ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
В станице Даховской республики Адыгеи 16 января у мемориала погибшим в годы Великой Отечественной войны состоялся митинг в рамках акции "Вахта памяти", посвященной 70-летию освобождения Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков. "Вахта памяти" продолжится в районах и городах Адыгеи и завершится в Афипсипе – последнем населенном пункте, освобожденном на территории республики в 1943 году.
Участники митинга в Даховской призвали своих земляков помнить тех, кто погиб, защищая Родину
В митинге приняли участие 180 человек - руководство Совета ветеранов Адыгеи, председатель комитета Адыгеи по делам молодежи Махмуд Каратабан, представители администрации Майкопского района, фронтовики, среди которых участник освобождения Адыгеи Михаил Богомолов, школьники и жители станицы, в том числе дети войны, пережившие оккупацию.
Перед началом митинга прошло возложение цветов к памятному камню на месте расстрела местных жителей и у памятника, обозначающего рубеж начала освобождения Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков – 16 января 1943 года. В церемонии возложения цветов к памятнику приняла участие и живущая по соседству с памятником расстрелянных жителей участница войны Надежда Чернявская.
Митинг у мемориала в центре станицы Даховской открыл сотрудник администрации Майкопского района Андрей Петров. Он напомнил, что 70 лет назад здесь шли ожесточенные бои и началось освобождение Адыгеи. Чиновник выразил признательность ветеранам за ратный подвиг и объявил митинг открытым.
В почетном карауле у мемориала стояли солдаты срочной службы. Прозвучали гимны в исполнении оркестра Майкопского гарнизона, и к собравшимся обратился исполняющий обязанности председателя Совета ветеранов Республики Адыгея Аслан Куадже, который кратко рассказал, как осенью 1942 года 17-я армия Вермахта и 1-я танковая армия под командованием фон Клейста, а также румынский армейский корпус, вторглись на территорию Северного Кавказа.
Гитлеровские войска значительно превосходили силы Красной армии, и красноармейцы отступили. Более полугода длилась оккупация на территории Адыгеи, и освобождать ее советским воинам помогали отряды партизан, в которых боролись против оккупантов даже подростки, дети были связными партизан, отметил Куадже.
Почетный гражданин Майкопского района, заместитель председателя совета ветеранов района Михаил Романов рассказал, как после войны, с 1952 по 1961 годы он работал в Даховской и помнит, как организовали доставку и установку памятника на мемориале в центре станицы в 1955-м. Романов рассказал, что у немецких захватчиков были на территории станицы, на возвышении, установлены четыре орудия и минометы, также десятки огневых точек. Это был опорный пункт оккупантов, соединенный с Темнолесской, станицей, которая тогда входила в Тульский район (прежнее название Майкопского района), отметил ветеран.
30 декабря 1942 года два немецких батальона и казачий эскадрон кавалерии имени Платова, под прикрытием минометной батареи напали на партизанские отряды, сосредоточенные в селе Новопрохладном (партизаны намеревались двинуться в станицу Баговскую). Как рассказал Михаил Романов, когда захватчикам удалось войти в село, они сожгли 71 из 87 домов в селе, убили около 50 человек и 150 жителей Новопрохладного погнали в Даховскую, кто не мог идти – добивали прикладами и расстреливали.
Ветеран призвал помнить имена партизан и местных жителей, погибших в дни оккупации буквально накануне освобождения Адыгеи и Краснодарского края.
В завершение памятного мероприятия была объявлена минута молчания, после которой прозвучал троекратный залп из винтовок. Участники митинга возложили цветы. Дети войны, ныне пенсионеры, вспоминали дни и месяцы оккупации и со слезами глазах клали красные гвоздики у каменных плит с именами ушедших в бессмертие.
Жители Даховской с болью в сердце вспоминают дни оккупации и первое время после освобождения станицы от фашистов
В день прихода оккупантов в станице Даховской горели хаты, вспоминает Мария Кудинова, которой в августе 1942 года было пять лет.
К ним в дом пришел румын и сказал на ломаном русском: "Хозяйка, уходи". Ее мама собрала узел, и с двумя маленькими дочерьми шла мимо горящих домов станичников. Обернувшись, они увидели, что и их дом полыхает огнем, вспоминает женщина.
Другая жительница Даховской Елена Долматова, которой в то время было девять лет, говорит, что страшнее всего было чувство постоянного голода, которое не прошло и после освобождения от оккупации. Еще 10-летней девочкой она пошла работать в полеводческую бригаду по выращиванию табака, который отправляли на фронт бойцам Красной армии. Работали бесплатно, за "палочки" - так обозначали трудодни.
Если кто-то не набирал 120 трудодней, то могли и выслать, и посадить, как и за забытые после жатвы колоски, которые пытались собирать для растирки в муку. Тогда и лепешки из лебеды на воде пекли на голой сковородке, на печке, и жмых ели в качестве лакомства, отмечает Елена Долматова.