводить эти кулачные бои, там в открытую лежат тела усопших предков многих ингушских фамилий в родовых склепах( малх кашнаш) на некоторых даже элементы одежды сохранились. Лучше разработать турмаршрут, троп там хватает, красота неописуемая, сделать хорошую рекламу, понастроить биваков( бивак-место для стоянки и ночевки туристов, может быть и бревенчатым и матерчатым, то-есть палатки) на протяжении маршрута и-Добро пожаловать! Я-бы вообще на месте руководства республики обьявил эти места особо охраняемой зоной и запретил езду там на авто без надобности. Инициаторов этого обращения нужно поддержать, если мы хотим оставить потомкам память о наших предках, как они жили, в каких башнях какая фамилия жила.
Этим. спортивным. мероприятием. восхищался. весь. мир. кроме. зрелищности. мероприятия, весь. мир. смог. увидеть. и. восхититься. историческими. ингушскими. башнями. весь. мир. узнал. благодаря. этому. спортивному. празднику, что. такое. настоящая. лезгинка, настоящее. кавказское. гостеприимство, и. бесспороное. преимущество. кавказцев-джигитов. в. силе
А ПИТЬ ВОДКУ С ГОСТЯМИ У СТЕН БАШЕН И РАЗВЛЕКАТЬСЯ МОЖНО, А ВОТ ПОЧЕМУ ТО БОИ ПРОВОДИТЬ НЕЛЬЗЯ????